Художник внутри Вас


Художник внутри Вас (часть 2)


    Рис. 8.4. "Портрет друга* Чака Кэррола.
    Рис. 8.4. "Портрет друга* Чака Кэррола. "Теперь я вижу, что этот человек находится в растерянности из-за множества эмоций, заполняющих его разум - иногда он очень обеспокоен и пытается разобраться...
    Рис. 8.6. *ПортретДж. С." Ивлина Мура.
    Рис. 8.6. *ПортретДж. С." Ивлина Мура. "Он может быть очень сложным. Он поглощен собой и может закрывать глаза на вещи, которые напрямую его не касаются. Его жизнь полна привычек. Он очень старает...
    Рис. 8.7. *ПортретДж. М. Б.* Барбары Пол.
    Рис. 8.7. *ПортретДж. М. Б.* Барбары Пол. "Я имела в виду нарисовать человека отстраненного (вокруг краев), но с которым, тем не менее, легко иметь дело, предсказуемого, кроме тех единичных случае...
    Сведение воедино некоторых новых идей
    Сведение воедино некоторых новых идей В духе комментариев моих студентов, что ваш "портретный" рисунок раскрыл для вас? Вы "видите" что-то новое, чего не видели раньше? Стал ли "изображенный" вами...
    Первый инсайт: отыскание вопроса
    Первый инсайт: отыскание вопроса Американский психолог Дж. У. Гетцельс в сноске к докладу на тему "Психология творчества" отметил, что нижеследующую сентенцию он обнаружил "под именем Гертруды Ста...
    Рисование проблемы в аналоговой форме
    Рисование проблемы в аналоговой форме Пожалуйста, прочтите все указания к этому упражнению, прежде чем начнете рисовать. После упражнения я покажу вам некоторые примеры студенческих рисунков - но,...
    Послание с небес
    Послание с небес Рассматривайте этот рисунок как послание от зрительно-образной части вашего разума - от восприятия в П-ре-жиме. Ваша задача - понять это сообщение, "прочитать" его. Это consonanti...
    Смысл послания
    Смысл послания Следующий шаг - понять информацию или послание рассудком, облачив аналогию в слова. В соответствии со словами Андре Бретона, приведенными на полях, мы должны связать визуальный язык...
    Рисование из жизни: студенческие аналогии проблем
    Рис.ование из жизни: студенческие аналогии проблем Позвольте мне показать вам некоторые примеры студенческих "проблемных аналогий". Проблемы, выбранные ими, естественным образом отражают их интере...
    Рис. 9.1. Проблемная аналогия студентки Пам Фолан.
    Рис. 9.1. Проблемная аналогия студентки Пам Фолан....
    Рисунок сопровождается Л-режимным...
    Рис.унок сопровождается Л-режимным описанием: "Куда я иду? Одна часть меня хочет заняться бизнесом или юриспруденцией и стать большим человеком; другая хочет заняться моделированием одежды. Другая...
    Рис. 9.2. Проблемная аналогия Джуди Сталь.
    Рис. 9.2. Проблемная аналогия Джуди Сталь. "Проблема: карьера, ведущая в никуда. Вся жизнь идет в никуда, нет никакого направления"...
    Рис. 9.3. Проблемная аналогия Крейга Альберта.
    Рис. 9.3. Проблемная аналогия Крейга Альберта. "Проблема: компьютерная программа". (Позже Крейг сказал мне, что его рисунок позволил ему решить эту проблему и закончить программу так, чтобы она ра...
    Рис. 9.4. Неподписанный проблемный рисунок.
    Рис. 9.4. Неподписанный проблемный рисунок. "Ожирение; мне кажется, оно охватывает все стороны моей жизни, затеняя и затемняя их"...
    Рис. 9.5. Неподписанный проблемный рисунок.
    Рис. 9.5. Неподписанный проблемный рисунок. "Попытка приспособиться, найти свою "нишу", установить связь с другими людьми". (Отметьте, что студент аккуратно обозначил верх рисунка. Он имел право с...
    Рис. 9.6. Проблемная аналогия студентки Рут фон Зидов.
    Рис. 9.6. Проблемная аналогия студентки Рут фон Зидов. "Я наверху со всеми своими сложностями. Вещи и идеи поступают ко мне со всех сторон. Главная проблема состоит в том, что я не могу выбрать ка...
    Рис. 9.7
    Рис. 9.7 Примером использования визуального языка П-режима является так называемая Сетка, впервые разработанная в 1978 г. Ричардом Боном, научным директором всемирно известной рекламной корпорации...
