Все программы
ЗD-графики, прежде всего, позволяют использовать декартову (картезианскую) систему
координат (Cartesian coordinate system) (рис. 13.1), которую мы уже упоминали
выше.
Более подробно
о декартовой системе координат см. в части III.
В этой системе
координат положение произвольной точки Р в пространстве задается тремя
Рис.
13.1. Картезианская система координат
Обычно эти три
оси координат (coordinate axis) обозначаются как ось х (абсцисса), ось
у (ордината) и ось z (аппликата), а отложенные на них координаты
точки записываются как (х, у, z).
Точка с координатами
(0, 0, 0) называется началом системы координат (origin).
Также надо заметить,
что существует два варианта таких прямоугольных систем координат: правосторонняя
и левосторонняя. Чтобы разобраться в них, достаточно нарисовать на листе бумаги
ось х горизонтально (положительные значения отложены справа от начала
координат), а ось у вертикально (положительные значения сверху от начала
координат). Теперь, если на оси z, проведенной перпендикулярно плоскости
листа, положительные значения идут от листа к зрителю, то это правосторонняя
система координат. В противном случае система координат — левосторонняя.
Реже, но все же
достаточно часто, используются две другие системы координат: полярная цилиндрическая
система координат (polar cylindrical coordinate system) и полярная сферическая
система координат (polar spherical coordinate system).
В цилиндрической
системе координат (рис. 13.2) положение точки в пространстве также описывается
тремя координатами (r, 0, z):
В сферической системе координат (рис. 13.3) положение точки в пространстве задается тремя координатами (r, 0, р):
Рис.
13.2. Цилиндрическая система координат
Рис.
13.3. Сферическая система координат
Отметим, что координаты
точки могут быть взаимнооднозначно пересчитаны из одной системы координат в
другую.
Пример
Например, пересчет из полярной сферической системы координат в картезианскую будет выглядеть так:
х = rsin0-cos
p;
у = r-sin0-sir p; z = r-cos0.