В этом уроке мы займемся операциями, позволяющими размещать объекты, составляющие рисунок, в соответствии с художественным замыслом автора. К сожалению, во многих случаях тех инструментов, которые мы уже освоили, для этого оказывается недостаточно либо их применение превращает творческую работу в утомительную и кропотливую возню. Это особенно справедливо, когда рисунок требует, чтобы отдельные объекты располагались на странице в соответствии со строгими закономерностями (например, образовывали наклонную прямую или размещались с фиксированным шагом). Человеческий глаз — очень точный инструмент, который способен уловить мельчайшие отклонения, если положение объектов отличается от регулярного. К сожалению, этого нельзя сказать о таком инструменте, как сочетание пальцев пользователя и мыши компьютера.
Поэтому в арсенал средств CorelDRAW были введены координатные сетки и направляющие, упрощающие процедуру регулярного размещения объектов, а также специальные инструменты для выравнивания ранее созданных объектов и их регулярного размещения. Эти средства и приемы работы с ними рассматриваются в первой части настоящего урока.
В уроке 5, обсуждая приемы выделения, мы уже рассматривали понятие стопки объектов. Во второй части настоящего урока это понятие вводится более строго, а также рассматриваются другие средства, ориентированные на то, чтобы упорядочить положение объектов рисунка «в глубину» (в направлении, перпендикулярном плоскости страницы). В заключение рассматривается работа с диспетчером объектов — инструментом, который позволяет воспользоваться многими преимуществами объектно-ориентированной модели изображения CorelDRAW.
Линейками называются элементы рабочей среды, имеющие вид узких панелей, размеченных в текущих единицах измерения. Линейки располагаются вдоль верхнего
и левого краев окна документа и позволяют наглядно судить о реальных размерах объектов рисунка.
Текущие единицы измерения проще всего задать с помощью списка на панели атрибутов, появляющейся при отмене выделения всех объектов рисунка (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Список выбора единиц измерения для разметки координатных линеек
Некоторые единицы измерения общеизвестны, некоторые могут показаться вам незнакомыми.
- Inches (Дюймы) — единица измерения, принятая по умолчанию. Дюйм равен приблизительно 25,4 мм.
- Millimeters (Миллиметры) — основная единица измерения в соответствии с российскими стандартами оформления графических документов, поэтому рекомендуется сразу же изменить разметку линеек на миллиметры, если нет веских причин для выбора других единиц.
- Picas; points (Пики и пункты) — основные полиграфические единицы измерения длины. Пункт равен 1/72 дюйма, или приблизительно 0,35 мм. Пика равна 12 пунктам. В этих единицах константа 1,5 означает одну пику и пять пунктов, то есть 17 пунктов. Традиционной областью применения этих единиц остается задание высоты символов текста и связанных с текстом интервалов (например, величины интерлиньяжа).
- Pixels (Пикселы) — относительные единицы измерения, равные размеру элементарного фрагмента точечного изображения (пиксела).
Реальная разметка линейки в пикселах зависит от разрешения — количества пикселов на единицу длины экрана. По умолчанию разрешение установлено 300 dpi (точек на дюйм). При подготовке рисунков для Web рекомендуется изменить это значение на 72 dpi.
- Ciceros; didots (Цицеро и дидо) — полиграфические единицы длины, использующиеся практически только во Франции и Канаде. Дпдоравеп 1,07 пункта, или приблизительно 0,38 мм. Цицеро равен 12 дидо.
- Feet (Футы) — производная от дюйма единица длины. Фут равен 12 дюймам, пли приблизительно 305 мм.
- Yards (Ярды) — производная от фута единица длины. Ярд равен 3 футам, или приблизительно 915 мм.
Чтобы переместить координатную линейку внутрь окна документа, достаточно перетащить в нужном направлении любую ее точку при нажатой клавише Shift. Таким образом можно приблизить линейку к тому или иному объекту или, например, перенести горизонтальную координатную линейку в более привычное со школьных времен положение снизу от рисунка. Чтобы возвратить линейки в стандартные положения, достаточно выполнить на любой из них двойной щелчок при нажатой клавише Shift.
Чтобы переместить нулевые отметки на шкалах линеек (а вместе с ними — и начало абсолютной системы координат рисунка), достаточно перетащить кнопку, расположенную на пересечении линеек. Новое начало координат будет совмещено с точкой, в которой будет освобождена кнопка мыши. Для возвращения начала координат в исходное положение достаточно выполнить двойной щелчок на пересечении координатных линеек.
При создании нового документа начало его системы координат по умолчанию совмещается с левым нижним углом листа выбранного формата. Положительные направления осей координат — вправо и вверх.
Координатной сеткой называется совокупность горизонтальных и вертикальных линий, размещенных с фиксированным шагом. Как мы увидим в дальнейшем, эти линии располагаются на отдельном слое, недоступном для редактирования, поэтому их невозможно изменить. Кроме того, объекты, расположенные на этом слое, по умолчанию даже не отображаются на экране.
Чтобы увидеть координатную сетку, выберите команду View > Grid (Вид > Координатная сетка). Цветные линии координатной сетки появятся на экране, закрывая «сеткой» с прямоугольными ячейками все пространство окна документа (рис. 9.2).
Обратите внимание на то, что в начале координат страницы находится пересечение горизонтальной и вертикальной линий сетки. Остальные линии проведены
параллельно им с заданным шагом. Конечно, на листе бумаги в клеточку рисовать удобнее, но если бы возможности координатной сетки ограничивались только ее отображением на экране, такой инструмент был бы не слишком полезен.