    Рис. 9.8
    Рис. 9.8...
    Рис. 9.9
    Рис. 9.9 простой и мощный визуальный образ формирует основу для рекламной стратегии и, что, может быть, еще важнее, обеспечивает рекламное агентство средством эффективного сообщения этой стратегии...
    Реакции студентов на аналоговое рисование
    Реакции студентов на аналоговое рисование Многие студенты высказали мне свои реакции на это упражнение. Наиболее частым комментарием было то, что "рисование проблемы изменяет ее, делает ее более о...
    Извлечение смысла изнутри наружу
    Извлечение смысла изнутри наружу Много лет назад мне поручили позаниматься с группой взрослых, которые плохо умели читать. Это был незабываемый опыт. Мне запомнился человек, который, наверное, впе...
    "Чтение" проблемных аналогий
    "Чтение" проблемных аналогий Я выбрала для анализа три проблемные аналогии. Две из них кратко охарактеризовали сами студенты, выполнявшие их так, что нам, по крайней мере, известен объект. Третий...
    Рис. 10.1. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь">
    Рис. 10.1. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь"> Некая тяжелая блокирующая форма (темный участок справа) представляет собой препятствие, которое удерживает и заклю...
    Рис. 10.2. Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента Дж. Д. М.
    Рис. 10.2. Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента Дж. Д. М. Второй рисунок производит совершенно иное впечатление. Вспомните, что в словаре рисования формы, помещенные низко в рамка...
    Рис. 10.4. Одилон Редон (1840-1916)...
    Рис. 10.4. Одилон Редон (1840-1916). *Глаз, как причудливый воздушный шар, плывущий в бесконечность (к Эдгару По)*. Литография, 1882 Одилон Редон так говорил об этой своей работе: "Суть тайны - в...
    Чтение перевернутых аналогий
    Чтение перевернутых аналогий Опять же мне хотелось бы коротко прокомментировать свое "прочтение" визуального языка студенческих рисунков, наблюдаемых теперь в перевернутом виде. И снова хочу преду...
    Аналогия - это зеркало, но не волшебное
    Аналогия - это зеркало, но не волшебное Конечно, информация, содержащаяся в аналоговых рисунках, - это только информация; это не волшебство. Увидеть что-то - еще не значит изменить отношение или п...
    Рис. 10.5. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь*. Перевернутый вид
    Рис. 10.5. Проблемно-аналоговый рисунок А. Г., озаглавленный "Разорванная связь*. Перевернутый вид...
    Рис. 10.6. Неозагдавленный проблемно-аналоговый рисунок студента Дж. Д. М. Перевернутый вид
    Рис. 10.6. Неозагдавленный проблемно-аналоговый рисунок студента Дж. Д. М. Перевернутый вид Еще одна идея насчет "перевернутого рисования"- и "перевернутого решения проблем". Я полагаю, что их важ...
    Рис. 10-7 Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента С. К. Перевернутый вид
    Рис. 10-7 Неозаглавленный проблемно-аналоговый рисунок студента С. К. Перевернутый вид...
    Не упустите красивый вопрос
    Не упустите красивый вопрос Рассматривая (свою) реальность в форме "проблемных" рисунков, ищите части, которые смущают вас, которые кажутся не на месте или недостающими или которые "приходят на ум...
    Рембрандт "Рембрандт с тремя усами" фрагмент. Эскиз. Г-н и г-жа Роберт Энджел, Пасадена, Калифорния
    Рембрандт "Рембрандт с тремя усами" фрагмент. Эскиз. Г-н и г-жа Роберт Энджел, Пасадена, Калифорния...
    Новые стратегии мышления
    ЧАСТЬ III Новые стратегии мышления "Если бы мы с вами оказались лицом к лицу и вы спросили меня: "Могу ли я научиться рисовать?", я бы без колебаний ответил: "Да". Потому что этому может научиться...
    Установление правил игры
    Установление правил игры "Одним из парадоксов творчества представляется то, что оригинальное мышление требует ознакомления с идеями других людей". Джордж Неллер "Искусство и наука творчества", 196...
    Взгляд вовнутрь и взгляд наружу
    Взгляд вовнутрь и взгляд наружу Я полагаю, что "рассмотрение" информации, критически важной для нахождения решения, требует умения видеть - не в буквальном смысле, но скорее в том значении этого с...
    Основные стратегии Насыщения
    Основные стратегии Насыщения Для насыщения разума информацией о проблеме я предлагаю следующую эвристику, которая поможет вам увидеть, укладываются ли данные в границы проблемы, как они укладывают...
