Войти в историческое
существование можно лишь посредством артикулированной формы.
Мераб Мамардашвили
Цвет и форма неразрывно
связаны между собой как дополняющие и определяющие друг друга, то есть изменение
формы меняет
цвет, за переменой цвета следует перемена форма.
Константин
Петров-Водкин
Художники, которые
работают карандашом, кистью, иными художественными материалами, применяют разные
живописные и графические техники, отчетливо представляют себе, что существуют
всего две основные категории изобразительного искусства — цвет и форма.
В "чистой"
живописи работают цветом, каждый мазок на холсте — это цветовое пятно, а все
живописное произведение — совокупность таких пятен. Однако впечатление от картины
не сводится только к восприятию цветных пятен, напротив, когда зритель располагается
на определенном расстоянии, цветовые пятна создают ощущение пространства, а
следовательно, цветовые элементы преобразуются в различные формы, свойственные
объективной реальности.
Замечание
Вообще говоря, все наше восприятие объективной реальности строится на ощущениях цвета (например, далекую панораму нельзя воспринимать иначе, другие органы чувств не участвуют). В нашем мышлении не существует никаких представлений и преобразований формы как таковой. Сознание не оперирует, скажем, объемным предметом (шаром), когда мы видим его на каком-либо расстоянии. Мы можем судить о шаре (и его объеме) только по цветовой картине (совокупности цветовых отношений), воспринимаемой органами зрения. На сетчатку глаза поступает только цветовая информация, и совокупность цветов (света, полутень, рефлекс и т. д.) позволяет нам судить о пространстве и о форме (объемно-пространственное восприятие). В объективной реальности существует форма, которую человек воспринимает по изменению цвета. Это позволяет в конечном счете моделировать трехмерную объективную реальность на плоскости. В самом деле, не играет роли, откуда пришли в органы зрения цветовые потоки: от действительного шара, освещенного лампой, или от его изображения на бумаге (фотография, рисунок, живопись). Если бы это было не так, изобразительное искусство и фотография стали бы принципиально невозможными (в лучшем случае использовались бы объемные макеты). Тем более что восприятие изображений на плоскости нехарактерно для живых существ, кроме человека (собака по фотографии не узнает хозяина). Дети также начинают воспринимать плоские изображения только с определенного возраста. Восприятие цвета на плоскости и конструирование по этому цвету форм в пространстве — свойство достаточно развитого человеческого сознания.
Компьютерные способы
кодирования графики (пиксельную и векторную) также можно рассмотреть с точки
зрения цвета и формы. Первое различие состоит в используемых элементах.
Следующее различие
касается собственно взаимосвязи цвета и формы.
С учетом вышеизложенного
эти принципы кодирования получают различные области применения.
Все сказанное
можно кратко и наглядно отобразить в форме таблицы
(табл. 15.1).
Таблица
15.1. Цвет и форма в пиксельной и векторной графике
|
Пиксельная
графика |
Векторная
графика |
||
Элементы
|
Пикселы
(pixels) |
Контуры
(paths) |
||
Пользователь,
занимающийся компьютерной цифровой графикой, версткой изданий, композицией,
должен точно знать достоинства и недостатки двух способов представления графической
информации, с выгодой использовать достоинства и по мере возможности избегать
недостатков.
Необходимо подчеркнуть,
что в настоящий момент происходит взаимное проникновение элементов пиксельной
графики в редакторы векторной графики и, наоборот, элементов векторной графики
— в редакторы пиксельной графики.
Пример
Все известные векторные программы включают фильтры для обработки пиксельных изображений и, кроме того, предлагают команды конвертирования векторных изображений в пиксельные (не в качестве экспорта, а для применения в недрах программы).
Пиксельные программы,
в свою очередь, используют векторы для построения сложного контура выделенной
области и для создания обтравочного контура.
С практической стороны чрезвычайно важно и то, что между этими принципами нет непроходимой пропасти, они допускают взаимные преобразования друг в друга: растеризацию и трассировку.