Чтобы двигаться
в нужном направлении, предварительно необходимо выяснить своеобразие графического
сигнала, скажем, в сравнении с абстрактным сигналом, который выше уже обсуждался.
Информацию о работе
с абстрактным аналоговым сигналом см. в части II.
Совершенно очевидно,
что этот вопрос был поставлен только из соображений системности. Всякому, кто
стремится войти в прекрасный мир изображений, понятно, что подавляющее число
Исходя из этого,
способ дискретизации тоже должен основываться на плоских элементах, обладающих
площадью, а, следовательно, двумя измерениями.
Замечание
В каких случаях нам достаточно одной линейной дискретизации? Конечно, когда, нужно выяснить размер с помощью измерительного устройства типа "линейка": линейка снабжается дискретными отметками.
В этом случае
необходимо плоскостное изображение дискретизировать на какие-то плоские элементы,
обладающие параметрами площади, т. е. длиной и шириной.
Какую форму могут
(или должны) иметь дискретные элементы в самом общем случае? В принципе, любую.
Справка
Характерным примером изображений, составленных из очевидно дискретных элементов, является мозаика, которая возникла в античную эпоху как элемент украшения зданий (рис. 7.1). Когда она создается (а это долгий и сложный в технологическом плане процесс), используются камни (смальта, керамические плитки) самых разных форм и размеров. Нет никаких принципиальных ограничений. Художник-мозаичист сам свободно выбирает камень, исходя из требуемого цвета и его площади ("каменного мазка"), т. е. учитываются, в первую очередь, содержание и творческая манера. В одном случае требуется камень большой площади, в другом — используются несколько мелких элементов.
О чем это говорит?
Только о том, что для такой произвольной и очень гибкой дискретизации необходимы
опыт, взгляд и рука художника. И даже, более того, желателен именно специалист
по мозаике с достаточной практикой.
Для использования
в технических системах указанный способ не может устроить, потому что он не
технологичен. Тут требуется универсальный принцип, который можно было бы "поручить"
электронному устройству.
Следовательно,
нужно выбрать самый элементарный способ, а именно такой, который можно совершенно
надежно алгоритмизировать и который всегда будет работать.
Рис.
7.1. Пример мозаики ("Дмитрий Солунский", мозаика начала XII века,
Третьяковская галерея): дискретизация произвольная и адаптивная
Остается единственно
возможное в этой ситуации решение — не пытаться искать в каждом отдельном изображении
какие-то особые элементы (оставим это художникам), а наоборот, "навязать"
всему огромному изобразительному корпусу свое простое, экономное и универсальное
решение — принудительную дискретизацию (enforcement discretization) площади
изображения на условные элементы одинаковой и максимально упрощенной формы (простой
геометрической формы).
В данный момент
ключевое слово - "принудительная". Дискретизация принудительна, т.
к. никоим образом не учитывает содержание "картинки". Для принудительной
дискретизации не играет роли, какую часть изображения мы "разбиваем"
— фон или важные детали, часть рисунка или окружающие его поля и т. д. Если
выразиться резко, то это — дискретизация "по живому" ("невзирая
на лица").
Важная
мысль
Принудительная
дискретизация изображений позволяет создать универсальный способ создания элементов
для последующего квантования и кодирования.
Таким образом,
принудительная дискретизация позволяет решить поставленную выше задачу легко
и изящно. В простоте этого метода кроется огромный запас "жизненной силы"
и одно из главных его достоинств. Но вместе с тем, как всегда в жизни, главное
достоинство является причиной очень многих огорчений, связанных с этим методом.
Подробную информацию
о "плюсах" и "минусах" этого метода см. в части V.
Вторым по важности
ключевым словом является "простой", т. е. речь в данном случае идет
о том, что необходимо выбрать самый простой элемент дискретизации. А что может
быть проще "квадратика"?! (Только линия, которая, как мы выяснили,
для реализации этой задачи не подходит.)
При этом, правда,
неизбежно возникают следующие вопросы.
Формальный вопрос
решается введением координатной сетки, а содержательный — последующим этапом
квантования.
Информацию о координатной сетке см, в следующем разделе, а о квантовании — в разд. "Квантование штрихового изображения" данной главы.