Позвольте показать вам подборку рисунков студентов. (См. рис. 2.1 - 2.18 на следующих страницах.) Рисунки "до" выполнялись в самом начале семестра, до какого-либо обучения, а рисунки "после" - спустя примерно двенадцать недель подготовки.
Студенты, выполнявшие эти рисунки, никогда не считали себя художественно одаренными. Они все были немало удивлены своим прогрессом и с большим удовольствием обнаружили в себе способности, которых не было видно раньше. Кроме того, по их собственному утверждению, умение видеть, приобретенное через обучение рисованию, внесло и другие изменения в их восприятие окружающей жизни. Когда их просили описать эти изменения, ответы следовали самые разные: "Теперь я больше вижу"; "Есть столько всего, чего я раньше не замечал"; "Я как будто начал смотреть на вещи по-другому - в некотором смысле, думать по-другому".
Мне всегда были интересны эти суждения, и я просила многих студентов: "Если вам кажется, что ваше восприятие так изменилось после того, как вы научились видеть и рисовать, то скажите мне, пожалуйста, каким оно было раньше?" Самым обычным ответом было: "Трудно сказать, но я думаю, что я большей частью просто давал вещам названия - смотрел на них, но по-настоящему их не видел". Эти комментарии, я думаю, демонстрируют влияние Л-режима, который доминирует - даже довлеет-и заставляет вас видеть вещи, как ему угодно.