Рис. 9.2. Координатная сетка с шагом 25 мм по обеим координатам
Команда View > Snap To Grid (Вид > Привязать к сетке) включает режим привязки к линиям сетки. То есть все вновь создаваемые, редактируемые или перемещаемые объекты будут «притягиваться» к линиям координатной сетки. Это позволяет выравнивать объекты и строить новые объекты с габаритными размерами, кратными шагу координатной сетки. Мы уже пользовались этим приемом в одном из предыдущих уроков.
На панели атрибутов, появляющейся при отмене выделения всех объектов, имеетсякнопка Snap To Grid (Привязать к сетке), которая позволяет быстро включать или отключать режим привязки к сетке.
В режиме привязки к сетке к ближайшему узлу координатной сетки привязывается структурный элемент выделенного объекта, располагающийся при перетаскивании ближе всего к указателю мыши, — его название отображается на экране цветной надписью. Если воспользоваться метафорой, то можно сказать примерно так: та точка контура, за которую мы перетаскиваем объект, и привязывается к узлам и линиям координатной сетки. При перетаскивании объекта за средний маркер рамки выделения к сетке привязывается центр этого объекта. Чтобы задать шаг линий координатной сетки, проделайте следующую процедуру.
1. Выберите команду Tools > Options (Сервис > Режимы)
2. В иерархическом списке, расположенном в левой части раскрывшегося диалогового окна, выберите пункт Document > Grid (Документ > Координатная сетка).
Оба этих шага можно объединить в одном, выбрав команду View > Grid And Ruler Setup (Вид > Настройка сетки и линеек).
3. В раскрывшемся диалоговом окне настройки координатной сетки (рис. 9.3) установите переключатель Spacing (Шаг). Это позволит задать на следующем шаге расстояние между смежными линиями сетки. При установке переключателя Frequency (Частота) можно задать количество линий сетки, приходящихся на одно деление шкалы координатной линейки.
Рис. 9.З. Диалоговое окно настройки параметров координатной сетки
4. В счетчиках Horizontal (По горизонтали) и Vertical (По вертикали) в области Spacing (Шаг) установите значения шага сетки по горизонтали и по вертикали соответственно и щелкните на кнопке ОК.
Координатная сетка удобна для равномерного размещения объектов, но для решения многих задач не требуется такого числа линий, притягивающих к себе объекты. Более того, из-за координатной сетки могут возникать неожиданные затруднения.
Направляющая линия обладает всеми свойствами отдельной линии координатной сетки, но размещается на странице индивидуально и в любом месте. Активность направляющих определяется включением или выключением режима Snap To Guides (Привязать к направляющим), выполняемом с помощью одноименной команды меню View (Вид) или кнопки панели атрибутов.
Чтобы создать направляющую, достаточно перетащить внутрь окна документа произвольную точку любой из координатных линеек. После освобождения кнопки мыши в конце перетаскивания на экране появится цветная направляющая линия. Горизонтальные направляющие перетаскиваются с горизонтальной линейки, а вертикальные — с вертикальной. Вновь созданная направляющая остается выделенной. В отличие от объектов вокруг выделенной направляющей не строится рамка выделения — наличие выделения определяется по присутствию в рабочем пространстве панели атрибутов направляющих, представленной на рис. 9.4. Кроме того, выделенные направляющие меняют свой цвет на красный.
Направляющие линии размещаются на отдельном слое Guides (Направляющие) и, в отличие от координатной сетки, по умолчанию отображаются на экране. Кроме того, с направляющей можно выполнять некоторые операции редактирования и форматирования. В частности, направляющую можно выделить инструментом Pick (Выбор), перетащить и повернуть. Можно даже назначить цвет выделенной направляющей, щелкнув правой кнопкой мыши на образце экранной палитры.
Чтобы выделить сразу все направляющие, можно воспользоваться командой Edit > Select All > Guidelines (Правка > Выделить все > Направляющие).
Рис. 9.4. Панель атрибутов направляющих
На панели атрибутов направляющих имеются следующие элементы управления.
- Пара полей в левой части панели содержат координаты точки, через которую проходит направляющая. Если направляющая горизонтальна или вертикальна, один из счетчиков недоступен.
- Следующее поле содержит угол наклона направляющей к горизонтали в градусах.
- Далее располагается пара полей с координатами центра поворота направляющей. Если щелкнуть мышью на выделенной направляющей, на ней появится маркер центра поворота в виде круга с точкой посредине. Если этот маркер перетащить, то последующие повороты направляющей при изменении ее наклона будут осуществляться вокруг заданного таким образом центра поворота.
- Кнопка блокировки позволяет запретить последующее выделение выделенных направляющих и, таким образом, делает невозможным ихредактирование. Чтобы отменить блокировку, следует щелкнуть на блокированной направляющей правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню команду Unlock Object (Разблокировать объект).
- Кнопка привязки к направляющим позволяет включить или выключить режим
привязки к направляющим (см. выше).
- Кнопка типовых направляющих раскрывает на экране диалоговое окно, позволяющее добавить на страницу один или несколько типовых наборов направляющих (например, отделяющих поля шириной 1 см со всех сторон страницы или ограничивающих область страницы, воспроизводимую при печати на выбранном принтере).
- Кнопка настройки направляющих раскрывает на экране диалоговое окно, на трех вкладках которого представлены все управляющие параметры каждой из заданных к этому моменту направляющих. С помощью расположенных на этих вкладках элементов управления можно выполнить точную настройку направляющих.
