Далее рассмотрим пятна света и тени на рис. 18.1. Попробуйте впрячь мозг в работу, отыскивая смысл в этих картинках. Тяга мозга к удовлетворению своей потребности понять смысл непреодолима, и отказаться от поиска становится практически невозможно, пока эти черные и белые формы остаются на виду.
Когда изображение удается увидеть - оно кажется совершенно очевидным. (На рисунке изображен бородатый мужчина - в некоторых интерпретациях, Иисус Христос - в белом одеянии на фоне листвы.)
Двигаясь в этом пробуждающем мозг направлении, мы можем добавлять еще больше путаницы в такие изображения, как показано на рис. 18.2. Опять же наблюдайте за стремлением мозга прийти к умозаключению. Наблюдайте, как он ищет любые узнаваемые подсказки, любые крючки, за которые можно было бы уцепиться. Наблюдайте за его упорством и за ощущением беспокойства, которое накапливается в процессе поиска ответа.
Английский живописец Дж. М. У. Тернер гостил в доме друга, у которого было трое детей. Тернер принес с собой незаконченный акварельный пейзаж, где отдаленные формы были завершены, но передний план оставался не доведенным до конца.
Тернер подозвал к себе детей, дал каждому блюдце с акварельной краской - одному с красной, другому с синей, третьему с желтой - и предложил им закрасить черные участки пейзажа. Он внимательно наблюдал за тем, как дети развлекались, потом вдруг крикнул: "Стоп!"
Он взял картину, добавил несколько деталей для завершения воображаемых форм, на которые намекали детские линии, и картина была готова. Из книги Дж. Дж. Хемертоил "Жизнь Дж. М. У. Тернера*, 1879