Перед выполнением следующего упражнения достаньте выполненные вами аналоговые рисунки, касающиеся некоторой ситуации или проблемы. Если вы не работали над какой-то конкретной проблемой, можете рассматривать свои рисунки как отдельные участки расследования. Теперь обратитесь к своей "проблемной аналогии" и рассмотрите окруженные линиями или формами участки, которые можно считать пустыми. Сосредоточьте свои мысли на этих пространствах. Чтобы четче сфокусировать мысли на них, можете даже перерисовать свою "проблемную аналогию", на этот раз изображая формы пространств вокруг проблемы. А можете просто визуализировать "проблемную аналогию" как негатив фотографии, где позитивное и негативное меняются местами. Затем, держа перед глазами или визуализируя "позитивную" и "негативную" аналогии, сосредоточьте мысли на негативных пространствах рисунка. Рассматривайте их как участки, наполненные информацией, которые бывает легче увидеть и прочитать, чем позитивные формы. Сфокусировав мысли, вы будете готовы начать задавать вопросы. Вопрос первый: в какой пропорции соотносятся негативные и позитивные формы на этой "проблемной аналогии"? Собранные воедино внутри формата, части составляют единое целое; весь формат "занят". Сколько места занимает проблема, а сколько - пространство? (Я понимаю, что, выполняя "проблемную аналогию", вы не рисовали осознанно пространства вокруг "проблемы". Тем не менее, ограничив рисунок форматом и затем вписывая "объекты" внутрь, вы подсознательно создавали негативные пространства. Их, как часть визуального языка рисования, можно теперь "читать" так же, как мы читаем саму проблему. Например, вы могли нарисовать "проблему" очень большой, оставив очень мало места вокруг нее. "Чтение" такой конфигурации могло бы указать на то, что эта проблема очень близка вам, заполняет ваши мысли и ваше "поле зрения". Наоборот, если негативные пространства вокруг проблемы больше форм "проблемы", это могло бы указывать, что проблема представляется отдаленной, может быть, недосягаемой.)