Чтобы переместить ранее построенную направляющую, достаточно перетащить ее на новое место мышью или выделить щелчком мыши и откорректировать координаты опорной точки на панели атрибутов.
Чтобы превратить направляющую в наклонную, достаточно выделить ее и щелкнуть на ней еще раз. Перетаскивая появившиеся на экране стрелки и маркер центра поворота, можно придать направляющей желаемый наклон (рис. 9.5), который впоследствии можно уточнить при помощи панели атрибутов.
Рис. 9.5. Наклон направляющей мышью Для удаления направляющей достаточно выделить ее и нажать клавишу Del.
При работе с направляющими применимы многие приемы работы с объектами. Например, удерживая клавишу Shift, можно выделить сразу несколько направляющих. Если перед окончанием перетаскивания или наклона направляющей щелкнуть правой кнопкой мыши, преобразована будет не выделенная направляющая, а ее копия.
В качестве направляющих могут использоваться ранее созданные объекты. Чтобы они «притягивали» к себе перемещаемые объекты, следует включить режим Snap to Objects (Привязать к объектам) одноименной командой меню View (Вид). Поведение объектов в качестве направляющих мало отличается от поведения настоящих направляющих и линий координатной сетки — этим свойством они стали обладать только в версии 12 программы. Ранее «притягивающими свойствами» объектов обладали только точки присоединения примитивов (о точках присоединения см. урок 3) и узлы линий. Контурные линии объектов такими свойствами не обладали. Теперь это достаточно нелогичное положение исправлено.
Параметры режима привязки к объектам можно настраивать с помощью диалогового окна (рис. 9.6), раскрыть которое можно командой View > Snap To Objects Setup (Вид > Настройка привязки к объектам).
Рис. 9.6. Диалоговое окно настройки режима привязки к объектам
Ниже перечислены флажки, представленные в области Modes (Режимы).
- Node (Узел) — привязка к любому из узлов объекта.
- Intersection (Пересечение) — привязка к любой из точек пересечения контуров объектов.
- Midpoint (Середина) — привязка к середине сегмента контура объекта.
- Quadrant (Квадрант) — привязка к точкам контура объекта (окружности, эллипса, сектора или дуги), имеющим относительно его центра угловые координаты 0°, 90°, 130° и 270°.
- Tangent (Касательная) — привязка к точке касания (точке на контуре объекта, в которой привязываемый объект будет касаться контура, но не пересекать его).
- Perpendicular (Перпендикуляр) — привязка к нормали (точке на контуре объекта, в которой линия контура привязываемого объекта будет перпендикулярна линии контура объекта, к которому выполняется привязка).
- Edge (Кромка) — привязка к произвольной точке контура объекта.
- Center (Центр) — привязка к среднему маркеру рамки выделения объекта (середине объекта)
- Text Baseline (Базовая линия текста) — привязка к произвольной точке базовой линии текста (см. урок 16).
С помощью флажков можно задать любое сочетание режимов привязки к объектам. В раскрывающемся списке можно выбрать величину, на которую достаточно приблизить перемещаемый объект к точке привязки, чтобы произошло притягивание к этой точке.
Если объект планируется использовать только в качестве направляющей, удобнее невключать режим привязки к объектам (поскольку он действует на все объекты рисунка), а поместить объект на слой Guides (Направляющие). Приемы работы со слоями описываются в последующих разделах этого урока.
В CorelDRAW версии 12 предусмотрен совершенно новый режим динамических направляющих, не поддерживающийся в предыдущих версиях. Он включается командой View > Dynamic Guides (Вид > Динамические направляющие). Когда этот режим включен, то по мере перетаскивания привязываемого объекта на экране появляются и пропадают направляющие, проходящие через возможные точки его привязки к другим объектам. Эти направляющие обладают всеми свойствами обычных направляющих, но по окончании операции перетаскивания они пропадают с экрана. Настройка режима отображения динамических направляющих выполняется с помощью диалогового окна, раскрывающегося командой View > Dynamic Guides Setup (Вид > Настройка динамических направляющих). Это окно представлено на рис. 9.7.
Рис. 9.7. Диалоговое окно настройки параметров динамических направляющих
С помощью элементов управления, расположенных в этом окне, можно выбрать те динамические направляющие, которые должны отображаться. В примере, представленном на рисунке, кроме направляющих, проведенных с интервалом 45° (они отображаются по умолчанию), заказано отображение еще одной направляющей, проведенной под углом 30°. Динамические направляющие позволяют разгрузить изображение, отказавшись от вывода статических направляющих. Однако нужно иметь в виду, что при сильно загруженном объектами изображении разобраться, какому именно узлу соответствует отображаемая в тот или иной момент динамическая направляющая, может оказаться непросто.
Выравниванием называется размещение всех выделенных объектов таким образом, чтобы их определенные точки (например, середина рамки выделения) располагались на одной прямой.
Применение координатной сетки и направляющих позволяет выравнивать объекты с высокой точностью, но для этого требуется много дополнительных операций: нужно создать направляющую или задать параметры координатной сетки, а затем индивидуально перемещать каждый из объектов. Если требуется выровнять много объектов, работа становится монотонной и утомительной — верный признак того, что вы что-то делаете не так! В CorelDRAW предусмотрен мощный инструмент, автоматизирующий выстраивание объектов в ряд вдоль прямой, положение которой задается одним из выравниваемых объектов или страницей документа.
Далее предполагается, что прямая, задающая направление ряда размещаемых объектов, всегда параллельна тому или иному краю печатной страницы. Выравнивание объектов по наклонной прямой возможно только в режиме привязки к наклонной направляющей. В этом случае все объекты придется перемещать к желаемым позициям «вручную».
