вают вашу власть над пространством. Но для новичка в рисовании визирование, комбинируемое с другими компонентными навыками, - исключительно полезный навык. Винсент Ван Гог, например, который был практически самоучкой, наверняка пользовался этой техникой, работая над картиной "Комната Винсента" (рис. 17.28 и 17.29).
Я, конечно, понимаю, что все эти объяснения и упражнения представляются техническими, арифметическими и скучными. Но имейте в виду, что одновременно с освоением навыка визирования вы также учитесь сплетать воедино три первых навыка, составляющих умение рисовать, - восприятие краев, негативных пространств и пропорциональных соотношений. И хотя сложность рисования невозможно отрицать, этот навык, однажды изученный, становится легким и
почти автоматическим - как и любой другой сложный,
комплексный навык.
Мышление в пропорции и перспективе
Вернемся к нашей основной заботе - как навыки визирования связаны с решением проблем и процессом творческого мышления? Важность умения видеть окружающий мир "в пропорции и перспективе" совершенно очевидна. И пропорции, и перспектива предполагают, что мы выстраиваем свое восприятие в надлежащих соотношениях, выстраиваем части проблемы в порядке их относительной важности. Американцы часто говорят: "Он раздувает это дело, не соблюдая никаких пропорций" или "Она совершенно потеряла перспективу". В каждом случае создается впечатление, что человек, которого подвергают такой критике, в каком-то смысле исказил проблему - может быть, переоценил или недооценил важность некоторой ее части. Или, может быть, человек занял нереалистическую позицию в отношении проблемы - например, слишком отдалился от нее, чтобы четче "видеть" детали, или, наоборот, слишком приблизился, чтобы увидеть "картину целиком". Я считаю, что визуальные навыки визирования помогают тренировать мозг, чтобы он мог "измерять" пропорциональные различия и воспринимать проблему такой, какая она есть на самом деле.