Для того чтдбы
перейти к техническим системам, мы должны, прежде всего, исключить сознательный
анализ, который составляет существенную особенность тонового рисования человеком.
Это можно сделать только одним способом — значительно увеличить количество тонов,
из которых строится изображение.
Как мы убедились,
для опытного художника достаточно пяти-шести тонов, чтобы грамотно разобрать
тоновую картину. Но для технической системы такого количества тонов явно недостаточно,
иначе изображение окажется очень сильно огрубленным.
И здесь история
развития технических систем шла, в общем, путем увеличения количества градаций
тона (цвета): сначала использовались 16 градаций, потом — 64 и, наконец, 256
градаций. В настоящее время существуют системы, позволяющие оперировать 1024
градациями.
Чем вызвано появление
именно этих чисел, а не каких-либо других (например, кратных семи, поскольку
считается, что в радуге семь основных цветов)? Полагаем, что для тех, кто уже
прочел предыдущие части книги, причина понятна.
Информацию об
основах математики чисел см. в части II.
Действительно,
причина кроется в том, что такое количество тонов вызвано не содержательными
причинами, а сугубо формальными — цифровым характером передачи информации и
количеством разрядов, которые можно зарезервировать для кодирования. Это означает,
что причина — исключительно в удобстве для технических систем, а не в художественной
целесообразности. (Традиционные художники сильно удивляются этим цифрам.) Технические
условия в свое время довольно сильно изменили уровень всех областей, связанных
с изображением: текста, шрифта, полиграфии и графики.
Унификация любой
цифровой информации основана на том, что в компьютерных технологиях используется
единая единица измерения информации, которая получила название байта (byte).
Байт равен восьми битам, восьми двоичным разрядам. Байт и стал основой для многих
кодовых таблиц, в том числе для текстовых, графических и звуковых. Таким образом,
байт — это то прокрустово ложе, в которое "втискивали" разнородную
информацию, не считаясь с духом предметной области. Неважно, что это — знак
препинания, буква, цифра, звук, тон или цвет, он представлялся одним из 256
возможных вариантов.
Это и явилось причиной значительного упадка (будем надеяться временного, хотя этот период и затянулся) в области шрифта, композиции, цвета, когда осуществлялся переход на компьютерные технологии.