Художник внутри Вас

         

Два примера "чистого...



Рис. 14.2. Два примера "чистого контурного рисования", выполненные студентами Махендрой Патель и Мике Сурико


Когда закончите, рассмотрите свой рисунок. Вы увидите очень странный набор черточек, свежий, нестереотипный и очень глубокий в художественном отношении. Я очень люблю вспоминать замечание, которое сделала писательница Джуди Маркс Говард, впервые увидев чистый контурный рисунок. Она сказала: "Никто в левом уме не смог бы выполнить такого рисунка!" И это верно замечено. Л-режим просто не может или не хочет иметь дело со столь сложной визуальной информацией.

Возникает, конечно, вопрос: "А что это дает?" Вопрос этот не нов. "Чистое контурное рисование" применяется американскими преподавателями изобразительного искусства уже сорок лет со времени публикации знаменитой книги Кимона Николаидеса "Естественный путь к рисованию", и все это время они знали, что оно помогает учащимся рисовать лучше - видеть лучше, - но почему этот метод так полезен, всегда оставалось загадкой. Я предлагаю следующее возможное объяснение.

Во-первых, "чистое контурное рисование" вынуждает отстраниться от работы Л-режим, который обычно "видит" детали формы - пальцы, ногти, морщинки - как символические абстракции. Л-режим фактически говорит вам: "Я уже понял, это морщинка. Зачем продолжать смотреть на нее? Я ее уже назвал. Это все морщинки. А для морщинок у меня есть специальный штришок, который я всегда использую. Вот он! Они все похожие; мы просто несколько раз применим этот штришок - и все будет понятно. Пошли дальше... это слишком скучно" и так далее-Во-вторых, "чистое контурное рисование" может также изменить привычный стиль работы П-режима. Возможно, при "нормальном" распределении функций П-режим в качестве основного объекта восприятия видит руку целиком, а Л-режим имеет дело с деталями как абстракциями. Но намеренная концентрация внимания П-режима на детали (морщинке, ногте), возможно, заставляет его видеть эту деталь как целую конфигурацию, сохраняя одновременное восприятие связи детали с полной конфигурацией. Видимо, П-режим способен идти все глубже и глубже, воспринимая детали деталей, не теряя при этом из виду полной конфигурации во всех ее сложных соотношениях. Именно такое умонастроение необходимо для рисования наблюдаемой формы, так что "чистое контурное рисование" может, в некотором смысле, оказаться шоковой терапией для обоих режимов - оба полушария понимают, что происходит что-то не то, и, возможно, этим объясняется тот стресс, который испытывают многие студенты, используя эту технику.

Короче говоря, "чистое контурное рисование" создает условия, в которых П-режим более не делится работой по переработке зрительной информации с Л-режимом, а все воспринимает сам, рассматривая все детали и общую конфигурацию во взаимоотношениях. Эти взаимоотношения, составляющие полную картину, чрезвычайно сложны (вспомните "Хризантему" Мондриана, с. 53) и выходят за пределы возможностей или склонностей Л-режи-ма. Но это глобальное восприятие и леса, и деревьев обеспечивает единство наблюдения, краеугольный камень искусства и творчества - integritas Фомы Аквинского (см. с. 113), первое из трех эстетических требований для красивого рисунка или элегантного решения проблемы.

Если обобщить сказанное, то конечная цель "чистого контурного рисования", во-первых, пережить (как можно ближе) восприятие, которое является чисто образным, без частичного вмешательства линейно-последовательного режима, восприятие, на которое вербальные понятия практически не воздействуют, а во-вторых, выполнить рисунок, в котором записывается это переживание. Посредством "чистого контурного рисования" вы делаете образное мышление видимым, как это было и с аналоговыми рисунками.




Содержание раздела