Художник внутри Вас

         

Присмотримся к творчеству повнимательнее



Присмотримся к творчеству повнимательнее

" Проблема творчества обставлена мистицизмом, путаными определениями, суждениями о ценностях, психоаналитическими предостережениями и давящей массой философских спекуляций с древнейших времен". Альберт Ротенберг, цитируется по книге Джеймса Остина Юхота, удача и творчество", 1978

А. Ф. Осборн утверждает, что творчество активируется такими вопросами, как "А что, если...? А как насчет...? А что еще...? И снова, а что еще...?" *Прикладное воображение: принципы и процедуры творческого решения проблем", 1957

За прошедшие восемь-девять лет я перечитала о творчестве все, что могла, и обнаружила, что многие авторы пришли к согласию относительно некоторых аспектов творческого процесса. В частности, они выделяют, именуя и сортируя в стиле Л-режима, пять стадий творческого процесса: 1) Первый инсайт; 2) Насыщение; 3) Вынашивание; 4) Озарение; 5) Верификацию. Многие авторы также согласны в том, что для творчества необходимо "освободить" мышление.

Но как только я начинаю думать, что постигаю этот процесс, снова и снова появляются вопросы. Я поняла, что в погоне за творческими способностями человек сталкивается со все новыми вопросами: "С чего мне начать, если я даже не знаю, что мне творить?", "Открыв область своих интересов и собрав некоторую информацию, как мне узнать, достаточно ли этой информации?" (В моем случае исследования творчества, например, сколько книг и статей я должна прочитать?) Затем: "Как мне достичь стадии Вынашивания?" И наконец: "Откуда мне знать, что Озарение (или Вдохновение, Прозрение, Инсайт, "Aral") произойдет, когда мне будет нужно?", "Как я могу знать, является ли Озарение правильным Озарением? Как я вообще распознаю Озарение, когда оно произойдет?", "Как я могу знать, что соприкасаюсь с реальностью, а не просто мечтаю, - что мое Озарение приведет к чему-то новому и полезному?", "Откуда мне знать, когда нужно просто стоять и ждать, а когда нужно что-то предпринимать?" Короче говоря: "Как я узнаю, являюсь ли я - или могу ли я стать - действительно творческой личностью?"




Содержание раздела