Команда Arrange > Align and Distribute (Монтаж > Выровнять и распределить) и кнопка Align (Выровнять) на панели атрибутов раскрывают диалоговое окно, с помощью первой вкладки которого можно автоматически выровнять середины или края рамок выделения объектов по горизонтали и/или вертикали (рис. 9.8).
Рис. 9.8. Вкладка Align диалогового окна Align and Distribute
Расположенные в верхней и левой стороне диалогового окна флажки определяют, которые именно точки выделенных объектов будут выровнены при их автоматическом перемещении.
Верхний из двух раскрывающихся списков позволяет модифицировать режим выравнивания. В нем имеются следующие альтернативы:
- Active objects (Выделенные объекты) — перемещение объектов при выравнивании и распределении не выходит за границы их общей рамки выделения;
- Edge of page (Границы страницы) — объекты перемещаются в пределах печатной страницы;
- Center of page (Середина страницы) — объекты выравниваются относительно воображаемых направляющих, проведенных по вертикали и горизонтали через середину печатной страницы;
- Grid (Координатная сетка) — выделенные объекты выравниваются относительно линий координатной сетки.
Общая схема работы с этим диалоговым окном достаточно проста, но ее следует четко придерживаться — в противном случае результаты выравнивания могут оказаться весьма далекими от желаемых.
1. Решите, где будет располагаться линия, по которой будут выравниваться объекты. Альтернатив несколько: она может совпадать с любым из краев печатной страницы, проходить через середину печатной страницы, проходить через середину или совпадать с любым из краев рамки выделения одного из выравниваемых объектов. Если положение линии выравнивания задается одним из выравниваемых объектов, его следует разместить желаемым образом.
2. Выделите все выравниваемые объекты. Если положение линии выравнивания задается одним из выравниваемых объектов, он должен быть выделен последним. Это очень важно, поскольку именно по этому признаку CorelDRAW определяет, который из выделенных объектов задает линию выравнивания.
При выделении объектов щелчками мыши при нажатой клавише Shift с этим требованием сложностей не возникает. Однако если выделять объекты растягиванием рамки выделения, последним выделенным будет считаться объект, расположенный ниже других в стопке объектов. Это далеко не всегда совпадает с тем, что задумано. Чтобы гарантировать себя от неприятностей при последующем выравнивании, после выделения объектов растягиванием рамки нажмите клавишу Shift и щелкните мышью на объекте, задающем положение линии выравнивания. Это выведет его из состава выделения. А затем, не отпуская клавишу Shift, щелкните на нем еще раз. Это добавит его в выделение, но теперь-то он точно будет последним из выделенных объектов!
3. Установите флажки, указывающие, какие точки объектов будут «выстраиваться» по линии. Если объекты должны выравниваться по горизонтальной линии, это могут быть верхние маркеры рамки выделения (флажок Тор), середина рамки выделения (флажок Center) или нижние маркеры рамки выделения (флажок Bottom). Если объекты будут выравниваться по вертикальной линии, это могут быть левые маркеры рамки выделения (флажок Left), середина рамки
выделения (флажок Center) или правые маркеры рамки выделения (флажок Right).
Если выбранные на предыдущем шаге точки объектов должны совместиться с краем печатной страницы, выберите в верхнем раскрывающемся списке вариант Edge of Page (Границы страницы). Если эти точки следует выровнять по средней линии листа, выберите вариант Center of Page (Середина страницы).
После выбора варианта Center of Page (Середина страницы) все остальные флажки вкладки автоматически сбрасываются, и устанавливаются оба флажка Center. Если в ваши планы не входит собрать все выделенные объекты в середине печатной страницы, один из этих флажков следует сбросить.
5. Оостается только щелкнуть на кнопке Apply (Применить). Если результат выравнивания неудовлетворителен, следует, не закрывая диалогового окна, вернуться к шагу 3 и попробовать установить флажки еще раз. Окончательный вариант выравнивания фиксируется при закрытии диалогового окна.
Если одновременно установить по одному флажку в группах выравнивания по горизонтали и вертикали, в результате выравнивания будут совмещены выбранные точки
всех выделенных объектов. Например, одновременная установка флажков Left (По левому краю) и Тор (По верху) приведет к перемещению всех выделенных объектов в левый верхний угол страницы. Кстати, это удобный способ размещения единственного выделенного объекта на краю или в углу страницы.
Естественно, без практики в приемах выравнивания разобраться нелегко. Поскольку эти приемы относятся к группе наиболее употребительных, перейдем к разбору практических примеров.
В ходе выполнения этого упражнения мы импортируем стандартные рисунки, которые в терминологии CorelDRAW называются клипартом, из библиотеки клипарта, входящей в комплект поставки программы, и воспользуемся ими для отработки приемов выравнивания.
1. Создайте новый документ CorelDRAW и задайте альбомную ориентацию его страницы, на панели атрибутов страницы щелкнув на кнопке с прямоугольником, вытянутым по горизонтали.
2. Для импорта клипарта воспользуйтесь компакт-диском с библиотекой клипарта, входящим в комплект поставки CorelDRAW. Для импорта рисунков из этой библиотеки можно воспользоваться командой File > Import (Файл > Импорт). Диалоговое окно, раскрывающееся по этой команде, похоже на диалоговое окно открытия файла. Выберите устройство чтения компакт-диска и панку с нужными изображениями (в нашем примере используются рисунки из папки \Animals\). Чтобы было удобнее подбирать подходящее изображение, не забудьте установить в диалоговом окне флажок Preview (Предварительный просмотр). После щелчка на кнопке ОК выберите подходящее место для рисунка и перетащите
указатель мыши по диагонали воображаемого прямоугольника, отведенного для его размещения. Импортируйте три рисунка и разместите их на странице примерно так, как показано на рис. 9.9. При необходимости откорректируйте размеры и размещение рисунков.