    Умение видеть - это навык, которому можно и научиться, и научить
    Умение видеть - это навык, которому можно и научиться, и научить В искусстве есть старая поговорка: "Если научить человека видеть, он научится рисовать". Итак, овладеть надо не умением рисовать, а...
    Рис. 11.1. Винсент Раузипо Беседы с разумным хаосам*.
    Рис. 11.1. Винсент Раузипо Беседы с разумным хаосам*. Если, таким образом, можно считать доказанным, что человеческое зрение уже обладает чудесной природной способностью, что же тогда человек може...
    Пять фундаментальных навыков видения
    Пять фундаментальных навыков видения Это скрытое содержание очерчивало базовые навыки рисования. Предлагая упражнения, которые (по замыслу) должны были вызывать переключение режимов работы мозга,...
    Рисование как параллель чтению
    Рисование как параллель чтению Ключевым открытием, я полагаю, было то, что рисование во многом подобно чтению. Что касается чтения, фундаментальное Озарение - то, что слова, написанные на странице...
    Рис. 11.2. Рисунок студента Куроямы с упором на негативные пространства
    Рис. 11.2. Рисунок студента Куроямы с упором на негативные пространства...
    Рис. 11.3. Рисунок студента Абделя Хамида Сабри с упором на светотень
    Рис. 11.3. Рисунок студента Абделя Хамида Сабри с упором на светотень...
    Рис. 11.4. Рисунок студентки Дианы Хан *Руш, держащая перчатку* с упором на края
    Рис. 11.4. Рисунок студентки Дианы Хан *Руш, держащая перчатку* с упором на края Другой пример - танцы. Сначала умение танцевать осваивается по компонентам, которые затем складываются в единый нав...
    Стратегии Насыщения и не только
    Стратегии Насыщения и не только В стадии творческого процесса, называемой Насыщением, видение того, что находится перед глазами, не уступает по важности информации, представляемой разуму любым ины...
    Рисование полно парадоксов, как...
    Рис.ование полно парадоксов, как и само творчество. А имея дело с парадоксами, надо уметь держать в уме одновременно две диаметрально противоположные идеи и при этом, как выразился романист Ф. Ско...
    Рисование требует именно такого...
    Рис.ование требует именно такого подхода. Художник должен любой ценой избегать каких бы то ни было вербальных умозаключений относительно рисуемого объекта, будь то человек или пейзаж. При рисовани...
    Рис. 12.1. Жан-Симеон Шарден (1699-1779). "3аяц с охотничьей сумкой и пороховницей". Масло, холст
    Рис. 12.1. Жан-Симеон Шарден (1699-1779). "3аяц с охотничьей сумкой и пороховницей". Масло, холст Цитируемые слова французского художника XVHI века Жана-Симеона Шардена: "Вот объект, - говорил он...
    Видение того, чего нет
    Видение того, чего нет Один пример: студентка рисовала портрет мужчины, голова которого по своей костной структуре была чем-то необычной и интересной. Проходя мимо нее, когда она была занята работ...
    Рис. 12.1.
    Рис. 12.1. Жан-Симеон Шарден (1699-1779). *3аяц с охотничьей сумкой и пороховницей". Масло, холст Цитируемые слова французского художника XVIII века Жана-Симеона Шардена: "Вот объект, - говорил он...
    Видение того, чего мет
    Видение того, чего мет Один пример: студентка рисовала портрет мужчины, голова которого по своей костной структуре была чем-то необычной и интересной. Проходя мимо нее, когда она была занята работ...
    Рис. 12.2. Твидлди и Твидлдум готовятся к битве
    Рис. 12.2. Твидлди и Твидлдум готовятся к битве...
    Рис. 12.3. Твидлди и Твидлдум, когда не сражаются. С разрешения Британского музея
    Рис. 12.3. Твидлди и Твидлдум, когда не сражаются. С разрешения Британского музея Некоторые более знакомые формы обмана от специалиста по деловому менеджменту Ф. Д. Баррета: "Менеджеры свидетельст...
    Твидлди и Твидлдум согласны не сражаться
    Твидлди и Твидлдум согласны не сражаться Для того, чтобы творческий процесс успешно прошел все свои стадии, мы должны каким-то образом удерживать эти два режима, этих Твидлдума и Твидлди от сражен...
    Как обманом отстранить Л-режим от решения задачи
    Как обманом отстранить Л-режим от решения задачи Каким бы упрямым Л-режим ни был, его можно обмануть. И он, по-видимому, так и не способен научиться противостоять этому обману. Этот обман может пр...
