Метод сравнения,
метод выискивания различий сопряжения света и оттенков цветов приведет к верному
решению Все значение и весь смысл моего метода заключаются в поисках тона и
цвета любого пятна, любой точки этюда не путем пытливого анализа одного этого
пятна, а, наоборот, путем сравнения с окружающим, позволяющего найти соответственное
место в целом.
Борис Иогансон
Сначала рассмотрим,
Некоторые преподаватели
при объяснении сути тонового рисования просят учащихся в нижней части планшета
нарисовать пять-шесть квадратиков и так объясняют их назначение.
Первый квадратик
надо оставить незакрашенным, он представляет цвет бумаги. Очень важный момент
в формировании мышления рисовальщика — понять, что вот эта конкретная бумага,
которая может быть и голубоватой, и сероватой, и желтоватой, а иногда и просто
замызганной, в данной ситуации "работает" в качестве белого. Просто
потому, что другого "белого" в этой ситуации нет. Такой "белый"
(просто оставляем бумагу) используется в качестве самых светлых пятен на рисунке,
например бликов или очень освещенных белых участков.
Последний квадратик
надо сделать максимальным тоном использумого грифеля или карандаша. Этот квадратик
представляет самое темное пятно. И снова необходимо понять, что этот конкретный
тон грифеля или карандаша, который, разумеется, далеко не такой черный, как
черный бархат в темной комнате, в данной ситуации "работает" в качестве
черного. Просто потому, что другого "черного" в этой ситуации также
нет. Такой "черный" используется в качестве самого темного на рисунке,
например падающей тени на той же бархатной драпировке.
Уровень максимального
тона может быть самым разным: обычный простой карандаш дает темно-серый тон,
уголь дает более темный, но зато матовый оттенок, а свинцовый карандаш, который
очень любили старые мастера, и вовсе дает слабый тон.
Значит, в общем
случае практически неважно, какой инструмент мы используем, важно только понять,
что в данной ситуации он создает максимальный тон.
И остальные три-четыре
квадратика необходимо заполнить разными оттенками, которые получаются при различном
нажиме.
Таким образом,
в целом получились пять-шесть тонов (художники называют их "отношениями"),
с помощью которых предстоит отобразить объективную реальность, скажем, в виде
натюрморта. А ведь самый скромный натюрморт, даже гипсовая пирамидка на белой
драпировке, состоит из огромного числа оттенков, незаметно перетекающих друг
в друга.
Получается, с
одной стороны (в объективной реальности), несчетное (в прямом смысле этого слова,
т. е. никем не считанное) количество тонов, а с другой стороны, всего пять-шесть
фиксированных тонов.
И однако же, такое
существеннейшее ограничение тонов приносит замечательные плоды, в чем можно
убедиться на любом просмотре учебных работ у способных учащихся. Чем можно объяснить
этот парадокс?
Принципиальная
причина состоит в том, что художники свои впечатления от объективной реальности
пропускают через свой "аналитический аппарат", отточенный многими
годами усердной работы.
"Аналитический
аппарат", в свою очередь, строится на том, что, используя всего пять-шесть
тонов, рисовальщик непрерывно анализирует тоновые отношения, которые существуют
в реальности. Например, мысленно он говорит себе: эта плоскость — самая темная,
эта — самая светлая, эта плоскость темнее самой светлой, но темнее этой, а эта
светлее этой, но темнее этой и т. д. Сначала определяются "большой свет",
"большая тень" и другие основные градации. Затем весь диапазон наблюдаемых
тонов "разбирается" ("разбивается") с позиций всего пяти-шести
тонов. В этом смысле рисование — это, прежде всего, тоновый анализ.
Важная
мысль
Рисование — это,
прежде всего, анализ реальности с точки зрения имеющихся изобразительных средств.
И хорошие рисовальщики
как раз и отличаются тем, что мыслят в двух системах отсчета и умеют "переплавить"
отношения тонов (и цвета) в объективной реальности в отношения, которые достигаются
с помощью карандаша или угля, акварельных или масляных красок, пастелей или
любых других средств. И когда они правильно все проанализируют, то найдут, что
этот "большой свет" передается таким тоном, а эта "большая тень",
этот "рефлекс" и эта "полутень" — соответственно, своими
тонами.
В результате такой
работы мысли и руки оказывается, что рисунок интереснее, чем оригинал — замызганные
многими поколениями учащихся гипсы и такие же драпировки.
И это достигается
только за счет того, что художники сознательно (интеллектуально) проводят анализ
натюрморта, пейзажа или портрета. А рисование "в упор" — это самый
тяжкий грех рисовальщика. Рисовать так -значит не понимать сути тонового рисунка.
Но, увы, и такое встречается.
Замечание
Просим заметить, что мы не имеем в виду геометрические построения, которые интуитивно понятнее, хотя и в этом случае также требуется понимание "отношений": "этот объект длиннее этого, но короче этого" и т. д.
Мы привели эту
методику тонового рисования (одну из многих) еще и потому, что многие ее моменты
пригодятся при обсуждении темы "Тоновая и цветовая коррекция", а пока
необходимо сравнить способы передачи тона в технических системах.
Информацию о тоновой и цветовой коррекции см. в части VII.