Рис. 9.9. Исходное положение объектов для выравнивания
Большинство рисунков из библиотеки клипарта представляют собой группы объектов (подтверждение этому можно найти в строке состояния после выделения любого из импортированных рисунков), но в плане выравнивания они вполне эквивалентны объектам. Если в вашем распоряжении нет библиотеки клипарта или вы не хотите возиться с импортом, вместо стандартных рисунков можно построить любые объекты, например прямоугольник, эллипс и многоугольник.
3. Начнем с выравнивания объектов по краю страницы. Выделите все объекты, растянув вокруг них рамку выделения инструментом Pick (Выбор). Чтобы совместить левый край объектов с левым обрезом страницы, вызовите диалоговое окно выравнивания щелчком на кнопке Align (Выровнять) панели атрибутов, задайте параметры выравнивания в соответствии с рис. 9.10 и щелкните на кнопке Apply (Применить). Перед тем как закрыть диалоговое окно, попробуйте поочередно установить вместо флажка Left (По левому краю) флажки Center (По центру) и Right (По правому краю), что приведет к размещению объектов в середине страницы и по ее правому краю, а затем вернитесь к исходному варианту.
Рис. 9.10. Выравнивание объектов по левому краю страницы
4. Теперь выровняем рисунки по вертикальной линии, совпадающей с правой стороной рамки выделения одного из рисунков. Итак, командуем равнение по кончику слоновьего хвоста. Для этого отмените выделение объектов, нажав клавишу Esc, и снова выделите все объекты, но на этот раз — поочередно, при нажатой клавише Shift, сначала — льва, затем — корову и последним — слона. Раскройте диалоговое окно выравнивания, настройте параметры выравнивания в соответствии с рис. 9.11 и щелкните на кнопке Apply (Применить). Отмените последнюю операцию, отмените выделение объектов, выделите их снова так, чтобы последним был выделен рисунок с пумой, и повторите выравнивание по правому краю. Сравните результат с предыдущим.
Рис. 9.11. Выравнивание производится по правому краю объекта, выделенного последним
5. Выровняем объекты по верхнему краю страницы, предварительно вернув их в исходное положение (по диагонали листа, как показано на рис. 9.9) с помощью инструмента Pick (Выбор) или кнопки отмены последнего действия, расположенной на стандартной панели инструментов. Поскольку при выравнивании по краю или середине страницы порядок выделения объектов не важен, выделите все рисунки, растянув вокруг них рамку выделения, раскройте диалоговое окно выравнивания, настройте параметры выравнивания, как показано на рис. 9.12, и щелкните на кнопке Apply (Применить).
Рис. 9.12. Выравнивание верхних краев объектов по верхнему обрезу страницы
6. В заключение выровняем середины рисунков по вертикальной средней линии страницы. Отмените предыдущее выравнивание, чтобы объекты заняли исходное положение (по диагонали страницы), выберите в верхнем списке окна выравнивания режим Center of Page (Середина страницы) и не забудьте сбросить находящийся слева флажок Center (По центру), в противном случае все звери соберутся в кучу в середине страницы. Результат представлен на
рис. 9.13.
В заключение упражнения поработайте самостоятельно, задавая различные сочетания параметров выравнивания в диалоговом окне Align and Distribute (Выровнять и распределить) и наблюдая за результатами.
Рис. 9.13. Выравнивание объектов по середине страницы с сохранением их положения по вертикали
В заключение следует сказать несколько слов о случае, когда в число выравниваемых объектов входят объекты текстовые: фигурный текст или простой текст. В этом случае в действие вступает нижний раскрывающийся список вкладки выравнивания диалогового окна Align and Distribute (Выровнять и распределить). В нем имеются следующие альтернативы:
- First line base line (Базовая линия первой строки) — выравнивание текстового объекта выполняется относительно базовой линии первой строки текста (воображаемой линии, соединяющей нижние края символов строки без учета элементов, выходящих вниз за полосу строки, как нижний хвостик у буквы «ц»); этот режим включен по умолчанию;
- Last line baseline (Базовая линия последней строки) — выравнивание текстового объекта выполняется относительно базовой линии последней строки текста;
- Bounding box (Габаритный прямоугольник) — текстовый объект выравнивается как графический, с ориентацией на рамку выделения объекта.
Распределением объектов в CorelDRAW называется такое размещение объектов, при котором соблюдается равенство расстояний между маркерами их рамок выделения. Добиться этого перетаскиванием объектов вручную практически невозможно. Координатная сетка может помочь, но ее саму надо достаточно кропотливо настраивать — во многих случаях без калькулятора не обойтись. Значительно удобнее решать такую задачу с помощью вкладки Distribute (Распределить) диалогового окна Align and Distribute (Выровнять и распределить).
Равномерность при распределении объектов может достигаться двумя принципиально различными способами: равными могут быть расстояния между одноименными маркерами рамок выделения (например, между левыми краями или центрами), или интервалы, разделяющие объекты (просветы между ними, измеряющиеся, например, от правого края левого крайнего объекта до левого края следующего за ним объекта). При размещении объектов с различными габаритными размерами результаты размещения этими двумя способами могут сильно различаться (рис. 9.14).