    Рисунки
    Рис.унки как красивые жесты Поэт и художник Уильям Блейк (1757-1827) говорил своим друзьям-художникам: "У вас есть та же способность (видеть), что и у меня, вам нужно лишь доверять ей и культивиро...
    Рисунки как красивые жесты
    Рисунки как красивые жесты Штормовое рисование "Рисование жеста" - это техника быстрого рисования, когда выполняются один рисунок за другим, например пятнадцать рисунков за пятнадцать минут или да...
    Пожалуйста, прочтите все инструкции, прежде чем начнете.
    Пожалуйста, прочтите все инструкции, прежде чем начнете. 1. Отсчитайте пятнадцать листов писчей бумаги и сложите их в стопку. Рисовать можно карандашом, ручкой или фломастером - последний особенно...
    Рис. 13.1. Эдгар Дега "Жокей". Черный мелок. Национальная библиотека Париж
    Рис. 13.1. Эдгар Дега "Жокей". Черный мелок. Национальная библиотека Париж...
    Рис. 13.2. Эжен Делакруа "Тигр и аллигатор". Перо. Лувр, Париж
    Рис. 13.2. Эжен Делакруа "Тигр и аллигатор". Перо. Лувр, Париж...
    Рис. 13.4. Пабло Пикассо "Этюд...
    Рис. 13.4. Пабло Пикассо "Этюд для Герники*, 1937. Карандаш на голубой бумаге. 21x27 см. Музей Прадо, Испания Первоначальные этюды Пикассо к его шедевру "Герника" были небольшими быстрыми наброска...
    Рис. 13.5. Пабло Пикассо "Композиционный...
    Рис. 13.5. Пабло Пикассо "Композиционный этюд для Герники", 1937. Рисунок на белой бумаге. 24 х 33 см. Музей Прадо, Испания...
    Рис. 13.6. Пабло Пикассо "Герника", 1937. Масло, холст. 3,5 х 7,8 м. Музей Прадо, Испания
    Рис. 13.6. Пабло Пикассо "Герника", 1937. Масло, холст. 3,5 х 7,8 м. Музей Прадо, Испания Добрый совет: "Один музейный работник, которого я знавал в Лондоне, любил скрывать свою эстетическую чувст...
    Рисунки-жесты в некотором смысле...
    Рис.унки-жесты в некотором смысле подобны технике решения проблем, именуемой "мозговой атакой". При проведении мозговой атаки группа специалистов, числом не более дюжины, работает в течение заране...
    Рис. 13.7. "Забавный бизнес" Роджера...
    Рис. 13.7. "Забавный бизнес" Роджера Боллена; перепечатано с разрешения Ассоциации газетных предприятий. Надписи на рис.: Сядь, дурак! У кого-нибудь еще есть полоумные идеи? Я ненавижу манеру, в к...
    Рисование
    Рис.ование со скоростью улитки "Контур" определяется как край формы. Контурная линия, по этому определению, не означает лишь внешний край. Контурные линии могут описывать любой край, внутри или сн...
    Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.
    Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать. 1. Установите таймер на десять минут и поставьте его в таком месте, чтобы вы не могли его видеть. 2. Сядьте в следующем положении: ваша рука...
    Рисование со скоростью улитки
    Рисование со скоростью улитки 5. Увидев и зарисовав каждую деталь морщинки, переходите к соседней линии и начинайте точно фиксировать свое восприятие этой линии и ее связи с первой линией. Затем п...
    Рис. 14.2. Два примера "чистого...
    Рис. 14.2. Два примера "чистого контурного рисования", выполненные студентами Махендрой Патель и Мике Сурико Когда закончите, рассмотрите свой рисунок. Вы увидите очень странный набор черточек, св...
    Рисование аналогий из образного мышления
    Рисование аналогий из образного мышления В следующем упражнении мы воспользуемся техникой "чистого контурного рисования" для дальнейшего уточнения краев рассматриваемой проблемы и насыщения мозга...
    Мортон Хлнт "Вселенная внутри", 1982
    Мортон Хлнт "Вселенная внутри", 1982...
    Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать.
    Пожалуйста, прочтите все указания, прежде чем начинать. 1. Сложите подле себя несколько произвольно выбранных предметов: лист растения, скомканный кусок целлофана или фольги, раковину, карандаш, ц...
    Рис. 14.3. Морская анемона Epiactris...
    Рис. 14.3. Морская анемона Epiactris pmlifera. Фото Юджина Козлова, 1973. Из книги "Морская жизнь тихоокеанского побережья" , 1973 В своей вышедшей в 1954 г. книге "Двери восприятия" английский пи...
    Рис. 14.4.
