К отражаемым относятся
цвета, которые сами не излучают, а используют белый свет, вычитая из него определенные
цвета. Такие цвета называются субтрактивными ("вычитательными"), поскольку
они остаются после вычитания
основных аддитивных: полиграфическая краска голубого цвета поглощает красный
и отражает синий и зеленый цвета.
Понятно, что в
таком случае и основных субтрактивных цветов будет три, тем более, что они уже
упоминались: голубой, пурпурный, желтый.
Перечисленные
цвета составляют так называемую полиграфическую триаду (process colors). При
печати эти цвета поглощают красную, зеленую и синюю составляющие белого света
таким образом, что большая часть видимого цветового спектра может быть репродуцирована
на бумаге. Каждому пикселу в CMYK-изображении присваиваются значения, определяющие
процентное содержание триадных красок.
При
смешениях двух субтрактивных составляющих результирующий цвет затемняется, а
при смешении всех трех должен получиться черный цвет. При полном отсутствии
краски остается белый цвет (белая бумага). Полное взаимодействие основных цветов
модели CMYK представлено в табл. 17.1.
Таблица
17.1. Взаимодействие основных цветов модели CMYK
|
Сочетание
пигментов |
Поглощаемые
цвета |
Отражаемые
цвета |
Итоговый
цвет |
||
Одинарные
краски |
Голубой |
Красный |
Зеленый
и синий |
Голубой |
||
|
Пурпурный |
Зеленый |
Красный
и синий |
Пурпурный |
||
|
Желтый |
Синий |
Красный
и зеленый |
Желтый |
||
Бинарные
сочетания |
Голубой
и пурпурный |
Красный
и зеленый |
Синий |
Синий |
||
красок |
Голубой
и желтый |
Красный
и синий |
Зеленый |
Зеленый |
||
|
Желтый
и пурпурный |
Зеленый
и синий |
Красный |
Красный |
||
Триадное
сочетание красок |
Голубой,
пурпурный и желтый |
Красный,
зеленый и синий |
Нет |
(Черный) |
||
Отсутствие
краски |
(белая
бумага) |
Нет |
Красный,
зеленый и синий |
Белый |
||
В итоге получается,
что нулевые значения составляющих дают белый цвет, максимальные значения должны
давать черный, их равные значения — оттенки серого, кроме того, имеются чистые
субтрактивные цвета и их двоиные сочетания. Это означает, что модель, в которой
они описываются, похожа на модель RGB.
Но проблема заключается
в том, что данная модель описывает реальные полиграфические краски (впечатление
множества цветов обеспечивается варьированием размеров точек, условно говоря,
трех цветов, это примерно соответствует варьированию интенсивности свечения
люминофоров на экране монитора), которые — увы! — далеко не так идеальны, как
цветной луч света. Они имеют примеси, поэтому не могут полностью перекрыть весь
цветовой диапазон (поскольку, с одной стороны, неполностью поглощают свою зону
спектра, а с другой, частично захватывают излучение соседних зон спектра), а
это приводит, в частности, к тому, что смешение трех основных красок, которое
должно давать (согласно теоретической модели) черный цвет, дает какой-то неопределенный
("грязный") темный цвет, но это скорее темно-коричневый, чем истинно
черный цвет.
Другим несоответствием
реальных процессов и теоретической цветовой модели является утверждение, что
равные значения цветовых компонентов дают нейтральный серый. На самом деле в
полиграфии существует проблема, именуемая "баланс по серому" (невозможно
создать нейтральный серый, используя равные площади голубой, пурпурной и желтой
растровой точки). Суть проблемы баланса сводится к тому, чтобы добиться такого
соотношения площадей растровых точек цветных красок, которое бы вызывало визуальное
восприятие нейтрального цвета.
Для компенсации
этих и других недостатков в число основных полиграфических красок была внесена
черная краска (она позволяет получить чистый насыщенный черный цвет и нейтральные
тона при использовании технологий
UCR и GCR). Именно эта краска добавила последнюю букву в название модели CMYK,
хотя и не совсем обычно. С — это Cyan (голубой), М — это Magenta (пурпурный),
Y - Yellow (желтый), а (внимание!) К — это ЫасК (Черный), т. е. от слова взята
не первая, а последняя буква. Хотя более вероятным представляется другая версия:
буква К — это сокращение от слова Key ("ключевой", "основной",
"контурный"). Черный цвет играет решающую роль в полиграфическом производстве
(от него в значительной степени зависит общая резкость оттисков).
Замечание
Пурпурный цвет, по утверждениям физиков, отсутствует в солнечном свете, а предстает в природе только в форме пигментов, например красок, которые поглощают зеленые оттенки, но отражают синие и красные.
Модели RGB и CMYK, хотя и связаны друг с другом, однако их взаимные переходы друг в друга (конвертирование) никогда не происходят без потерь. Тем более что цветопередача полиграфического воспроизведения изображений еще более зависима от всевозможных условий (аппаратных и технологических). И речь идет лишь о том, чтобы уменьшить потери до приемлемого уровня. Это вызывает необходимость очень сложных калибровок всех аппаратных частей, составляющих работу с цветом, — сканера (он осуществляет ввод изображения), монитора (по нему судят о цвете и корректируют его), выводного устройства (оно создает оригиналы для печати), печатного станка (выполняющего конечную стадию).