Оглавление в начале или в конце книг – это ни что иное, как один из способов сжатия информации. Если вы вырвете оглавление из этой книги и перешлете своему приятелю (хотя делать этого мы вам не советуем), тот, "распаковав" его, получит полное представление о ее содержимом. Пусть он не увидит слов, которые вы сейчас читаете, но узнает "усредненное" содержание каждой лекции. Чем детальнее лекции, тем больше заголовков и тем больше информации для вашего приятеля.
Растровые изображения также можно представлять в виде заголовков (уплотнять), пересылать и распаковывать. И точно так же, глядя на распакованную версию, вы не увидите всех тех деталей, что были в оригинальном изображении. Так, если в квадрате 3х3 все девять пикселов примерно одинаковы, их можно заменить одним усредненным значением. Получится сжатие девять-к-одному. При этом данные оригинального изображения – оттенки в тех девяти пикселах – будут утеряны.
Такой вид уплотнения называется сжатием с потерями. Отбрасывая часть информации, можно существенно повысить уровень компрессии. Если TIFF-файл, сжатый по методу LZW, может уменьшиться до 40 процентов от исходного размера, то файл, сжатый методом с потерями, может сократиться до двух и менее процентов от исходного размера.
Уровни JPEG-сжатия. Обычно схемы сжатия с потерями дают вам возможность самим выбрать уровень уплотнения данных. (Основной метод – единственный, который предлагает Photoshop – это JPEG, или Photographic Experts Group). При малом сжатии файлы получаются большими и с лучшим качеством изображения. Большее сжатие дает меньшие файлы и более низкое качество. Насколько вы теряете в качестве? Это зависит от уровня сжатия, разрешения изображения и его содержимого.
В разных программах метод JPEG реализован по-разному и с разными результатами. Следует заметить, что JPEG – это и метод сжатия и самостоятельный формат файла (см. "Форматы файла" ранее в этой лекции), но то и другое основано на одинаковых алгоритмах.
Предостережения относительно JPEG. Работая с JPEG, следует обратить внимание на ряд моментов. Прежде всего, при сжатии методом JPEG изображения с четкими цветовыми границами, высококонтрастными и угловатыми областями подвержены артефактам в большей степени, чем другие. Так, желтый квадрат на зеленом фоне в файле низкого разрешения после уплотнения с потерями будет выглядеть довольно непривлекательно, так же как и растеризованный текст. Тогда как сканированные изображения с естественными цветовыми переходами, особенно те, в которых уже присутствует зерно или некий эффект импрессионизма, могут совершенно не пострадать от JPEG-сжатия.
Сжимать методом JPEG следует только окончательный вариант изображения, по завершении редактирования и коррекции. Тоновая или цветовая коррекция сжатых изображений подчеркивает артефакты компрессии. Повышение резкости сжатых изображений производит эффект достойный набора фильтров Kai’s Power Tools, но вряд ли может найти применение в допечатной подготовке.
Многократное уплотнения и разжатие изображений приводят к ухудшению качества. Но поскольку только что мы рекомендовали сжимать лишь законченные файлы, это предостережение теряет актуальность – такие изображения достаточно открыть, посмотреть на них и закрыть снова.
Подсказка. Отличное превью, небольшой файл. Некоторые пользователи все еще используют Photoshop в основном для создания промежуточных изображений, занимающих определенное место, чтобы позже заменить их подходящим изображением, имеющим высокое разрешение. В этом случае вас больше заботит вид изображения на экране (и, возможно, при печати на дешевом настольном струйном принтере), чем в цветоделениях. Попробуйте сохранить такое изображение как EPS-файл одновременно с JPEG-превью и JPEG-кодированием. JPEG-превью с 24-битовым цветом превосходно выглядит на экране, JPEG-кодирование (вы можете даже выбрать из списка Quality вариант Low, поскольку эти данные не будут использоваться, если вы не собираетесь печатать на PostScript-принтере) делает файл действительно небольшим.