    Рис. 14.4. Предметная аналогия - это процесс, в результате которого обычные предметы дают нам ответы на наши проблемы. Иногда решения лежат у нас под самым носом. Карандаш - пример того, как предм...
    Левое полушарие
    Левое полушарие...
    Рис. 14.5. Метафорическая аналогия менеджмента.
    Рис. 14.5. Метафорическая аналогия менеджмента. Теория менеджмента "Путешествие к звездам" изложена в работе Вайно Суоянена Менеджмент и человеческий разум*, 1983 рассредоточиваться. Обследуйте лю...
    Теперь начинайте рисовать.
    Теперь начинайте рисовать. Когда закончите, повернитесь и рассмотрите свой рисунок. Вы вновь увидите странные и красивые линии, свойственные "чистому контурному рисованию". Посторонний человек, ко...
    Как выйти за пределы предрассудков
    Как выйти за пределы предрассудков При обучении людей рисованию самое трудное - убедить их, что значение имеют не только объекты, что окружающие их пространства не менее важны. В искусстве есть да...
    Восприятие пространств как форм
    Восприятие пространств как форм Восприятие негативных пространств - второй базовый компонент комплексного умения рисовать. Расширяя поле исследований в стадии Насыщения, вы присовокупите этот втор...
    Рис. 15.1. Рисунок стула через негативные пространства, выполненный студентом Джоном Мато
    Рис. 15.1. Рисунок стула через негативные пространства, выполненный студентом Джоном Мато "Неопределенность можно представить как покров неизвестности, окружающий определенные события. У японцев д...
    Рис. 15.2. Два взгляда на объект:
    Рис. 15.2. Два взгляда на объект: 1. Вид объекта. 2. Вид пространств, имеющих с объектом общие края "В американских традициях управления лидеры видятся как одиночные фигуры, способные решительно д...
    Умонастроение для обеих точек зрения
    Умонастроение для обеих точек зрения Именно в этом состоит наша цель: взять на вооружение обе точки зрения, какой бы сферой творчества мы ни занимались, и приобрести хотя в самой малой степени то...
    Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете.
    Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете. 1. Прикрепите к столу лист бумаги и приготовьте карандаш. В этом упражнении, в отличие от "чистого контурного рисования", рисунок будет у ва...
    Рис. 15.4
    Рис. 15.4 Я как-то спросила художника Марка Уэтли: "Когда вы хотите увидеть негативное пространство, вы видите его сразу, в то самое мгновение, как смотрите на него?" Ответ Уэтли: "Всегда есть нек...
    Рис. 15.5
    Рис. 15.5...
    Рис. 15.6. Попытайтесь увидеть не нарисованные края пальцев.
    Рис. 15.6. Попытайтесь увидеть не нарисованные края пальцев. "Иногда бывает легче рисовать пространства, а объекты сами позаботятся о себе". Артур Л. Глптил " Самоучитель рисования ", 1933 Король...
    Воображение форм через края пространств
    Воображение форм через края пространств В качестве следующего шага нам предстоит увидеть, что негативные пространства и позитивные формы имеют общие края. Создайте мысленный образ пальцев руки меж...
    Незнакомые формы
    Незнакомые формы Еще одно короткое предварительное упражнение. Опять же, сначала прочтите все указания . 1. Прикрепите к столу лист бумаги. 2. Расположите руку перед собой так, чтобы пальцы были н...
    Рис. 15.7. Использование форм как негативных пространств. Сосредоточьтесь на:
    Рис. 15.7. Использование форм как негативных пространств. Сосредоточьтесь на:...
    Состыковка пространств и форм
    Состыковка пространств и форм В следующем упражнении вы выполните "настоящий" рисунок, полный рисунок своей руки, используя два компонентных навыка комплексного умения рисовать - навыки восприятия...
    Прежде чем начинать рисовать, прочтите все указания.
    Прежде чем начинать рисовать, прочтите все указания. 1. Устройте так, чтобы вам как минимум полчаса (а если можно, то и дольше) никто не мешал. Работайте без таймера и вообще не заботьтесь о време...
    Рис. 15.8
    Рис. 15.8...
    Рис. 15.9. Ваша "модель"
    Рис. 15.9. Ваша "модель"...
    Рис. 15.10. Рисунок, выполняемый с "модели"
    Рис. 15.10. Рисунок, выполняемый с "модели" 4. Разместите свою "модельную" руку в какой-нибудь интересной позиции, предпочтительно чтобы какая-то часть ее виделась в ракурсе (чтобы пальцы или запя...
