Понять как работает фильтр Unsharp Mask – это лишь полдела. Дальше встает вопрос, что с ним делать применительно к конкретному изображению. Нерезкое маскирование преследует две цели.
Восстанавливая резкость, потерянную при вводе, необходимо принимать в расчет характер изображения и его разрешение. Компенсируя потери резкости, которые возникнут при выводе, необходимо учитывать особенности печатного процесса и размер репродукции.
Настройка резкости в один прием. Если вам точно известно, как и на чем будет печататься изображение, оба вышеупомянутых вида коррекции можно выполнить за один прием. Это экономит время и уменьшает риск образования пустот в светах. Вы получаете изображение, ориентированное на конкретный печатный процесс. В других условиях печати оно может воспроизводиться некорректно. Например, изображение, подготовленное для воспроизведения на газетной бумаге, будет выглядеть плохо, если его напечатать с более высокой линиатурой, а при подаче на выводное устройство с непрерывными тонами, такое как сублимационный принтер или устройство записи на пленку, превратится в нечто ужасное (см. лекцию 17, "Методы вывода изображений").
Метод настройки резкости в один прием оправдывает себя при недостатке времени и при подготовке документа для одноразового воспроизведения (особенно при печати с низкой линиатурой, когда передача деталей все равно ограничена).
Настройка резкости в два приема. Нас с детства приучали выполнять работу последовательно, не сваливая все в одну кучу. Резкость мы обычно настраиваем в два этапа: первый – стадия редактирования изображения, второй, и гораздо более поздний – компенсация издержек печатного процесса. При таком подходе необходимо обращать особое внимание на то, чтобы на первом этапе не допустить образования ложных бликов и подчеркивания дефектов и шумов, иначе на втором этапе они будут усилены еще больше. Достаточно лишь восстановить тот уровень резкости, который был в оригинале.
Настройка резкости в два приема вполне оправдывает дополнительные усилия, особенно если вы планируете воспроизводить изображение с применением разных методов печати.
Когда поднимать резкость. Первую настройку резкости следует выполнять по завершении общей коррекции и ретуши, но до градационного преобразования и других видов работ, связанных с непосредственной подготовкой к выводу. Например, работая с RGB-изображением, которое придется переопределять для других условий печати, мы в первый раз повышаем резкость перед сохранением документа. После этого выполняем градационное преобразование (см. лекцию 6, "Коррекция тонов").
При подготовке изображения непосредственно к печати повторная настройка резкости должна быть третьей от конца операцией (это относится как к первому, так и ко второму методу). Сначала выполните коррекцию тонов и цвета, включая настройку цветов-вне-CMYK. Затем повысьте резкость с целью компенсации недостатков печатного процесса. После этого установите минимальную точку светов и максимальную точку теней (см. лекцию 6, "Коррекция тонов") и наконец преобразуйте файл из RGB в CMYK.
Из этого правила есть два исключения. Во-первых, иногда полезно повысить резкость выборочно в отдельных каналах CMYK (см. "Настройка резкости каналов" далее в этой лекции). Во-вторых, если вы уже работаете со CMYK-изображением, стадия преобразования отпадает. В том и другом случае настройка резкости должна быть предпоследним шагом – перед установкой точек светов и теней.
Обратите внимание на то, что повышать резкость необходимо до установки точек светов и теней, иначе ореолы резкости нарушат заданные лимиты: если сначала установить конечные точки, то потом образуются нежелательные пустоты в светах и сплошные черные области в тенях.