Рис. 9.14. Распределение с равными интервалами между объектами (сверху), между центральными маркерами рамок выделения (снизу)
Размеры области, в которой будет выполняться распределение объектов, могут задаваться одним из двух способов. При первом способе размеры области совпадают с размерами рамки выделения, которые она принимает после совместного выделения всех распределяемых объектов. При втором способе размеры области распределения совпадают с размерами печатной страницы.
В большинстве случаев перед операцией распределения объектов требуется выполнить их выравнивание. Обойтись без предварительного выравнивания можно в отдельных случаях распределения объектов по ширине или высоте печатной страницы или при распределении совмещенных в одной точке копий объекта.
Элементы управления операцией автоматического распределения объектов располагаются на вкладке Distribute (Распределить) диалогового окна Align and Distribute (Выровнять и распределить), представленной на рис. 9.15.
Рис. 9.15. Вкладка Distribute диалогового окна Align and Distribute
Горизонтальная группа флажков, расположенная в верхней части вкладки, управляет режимом распределения выделенных объектов по горизонтали. Значки, которыми снабжены эти флажки, дают очень ясное представление о том, какие именно расстояния при распределении будут сделаны равными.
Вертикальная группа флажков, расположенная в левой части вкладки, управляет режимом распределения выделенных объектов по вертикали.
Группа переключателей Distribute to (Распределить) предлагает две альтернативы: Extent of selection (В пределах выделения) и Extent of page (В пределах страницы). Эти переключатели управляет выбором размеров области распределения выделенных объектов
В ходе выполнения этого упражнения мы освоим несколько вариантов распределения объектов. В результате должен получиться занимающий всю печатную страницу рисунок (рис 9.16). Итак, начинаем рассаживать горилл по клеткам.
Рис. 9.16. Результат выполнения упражнения
1. Начнем с построения клеток, роль которых будет играть сетка с прямоугольными ячейками. При практической работе было бы быстрее построить ее с помощью специального инструмента, но для изучения приемов распределения нам потребуются прямые линии. Постройте на чистой странице документа вертикальную прямую, совпадающую с левым краем страницы, используя инструмент Freehand (Произвольная кривая) или Bezier (Кривая Безье) и клавишу-модификатор Ctrl. Назначьте ей обводку контурной линией толщиной 6 пунктов. Нажатиями клавиш Ctrl+D постройте пять копий линии и выделите их совместно с оригиналом.
2. Щелкнув на кнопке Align (Выравнивание), откройте диалоговое окно Align and Distribute (Выровнять и распределить) и перейдите на вкладку Distribute (Распределить). Установите переключатель Extent of page (В пределах страницы) и флажок Center (По центру) в горизонтальном ряду флажков. После щелчка на кнопке Apply (Применить) страница окажется разделенной на пять одинаковых по ширине вертикальных полос. Постройте горизонтальную линию вдоль верхнего края страницы, создайте три ее копии и распределите их по вертикали — при
этом флажок Center (По центру) устанавливается в вертикальном ряду флажков. Клетка готова, можно запускать обезьян.
До появления в CorelDRAW инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка) описанныйприем был обычным приемом построения прямоугольных сеток.
3. Если в рабочем пространстве отсутствует пристыковываемое окно Insert Character (Вставка символа), откройте его командой Text > Insert Character (Текст > Вставить символ). Найдите изображение гориллы в разделе Animals (Животные) и перетащите его в левый верхний угол страницы. Перетаскивая угловой маркер рамки выделения, отрегулируйте размер, чтобы горилле было не слишком тесно в клетке.
4. Теперь переместим рисунок в центр прямоугольной ячейки. Для этого при нажатой клавише Shift выделите левую вертикальную линию, гориллу и вторую вертикальную линию. На этот раз на вкладке распределения установите переключатель Extent of selection (В пределах выделения) и флажок Center (По центру) в горизонтальном ряду. После щелчка на кнопке Apply (Применить) горилла окажется точно посредине между вертикальными линиями.
Обратите внимание, что при распределении в пределах рамки выделения перемещаются не все выделенные объекты, а на два меньше (в нашем случае — один объект).
Этот частный случай стоит запомнить — при практической работе довольно часто приходится размещать объект точно посредине между двумя другими.
5. Повторите предыдущий шаг, выделив на этот раз вместе с изображением гориллы горизонтальные линии, расположенные сверху и снизу от нее, и установив флажок Center (По центру) в вертикальном ряду. После щелчка на кнопке Apply (Применить) горилла окажется точно в середине своей клетки.
6. Постройте копию гориллы и перетащите ее в правую крайнюю клетку верхнего ряда. Выровняйте ее только что освоенным приемом по середине клетки. Постройте еще три копии и совместно выделите всех имеющихся в наличии горилл. Распределите их по клеткам горизонтального ряда с теми же параметрами распределения, что и на шаге 4. На этот раз переместятся 5-2=3 гориллы, и верхний этаж «обезьянника» будет заселен.
7. Заселение правого ряда проводится аналогичными приемами: создайте копию рисунка, переместите ее в правую нижнюю клетку, выровняйте по середине, постройте еще одну копию и распределите три объекта в пределах выделения по вертикали.
8. Чтобы закрепить освоенные приемы распределения объектов, повторите упражнение на новом листе, только на этот раз заселите обезьянник приматами разных пород — благо в библиотеке символов их изображений вполне достаточно. После перетаскивания и масштабирования изображений обезьян выровняйте их по вертикали и горизонтали одновременно для совмещения середин рамок выделения, а все остальные действия можно выполнить способами, описанными выше.
