Сама по себе глубина пикселов не несет никакой информации об отдельных цветах (их числовых значениях). С однобитовыми изображениями все просто: каждый отдельный пиксел может быть либо включен, либо выключен. Изображение при этом не обязано быть черно-белым. Если исхитриться, его можно сделать оранжево-синим.
Как мы уже знаем, каждому пикселу 8-битового изображения может быть присвоено одно из 256 значений. Но что это будет означать? 256 оттенков серого, 256 цветов, или что-нибудь еще? Откроем вам маленький секрет. Компьютер совершенно не различает цветов – одни лишь нули и единицы. (Многие пользователи рано или поздно понимают это сами.)
Цветовая модель, или цветовой режим изображения, и есть то самое недостающее звено в цепи – магический преобразователь, помогающий переводить числовые значения пикселов в цвет или оттенок серого. В принципе, цветовая модель и цветовой режим – это не одно и то же, но связь между ними настолько тесна, что различия можно игнорировать.
Если в подменю Mode (в меню Image) выбран режим Grayscale, значения каждого пиксела показывают градации серого: 0 – черный, 255 – белый. Если указан Indexed Color, то каждое значение привязывается к определенному цвету, который вы можете выбрать сами. В этом случае изображение может содержать не более 256 цветов (см. раздел "Индексированные цвета" далее в этой лекции).
В режиме RGB, Lab или CMYK цвет каждого пиксела определяется несколькими 8-битовыми величинами. Например, в RGB-изображении каждый пиксел описан тремя значениями, каждое из которых показывает уровень яркости красного, зеленого и синего каналов (см. рис. 3.3). В режиме CMYK изображение состоит из четырех 8-битовых каналов.
Открыв любой из каналов, вы увидите изображения в градациях серого. Цветное изображение получается в результате закраски каналов соответствующими цветами и наложения их друг на друга.
В обычных условиях вам не надо указывать программе, какой из цветовых режимов использовать в каждом конкретном случае: форматы файла, которые распознает Photoshop, имеют встроенный декодер, определяющий цветовой режим изображения автоматически. Но если вы хотите сделать свою работу в Photoshop осмысленной, вы должны разбираться в цветовых режимах и соответствующих им цветовых моделях. (Цветовые модели подробно рассмотрены в лекции 4, "Основы работы с цветом").
Далее в этой лекции мы рассмотрим каждый из цветовых режимов Photoshop и их назначение.