Быстрый и легкий способ испытать простой вариант визирования - рассмотреть через окно интересную уличную панораму: крыши, дорогу, ряд деревьев.
1. Используйте фломастер, которым можно писать по стеклу. В первую очередь нарисуйте на стекле достаточно большой формат - скажем, примерно 45 х 60 см.
2. Станьте перед окном на расстоянии, удобном для рисования на стекле. Окно будет для вас "плоскостью изображения" и одновременно поверхностью, на которой вы будете рисовать то, что видите на "плоскости изображения".
3. Примерно в центре формата, на уровне глаз, нарисуйте маленький кружок, который послужит фиксированной точкой (аналогичной вертикальному столбику Дюрера). Эта точка устанавливает "уровень глаз", называемый также "горизонтальной линией", так как уровень глаз, бесконечно продолженный вперед, превращается в конце концов в (горизонтальную) линию горизонта.
4. Выберите в сцене, которую видите за окном, любую подходящую точку и выстройте в одну линию три точки: один ваш глаз (другой закрыт), кружочек на окне и выбранную точку. Линия, соединяющая эти три точки, образует фиксированную "точку зрения", к которой вы всегда можете вернуться, если вам случится дернуть головой при рисовании.
5. Рассмотрите уличную сцену так, чтобы один глаз занимал зафиксированную "точку зрения", а второй закройте. Вообразите теперь, что вся эта сцена была вдавлена в стекло и от нее остался двумерный отпечаток на наружной поверхности окна.
6. Зарисуйте наблюдаемую сцену прямо на стекле, удерживая глаз на одной и той же зафиксированной "точке зрения". Постарайтесь избавиться от мыслей. Вам не нужно думать о том, что вы делаете, в том смысле, что не нужно пытаться "понять", почему определенная линия наклонена именно под таким углом или почему размер чего-то кажется таким искаженным. Доверьтесь своим глазам; они видят правильно. Ваше дело - просто рисовать линии, которые соответствуют изображению, "расплющенному" на наружной поверхности окна. Не пугайте себя трудностями; это совсем не трудно. Рисуйте края позитивных форм и негативных пространств, передвигаясь от форм к пространствам и обратно и уделяя равное внимание тем и другим.
В 1435 г. великий художник, архитектор и математик Леоне Баггиста Альберти написал небольшой трактат "О живописи*. В этом трактате он обсуждал проблему пространства, один из центральных вопросов, на которых в значительной мере зиждется вся последующая история физики, философии, искусства и математики. Альберти атаковал проблему перспективы с сугубо практической точки зрения, и его эксперименты, которые он называл "демонстрациями", были сама простота.
"Основная идея состоит в том, что когда человек видит что-то через окно, он может получить правильное изображение, рисуя контуры на стекле, при условии, что смотрит лишь одним глазом и не двигает головой".
Из книги Уильяма М. Айвинса-младшего "Искусство и геометрия: изучение пространственной интуиции", 1946
Термин "рисование на глаз" подразумевает рисование без каких-либо механических приспособлений - просто видеть и рисовать, не споря со своим восприятием. Противоположность рисования "на глаз", я полагаю, следовало бы назвать рисованием "на ум" или как-нибудь в этом роде, подразумевая, что вы рисуете не то, что есть, а то, что должно быть в соответствии с вашими знаниями. Между этими двумя крайностями имеется широкий простор для комбинаций.
"Студент должен поставить своей целью понимание, а не самовыражение; последнее естественным образом возникнет из первого. В этом свете становится ясно, что ценность изучения рисования не ограничивается подготовкой профессиональных художников. Из умения видеть пользу может извлечь каждый из нас". Эдвард Хилл "Язык рисования", 1966
7. Закончив, отступите от окна и рассмотрите свой рисунок. (Если это не опасно, можете приклеить с наружной стороны окна лист бумаги, чтобы рисунок был виден более четко.) Вы увидите, что нарисовали уличный пейзаж "в перспективе", фактически не используя принципов научной перспективы. (Большинство художников изучают принципы перспективы, чтобы потом "забыть" о них и рисовать по существу так, как рисовали только что вы - то есть "на глаз".)
8. Теперь мы снова возвращаемся к устройству Дюрера. Если вы хотите перенести свой рисунок на бумагу, можете внутри формата на стекле нарисовать сетку из равноотстоящих линий, а затем нанести сетку на лист бумаги (не обязательно такого же размера, но обязательно сохраняющую соотношение длины и ширины). В качестве последнего шага скопируйте рисунок со стекла на бумагу, располагая формы согласно сетке, подобно тому как Дюрер "копировал" то, что видел через сетку на лист бумаги, лежавший перед ним.
Это действительно рисование?
Вы, возможно, говорите себе: "Но это же не настоящее рисование; это просто копирование линий". Да, в некотором смысле это так. Но в другом смысле это и есть обучение умению видеть и рисовать. Через рисование человек приобретает способность видеть непосредственным восприятием и, через это непосредственное видение учится рисовать - "копировать" то, что он видит. Эти два понятия взаимосвязаны. Механические приспособления просто демонстрируют процессы видения и рисования, которые затем выполняются без использования механических приспособлений.
Заметьте, что я по-прежнему говорю о реалистическом рисовании - записи восприятия. Способность рисовать воображаемую сцену придет к вам позже; вам сначала нужно освоить базовые навыки. Это как умение читать и писать, которое приходит после того, как вы научитесь говорить, и лишь потом вы приобретаете умение писать выразительные стихи и романы. Самовыражение в рисунке проявляется во многом через особые характеристики лично ваших линий на бумаге, и оно проявляется во всех ваших рисунках, но, может быть, ярче всего в ваших аналоговых рисунках. Это ваша уникальная "подпись", которую никто не может повторить. Со временем самовыражение сплавляется с навыками наблюдения и воображаемыми или изобретенными вами формами, что и рождает на свет действительно выразительное искусство. После этого, как свидетельствуют биографии художников, стремление выразить свое "я" через искусство может поглотить всю вашу жизнь. Слова Эдварда Хилла, приведенные на полях, - красноречивый довод в пользу того, что предпосылкой для выразительного рисования является обучение глаз умению видеть.