На этом мы завершаем знакомство с приемами автоматического упорядочения объектов, связанных с перемещением последних в плоскости страницы, и переходим к более подробному рассмотрению приемов их упорядочения в стопке.
Стопка объектов — это метафора, позволяющая более наглядно представить себе порядок, в котором составляющие рисунок CorelDRAW объекты выводятся на экран или печать. Основная причина, по которой это важно, связана со способом воспроизведения частично или полностью перекрывающихся объектов. Дело в том, что по принятому в CorelDRAW соглашению объекты с непрозрачной заливкой, расположенные в стопке выше, закрывают собой объекты, расположенные ниже. По умолчанию вновь созданный объект помещается на самый верх стопки (мы этим уже пользовались в уроке 6 при построении стилизованного пейзажа).
Объекты, составляющие рисунок, удобно представлять в виде фигур, вырезанных из эластичной пленки, одна из сторон которой покрыта клейким составом. При создании объекта на поверхность уже имеющегося изображения накладывается прозрачный тонкий, но жесткий лист, который обрезан по размерам страницы, и на этот лист приклеивается вновь созданный объект. Совокупность таких прозрачных листов, на каждый из которых наклеено по одному объекту, представляет собой неплохую физическую модель стопки объектов.
В рамках этой метафоры любое преобразование объекта сводится к его переклеиванию в пределах одного прозрачного листа (возможно, с растяжением, сжатием или иными изменениями формы).
В этом разделе рассматриваются операции, позволяющие менять порядок размещения объектов в стопке. В рамках только что предложенной метафоры эти операции позволяют изменять порядок следования в стопке прозрачных листов с наклеенными на них объектами.
CorelDRAW позволяет организовать в пределах страницы документа несколько слоев объектов. У каждого из слоев имеются свои атрибуты: имя, режимы доступности для редактирования и отображения на экране и при печати, положение по отношению к другим слоям.
Слои позволяет более гибко структурировать объекты, составляющие изображение, и значительно упрощают работу с ними. Все объекты, составляющие изображение, можно распределить по нескольким слоям, соответствующим функционально однородным частям изображения. Например, если изображение представляет собой архитектурный план здания, то на одном слое можно изобразить ландшафт, в котором это здание будет построено, на другом — несущие стены, на третьем — перегородки, на четвертом — сантехническое оборудование и трубы, на пятом — мебель. Управляя порядком расположения слоев и режимами их видимости, можно получать различные, но полностью согласованные друг с другом изображения. Управление слоями в CorelDRAW осуществляется с помощью диспетчера объектов. При введении дополнительных слоев структура изображения становится иерархической: оно состоит из нескольких слоев, каждый из которых, в свою очередь,
состоит из нескольких объектов. В пределах каждого из слоев объекты составляют стопку объектов, в которой их можно переставлять. Слои, в свою очередь, также образуют стопку слоев, в которой их можно переставлять. Развивая предложенную выше метафору, можно говорить о том, что слой — это пакет из прозрачного пластика, в который помещены листы, несущие на себе объекты. Стопка слоев и стопки объектов задают определенный порядок следования всех объектов по вертикали, причем объект, расположенный выше, при выводе на экран или печать перекрывает собой все объекты, расположенные ниже него в стопке того же слоя, и все объекты всех расположенных ниже слоев.
Независимо от того, сколько страниц создано в документе CorelDRAW, в нем всегда имеется так называемая главная страница (master page). Она объединяет в себе главные слои, которые по умолчанию создаются в каждом новом документе CorelDRAW: Grid (Координатная сетка), Guides (Направляющие) и Desktop (Рабочий стол). Главный слой отличается от прочих слоев тем, что расположенные на нем объекты появляются на всех страницах документа CorelDRAW.
При добавлении нового слоя он появляется на всех страницах документа, но его наполнение объектами производится на каждой из страниц отдельно. Исключение составляют только слои, объявленные главными.
- Слой Grid (Координатная сетка) содержит единственный объект — координатную сетку. Этот слой всегда является главным и недоступным ни для редактирования, ни для вывода на печать. По умолчанию он не отображается на экране, то есть координатная сетка не видна.
- Слой Desktop (Рабочий стол) содержит все объекты, расположенные за пределами печатной страницы. Им удобно пользоваться в качестве временного хранилища объектов при компоновке изображений и при переносе их с одного слоя на другой, а также в качестве места для вспомогательных построений. Этот слой всегда является главным. По умолчанию он видим, доступен для редактирования и недоступен для вывода на печать.
- Слой Guides (Направляющие) содержит направляющие — горизонтальные, вертикальные и наклонные прямые, которые уже упоминались в этом уроке. На него могут также помещаться любые объекты, которые после этого тоже становятся направляющими (см. выше). Этот слой всегда является главным. По умолчанию он видим, доступен для редактирования и недоступен для вывода на печать.
По умолчанию в каждом новом документе создается еще один слой для хранения собственно объектов рисунка. По умолчанию этот слой получает имя Layer (Слой 1) — мы уже сталкивались с ним, рассматривая сообщения, появляющиеся в строке состояния. Этот слой (и все дополнительные, если они будут созданы) раз мещается между слоями Grid (Координатная сетка) и Desktop (Рабочий стол).
Для работы над большинством иллюстраций вполне достаточно одного слоя, но в некоторых случаях применение дополнительных слоев позволяет существенно упростить работу над проектом.
