Весьма проблематично
в кратком обзоре возможностей трехмерной графики исчерпывающе рассказать обо
всем многообразии инструментов моделирования, используемых в различных программах.
Поэтому оставляем за собой право выбрать один из самых распространенных и мощных
ЗВ-пакетов и на его примере обсудить основные типы объектов и технологии их
моделирования. В качестве референтной программы ЗВ-моделирования и анимации
был выбран уже упоминаемый пакет 3D Studio MAX компании Discreet.
Вот краткий перечень
типов геометрических объектов, которые могут быть созданы в этой программе.
Рис.
13.4. Онлайновые кривые
Рис.
13.5. Полигональные объекты
Поверхности
Безье (Bezier patches) (рис. 13.6) — это математически гладкие поверхности,
описываемые расположением вершин Безье. Эти вершины определяют их кривизну при
помощи дополнительных управляющих точек (control points) на концах касательных
к поверхности векторов (tangent vectors). Подобные поверхности требуют большей
нагрузки для вычислительной системы, зато позволяют моделировать сложные криволинейные
(например, даже органические) формы объектов.
NURBS-поверхности
(Non-Uniform Rational B-splines surfaces) (рис. 13.7) — это наиболее универсальный
и эффективный способ моделирования неоднородных криволинейных поверхностей.
Такие поверхности описываются в особом четырехмерном гомогенном (однородном)
пространстве (homogeneous space), в котором каждая управляющая вершина (control
vertex), кроме трех координат х, у и z, имеет еще и дополнительную
весовую (weight) характеристику. Изменяя положение и относительный вес вершины,
можно предельно точно управлять формой объекта.
Составные объекты
(compaund objects) (рис. 13.8) представляют собой комбинацию (или если угодно,
композицию) двух или более смоделированных заранее заготовок. В зависимости
от того, какое именно составное тело создается, заготовками могут служить кривые
или объемы (поверхности). Типичными примерами составных объектов служат: лофт-объекты
(loft objects) — тела, построенные по сплайновым сечениям; булевы объекты (boolean
objects) - результаты булевских операций (объединения, вычитания или пересечения)
между объемами; морфобъекты (morph objects) — анимационные объекты, изменяющие
свою форму за счет интерполяции положения вершин поверхности между базовым (base)
и целевыми (target) объектами.
Рис.
13.6. Поверхность Безье
Рис.
13.7. NURBS-поверхность
Рис.
13.8. Составной объект и его элементы
Рис.
13.9. Система частиц
Рис.
13.10. Динамические объекты
В других программах
трехмерного моделирования предоставляется во многом схожий, а в чем-то и отличный,
набор инструментов создания и редактирования геометрических объектов.