На протяжении многих лет типографии имитируют тысячи цветов, смешивая различные оттенки голубого, пурпурного, желтого и черного. Теоретически это должно давать вполне приличные результаты. Реальный мир однако слишком далек от теории и диапазон печатных цветов остается довольно узким. И с тех пор как CMYK стал стандартом, ученые, специалисты и просто любители не прекращают поиски способов расширения этого диапазона.
Одни предлагают добавлять "улучшающие" формы, когда один или несколько из четырех цветов печатаются повторно, расширяя тоновый диапазон в той или иной области изображения. Другие – печатать более, чем четырьмя цветами: CMYK плюс, например, красный, зеленый и синий или добавлять оранжевый и лиловый. У всех этих решений есть одна общая черта: краска наносится на бумагу более четырех раз. Это называется цветом Hi-Fi (так дело дойдет и до квадрофонического цвета).
Печать цветом Hi-Fi вызывает ряд проблем, но одна из них стоит особняком. Накладывать четырехцветные полутоновые растры друг на друга, не допуская при печати муара, уже сложно. А если их еще больше, то такая печать почти невозможна, разве что только с применением очень высокой частоты растра. Правда, с развитием цифрового стохастического растрирования формировать, разделять и печатать цвет Hi-Fi стало значительно легче.
С другой стороны, как и всякая новая технология, стохастическое растрирование вызывает массу неприятностей (или, как говорит вечный оптимист Дэвид, "ставит новые задачи"). Например, стохастическое растрирование поднимает на новую высоту концепцию растискивания: увидев, что первые оттиски полны чернильных клякс, многие уже отступились от печати этим методом.
Для формирования стохастических растров используются несколько программ, включая ICEfields фирмы Isis Imaging и LaserSeps производства Second Glance Software. Можно также воспользоваться любым из встроенных в ФНА алгоритмов растрирования, например, CrystalRaster фирмы Agfa или Diamond Screens фирмы Linotype-Hell.
Цветной лазерный принтер. Для имитации растра очень высокой частоты большинство цветных лазерных принтеров используют случайное распределение в том или ином виде. Например, Apple Color LaserWriter 12/600PS имитирует растр на 200 lpi, хотя его разрешающая способность всего лишь 600 dpi. Мы пришли к выводу, что лучше не формировать растр самому, а полагаться на встроенные в принтер алгоритмы растрирования.
Контролировать цвет на этих устройствах непросто – при возможности калиброванное RGB-изображение мы предпочитаем передавать через систему управления цветом (см. лекцию 5, "Параметры цвета"). Если вы все-таки пожелаете создать в Photoshop свои собственные CMYK-формы для цветного лазерного устройства, то скорее всего указанная вами плотность краски окажется завышенной, а растискивание заниженным. Цветным лазерным принтерам не свойственно растискивание в обычном смысле – в них используется сухой тонер, и может показаться, что у вас задан 400-процентный лимит суммарного красочного покрытия и 100-процентный лимит черного. У вас получатся очень плотные тени и насыщенные цвета, будто взятые из другого изображения. Для начала попробуйте в диалоговом окне CMYK Setup установить 260-процентный лимит суммарного красочного покрытия и 85-процентный лимит черного.