    Рис. 15.11. Модифицированный контурный рисунок, выполненный студентом Марком Греем
    Рис. 15.11. Модифицированный контурный рисунок, выполненный студентом Марком Греем...
    Рис. 15.12. Модифицированный контурный рисунок, выполненный студентом Рачесом
    Рис. 15.12. Модифицированный контурный рисунок, выполненный студентом Рачесом помеченная на рис. 15.14 буквой *d, является частью руки, но ее легче нарисовать, если рассматривать в качестве негати...
    Рис. 15.13. Пабло Пикассо. Два...
    Рис. 15.13. Пабло Пикассо. Два рисунка левой руки художника, 1919. Графитовый карандаш. Частная коллекция 9. Переходите от края к краю, от пространства к пространству, всегда стараясь четко увидет...
    Рисуя края форм и пространств...
    Рис.уя края форм и пространств, вы выполняете "модифицированный контурный рисунок". Поэтому линии будут очень медленными, и вы, двигаясь вдоль краев, будете переносить на бумагу как можно больше п...
    Теперь начинайте рисовать.
    Теперь начинайте рисовать. Когда закончите, уделите своему рисунку еще минутку внимания, полюбуйтесь на него, испытывая глубочайшее уважение к его цельности и гармонии и к правдивости вашего воспр...
    Негативные пространства и творческое мышление
    Негативные пространства и творческое мышление Теперь как можно подробнее разберите те изменения в вашем состоянии ума, которые вы переживали в ходе рисования. Вы потеряли ощущение времени? Вы помн...
    Рис. 15.14. Формы вокруг ногтей воспринимаются легче, чем сами ногти
    Рис. 15.14. Формы вокруг ногтей воспринимаются легче, чем сами ногти В этот момент было бы интересно извлечь на свет выполненный вами ранее "предварительный рисунок" руки (третий из набора предвар...
    Обратимся к исследуемой проблеме
    Обратимся к исследуемой проблеме Перед выполнением следующего упражнения достаньте выполненные вами аналоговые рисунки, касающиеся некоторой ситуации или проблемы. Если вы не работали над какой-то...
    Рис. 15.15. Элизабет Лейтон за рабочим столом
    Рис. 15.15. Элизабет Лейтон за рабочим столом Вопрос второй: есть ли на рисунке позитивная форма, которая могла бы исполнять функцию негативного пространства? Переключение этой части проблемы на р...
    Рис. 15.16. Элизабет Лейтон "Инсульт", 1979.
    Рис. 15.16. Элизабет Лейтон "Инсульт", 1979. В своем выразительном рисунке Лейтон изобразила правую половину своего лица, пораженную инсультом, как негативное пространство. "Видение - это опыт......
    Отключение мозговых программ
    Отключение мозговых программ Я считаю, что это главная причина, почему рисование кажется трудным делом: рисование требует значительного усилия по отключению мозговых программ. Позвольте продемонст...
    Рисунок первый: заранее запрограммированная реакция
    Рисунок первый: заранее запрограммированная реакция Первый рисунок Р. Ф., по моему мнению, представляет собой заранее запрограммированную концептуальную реакцию на задание, свойственную Л-режиму....
    Рис. 16.2. *Флаг №2* студента Р. Ф., 15 февраля 1978 г
    Рис. 16.2. *Флаг №2* студента Р. Ф., 15 февраля 1978 г...
    Рис. 16.3. *Флаг №3* студента Р. Ф., 22 февраля 1978 г.
    Рис. 16.3. *Флаг №3* студента Р. Ф., 22 февраля 1978 г. Когда группа собралась вновь на следующей неделе, я сказала студентам (многие из которых выполнили похожие символические изображения флага):...
    Рисунок второй: понятие против восприятия
    Рисунок второй: понятие против восприятия Я наблюдала за студентом Р. Ф. и увидела, что он очень долго рассматривал флаг и в нем явно боролись две различные точки зрения; каким образом полосы, кот...
    Рисунок третий: когда реальности открыты двери
    Рисунок третий: когда реальности открыты двери На третьей неделе я сказала студентам: "Прекрасно, вы сумели впустить в себя часть информации. Теперь мы попытаемся увидеть еще больше. Я понимаю, чт...
    Рис. 16.4. Три рисунка Р. Ф. за трехнедельный период
    Рис. 16.4. Три рисунка Р. Ф. за трехнедельный период...
    Удивительная сила понятий
    Удивительная сила понятий Второй пример: рисунок студентки Кэрол Фреч, изобразившей свою левую руку, держащую чашку (рис. 16.5). Занятия продолжались уже примерно четыре недели, и Кэрол научилась...
