Разум так же близок
к истине, как многоугольник к кругу, ибо чем больше число углов вписанного многоугольника,
тем больше он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже и
в том случае, когда углы будут умножены
до бесконечности.
Николай Кузанский
Из школьного курса,
который вы, может быть, успели забыть, следует, что определенную линию, например
Соблазнительно
предположить, что и все многообразие линейной графики можно представить в виде
формул, которые бы ее описывали и позволяли экономно фиксировать.
Замечание
Вспомним кстати, что пиксельная графика, которая рассматривалась в части III, по критерию экономичности явно проигрывает линейной графике.
Но дело осложняется
тем, что составление такой формулы является отнюдь не тривиальной задачей и
ее создание может потребовать такое огромное количество времени, что эта процедура
станет абсолютно нерентабельной. Более того, необходимость непрерывно изменять
форму кривой полностью делает еще более затруднительным такое предположение.
Но и расставаться с такой возможностью жаль.
Поэтому, естественно,
в этой ситуации возникает идея, как бы с помощью одной-единственной формулы
описать все многообразие кривых, используемых в линейной графике.
Но как это сделать?
Следует опять мысленно вернуться к принципам пиксельной графики, в основе которой
лежит технология дискретизации (разделение плоского изображения на равные площадки
— пикселы) и попытаться применить тот же принцип для линейных изображений.
Информацию о принципах
пиксельной графики см. в части III.
Разумеется, теперь
и дискретизация приобретет иной характер — линейный, т. е. пространственная
дискретизация, на которой основана пиксельная графика,
сменится на линейную, поскольку имеется только одно измерение — вдоль линии.
И если уж разбивать
произвольные кривые на отдельные фрагменты (сегменты), разумно принять следующие
исходные условия:
Самой простой
функцией, естественно, является линейная зависимость, с помощью которой описывается
прямая линия — кратчайшее расстояние между двумя точками, лежащими на плоскости.
Разбивая линейный
рисунок на достаточно мелкие элементы дискретизации и соединяя полученные точки
дискретизации прямыми, можно с помощью исчислимого (конечного) количества этих
прямых представить любой линейный объект и любую сложную кривую.
Самым главным
достоинством такой технологии является, естественно, простота; для каждой точки
достаточно всего двух чисел, определяющих координаты этих точек. Таким образом,
огромную кривую можно описать всего-навсего сотней пар чисел.
Однако указанная
простота является причиной серьезных недостатков.
Замечание
Такой принцип по-прежнему используется, например в системах, связанных с режущими устройствами.
Указанные недостатки
заставляют искать другие способы описания формы объектов и использовать более
сложные кривые, в частности кривые более высоких степеней (второй, третьей и
т. д.).
Пример-метафора
Упрощенно говоря,
задача формулируется так: найти некий набор заготовок, каких-нибудь бесконечно
гибких проволочек, из которых мы единообразным способом с помощью одной и той
же формулы получим самые разные формы.
А уже из этих
форм составим цепочку, т. е. последовательно свяжем их друг с другом и получим
любой произвольный объект.
Для того чтобы перейти к таким кривым, необходимо вспомнить об исторических корнях.