    Рис. 16.5. "Рука, держащая чашку" студентки Кэрол Фреч
    Рис. 16.5. "Рука, держащая чашку " студентки Кэрол Фреч...
    Рис. 16.6. Это чашка, которую...
    Рис. 16.6. Это чашка, которую на самом деле видела Кэрол, - чашка с "круглым дном"; здесь восприятие вступает в конфликт с понятием "чашки с плоским дном, которая стоит на плоской поверхности" Вер...
    Рис. 16.7. "Обратимая ваза" была...
    Рис. 16.7. "Обратимая ваза" была впервые предложена Эдгаром Рубином в 1915 г. и доныне служит излюбленной демонстрацией взаимного обращения фигуры и фона. На рисунке можно видеть либо вазу, либо п...
    Рис. 16.8. Для левшей
    Рис. 16.8. Для левшей...
    Рис. 16.9. Для правшей
    Рис. 16.9. Для правшей Интересный эксперимент (рис. 16.8 и 16.9). 1. Нарисуйте две горизонтальные линии, обозначающие верх и низ рисунка. 2. Нарисуйте один профиль - слева, если вы правша, или спр...
    Рис. 16.10. Обратимый куб Неккера
    Рис. 16.10. Обратимый куб Неккера...
    Рис. 16.11. Сдвоенные кубы Неккера. Сосредоточьтесь на центральной точке
    Рис. 16.11. Сдвоенные кубы Неккера. Сосредоточьтесь на центральной точке...
    Вторая: обратимые кубы Неккера
    Вторая: обратимые кубы Неккера В качестве второго примера переменчивого восприятия, сфокусируйтесь теперь на хорошо известном кубе Неккера (рис. 16.10), который был предложен в 1832 г. швейцарским...
    Третья: парадокс "утки/кролика"
    Третья: парадокс "утки/кролика" Двусмысленная фигура, придуманная психологом Джозефом Джастроу (рис. 16.12) может восприниматься с равным основанием либо как утка, либо как кролик. Заметьте, что к...
    Четвертая: два двусмысленных изображения
    Четвертая: два двусмысленных изображения Двусмысленный рисунок, показанный на рис. 16.13, к моему сожалению, обычно называют "жена/любовница". (Чтобы уравновесить эту ситуацию, я придумала второй...
    Рис. 16.12. Изображение "кролика/утки"...
    Рис. 16.12. Изображение "кролика/утки". Этот рисунок был использован в 1900 г. психологом Джозефом Джастроу как пример соперничающей двусмысленности. Когда это кролик, его морда смотрит вправо, ко...
    Рис. 16.13. "Жена/любовница"
    Рис. 16.13. "Жена/любовница"...
    Рис. 16.14. "Муж/любовник"
    Рис. 16.14. "Муж/любовник" Австрийский писатель Роберт Музиль словесно описывает умонастроение, необходимое для принятия двусмысленностей или парадоксов: "Есть истины, но нет Истины. Я могу с абсо...
    Мозг стремится к умозаключению
    Мозг стремится к умозаключению Почти в каждой группе, с которой я работала, определенная часть студентов оказалась просто неспособна "отыскать" одно или другое изображение, хотя оба эти изображени...
    Рис. 16.15. Использование трубки из бумаги для визирования двух объектов, ближнего и дальнего
    Рис. 16.15. Использование трубки из бумаги для визирования двух объектов, ближнего и дальнего Визирование является, по сути, "действенной стратегией", если воспользоваться термином Дэниела Деннета...
    Рис. 16.16. Два яблока бок о бок...
    Рис. 16.16. Два яблока бок о бок......
    Рис. 16.17. ...и на расстоянии друг от друга
    Рис. 16.17. ...и на расстоянии друг от друга 5. Теперь рассмотрите оба объекта без трубки и попытайтесь увидеть различия в размерах точно такими, как вы видели их через трубку. Вы наверняка найдет...
    Два ключевых вопроса
    Два ключевых вопроса Позвольте мне изложить этот парадокс несколько по-другому. Человеческий мозг, судя по всему, среди мириадов других вопросов постоянно задает два ключевых: "Что это?" и "Где эт...
    Рис. 16.18. Эти четыре фигуры идентичны по размеру
    Рис. 16.18. Эти четыре фигуры идентичны по размеру 1. На рисунке четыре человеческие фигуры кажутся увеличивающимися в размере, а между тем они совершенно одинаковы! Убедитесь в этом, отметив на к...
    Рис. 16.20. Вырежьте мерку по...
    Рис. 16.20. Вырежьте мерку по размеру одной фигуры и измерьте остальные фигуры, прикладывая к ним вырезанную мерку Выражаясь по-другому: "...он страдал от затвердения категорий". Эрин Бума "Уорлд...
    Визирование соотношений и пропорций
    Визирование соотношений и пропорций Какую пользу может принести визирование в овладении третьим базовым компонентом рисования, восприятием соотношений и пропорций? И каким образом оно может быть п...
    Надписи на рисунке: Зачем художники...
    Надписи на рисунке: Зачем художники всегда так делают? Чтобы закрыть те части, которые трудно рисовать....
    Визирование - ценный навык
    Визирование - ценный навык Признаюсь, что в первые годы своей преподавательской деятельности я реагировала на вздохи и протесты студентов и не слишком задерживаясь на визировании, надеясь, что они...
    Рис. 17.1. Вообразите прозрачную пластиковую сетку в плоскости, параллельной глазам
    Рис. 17.1. Вообразите прозрачную пластиковую сетку в плоскости, параллельной глазам...
    Рис. 17.2. Плоскость изображения параллельна линии глаз...
    Рис. 17.2. Плоскость изображения параллельна линии глаз......
    Рис. 17.3. ...и всегда перпендикулярна "линии прицела"
    Рис. 17.3. ...и всегда перпендикулярна "линии прицела"...
    Что такое плоскость изображения
    Что такое плоскость изображения Первым шагом в освоении навыка визирования является приобретение краеугольного, фундаментального умонастроения художника. Это умонастроение связано с так называемой...
    Изобретение Элинор: мобильное устройство Дюрера
    Изобретение Элинор: мобильное устройство Дюрера Затем я полушутя сказала, что художник - это человек, который ходит по жизни с невидимой пластиковой сеткой, висящей перед его лицом. Одна студентка...
    Рис. 17.4. Изобретение Элинор: мобильный визир...
    Рис. 17.4. Изобретение Элинор: мобильный визир......
    Рис. 17.5. ...используемый студентом Дэвидом Смитом
    Рис. 17.5. ...используемый студентом Дэвидом Смитом Отличное упражнение, помогающее студентам уловить понятие плоскости изображения, было предложено Артуром Гаптилом в его учебнике по рисованию. В...
    Рис. 17.6. Альбрехт Дюрер (1471-1528)...
    Рис. 17.6. Альбрехт Дюрер (1471-1528). Рисовальщик, выполняющий рисунок женщины в перспективе", 1525. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк...
    Рис. 17.7. Перпендикулярный столбик фиксирует положение визирующего глаза Дюрера
    Рис. 17.7. Перпендикулярный столбик фиксирует положение визирующего глаза Дюрера...
    Рис. 17.8. Дюрер переносит визируемые точки на расчерченный лист бумаги
    Рис. 17.8. Дюрер переносит визируемые точки на расчерченный лист бумаги точкам и, разумеется, по отношению к линиям сетки, он определит верхнюю точку правого колена (точка 3). Дюрер переносит эти...
    Вариант устройства Дюрера
    Вариант устройства Дюрера Быстрый и легкий способ испытать простой вариант визирования - рассмотреть через окно интересную уличную панораму: крыши, дорогу, ряд деревьев. 1. Используйте фломастер,...
    Если это было хорошо для Гольбейна...
    Если это было хорошо для Гольбейна... Возвращаясь к приспособлениям, которыми художники пользуются при рисовании, позвольте мне процитировать каталог с выставки рисунков великого немецкого художни...
    Рис. 17.9. Ганс Гольбейн Королева...
    Рис. 17.9. Ганс Гольбейн Королева Джейн Сеймур". Черный и цветные мелки, контуры усилены пером и чернилами. Королевская коллекция, Виндзор, Англия...
    Рис. 17.10. Образец пластиковой...
    Рис. 17.10. Образец пластиковой сетки для визирования. Размер квадратных ячеек произвольный. Одним больше нравятся маленькие ; ячейки, другим большие, третьи ограничиваются одной вертикальной и од...
    Рис. 17.11. Выберите в окружающей...
    Рис. 17.11. Выберите в окружающей изображаемой сцене "третью точку" для фиксации трехточечной "линии прицела"; первые две точки - это ваш глаз и кружок на сетке...
    Прочтите, пожалуйста, все указания прежде, чем начнете.
    Прочтите, пожалуйста, все указания прежде, чем начнете. 1. Держите сетку параллельно линии глаз - вспомните устройство Элинор! При необходимости держите ее обеими вытянутыми руками, чтобы сетка со...








Начало