Мы уже знаем, что каждый вновь созданный объект помещается на самый верх стопки объектов. Чтобы переместить объект в стопке на другую позицию, можно воспользоваться одной из команд подменю Order (Порядок) меню Arrange (Монтаж) или диспетчером объектов (см. далее).
- Чтобы переместить выделенный объект на верх стопки объектов слоя, выберите команду Arrange > Order > То Front (Монтаж > Порядок > На передний план).
- Чтобы переместить выделенный объект в самый низ стопки объектов слоя, выберите команду Arrange > Order > То Back (Монтаж > Порядок > На задний план).
- Чтобы переместить выделенный объект на одну позицию вверх в стопке объектов слоя, выберите команду Arrange > Order > Forward One (Монтаж > Порядок > Вперед).
- Чтобы переместить выделенный объект на одну позицию вниз в стопке объектов слоя, выберите команду Arrange > Order > Back One (Монтаж > Порядок > Назад).
- Чтобы поместить выделенный объект непосредственно поверх какого-либо другого объекта в стопке объектов слоя, выберите команду Arrange > Order > In Front Of (Монтаж > Порядок > Перед объектом), а затем появившейся толстой горизонтальной стрелкой щелкните на соответствующем объекте (рис. 9.17).
Рис. 9.17. Последовательность перемещения объекта в сгонке с размещением поверх указанного объекта
- Чтобы поместить выделенный объект непосредственно под каким-либо другим объектом в стопке объектов слоя, выберите команду Arrange > Order > Behind (Монтаж > Порядок > После объекта), а затем появившейся толстой горизонтальной стрелкой щелкните на соответствующем объекте.
- Чтобы изменить порядок следования объектов на обратный, с помощью инструмента Pick (Выбор) и клавиши-модификатора Shift выделите два или более объектов, а затем выберите команду Arrange > Order > Reverse Order (Монтаж > Порядок > Обратить порядок).
При выполнении команды обращения порядка в стопке изменяются положения только выделенных объектов — все остальные сохраняют свои исходные позиции.
После выделения объекта на панели атрибутов становятся доступными кнопки То Front (На передний план) и То Back (На задний план), щелчок на которых эквивалентен действию одноименных команд.
Диспетчером объектов (object manager) называется пристыковываемое окно Object Manager (Диспетчер объектов), содержащее иерархические списки объектов и слоев текущей страницы документа CorelDRAW. С помощью этого окна можно управлять слоями и объектами. Чтобы диспетчер объектов появился в рабочем пространстве, выберите команду Window > Dockers > Object Manager (Окно > Пристыковываемые окна > Диспетчер объектов). Внешний вид окна диспетчера объектов, при его размещении в середине окна документа, представлен на рис. 9.18.
Рис. 9.18. Рисунок, состоящий из трех объектов, и соответствующее ему окно диспетчера объектов
В верхней части пристыковываемого окна располагается имя активного слоя (того слоя, на котором будут размещаться вновь создаваемые объекты). Кнопки инструментов диспетчера объектов располагаются и в верхней, и в нижней частях окна.
- Кнопка New Layer (Создать слой) добавляет в документ еще один слой, которому назначается имя Layer n (где n на единицу больше номера последнего из ранее созданных слоев). Слой помещается выше всех ранее созданных слоев, но ниже главных слоев Desktop (Рабочий стол) и Guides (Направляющие).
Пользователю предоставляется возможность сразу же переименовать вновь созданный слой, дав ему более содержательное название — текстовый курсор устанавливается на его имя. Рекомендуется не пренебрегать этой возможностью. По завершении правки имени нажмите клавишу Enter.
- Кнопка Show Object Properties (Показать свойства объектов) включает или выключает режим отображения свойств объекта в окне диспетчера объектов. На рис. 9.18 этот режим включен, поэтому справа от имен объектов приведены сведения об их заливке и контурной линии. Обратите внимание, что цвета заливки и контура воспроизводятся на значке объекта, расположенном слева от его имени, вне зависимости от состояния этой кнопки.
- Кнопка Edit Across Layers (Доступны все слои) включает или выключает режим, позволяющий выделять объекты любого слоя, доступного для редактирования (см. далее). Если этот включенный по умолчанию режим выключить, то выделить можно будет только объекты, принадлежащие активному слою и слоям, выделенным совместно с ним в окне диспетчера объектов.
- Кнопка Layer Manager View (Вид диспетчера слоев) позволяет убрать из окна диспетчера объектов сведения о страницах и объектах, оставив в нем только записи, соответствующие слоям.
Эффективно управлять количеством строк, отображаемых в окне диспетчера объектов, можно также с помощью элементов управления иерархического списка (значков в виде квадратиков со знаками «плюс» и «минус»). Щелчок на квадратике со знаком «минус» удаляет из окна сведения обо всех лежащих ниже него объектах иерархии страницы (слоях и объектах). При этом знак в квадратике сменяется на «плюс», и повторный щелчок возвратит все ранее скрытые строки в окно диспетчера.
Чтобы выбрать активный слой, достаточно щелкнуть на соответствующей ему строке в иерархическом списке окна диспетчера объектов.
Поскольку при добавлении слоя его имя появляется на ветвях дерева, соответствующего всем страницам документа, щелчок можно выполнить на строке, соответствующей любой странице.
Чтобы включить или выключить отображение слоя на экране, достаточно щелкнуть мышью на соответствующем слою значке в виде глаза в окне диспетчера объектов.
Для обычных (не главных) слоев этот режим можно устанавливать индивидуально для каждой страницы документа. Если необходимо отключить или, наоборот, включить режим отображения сразу на всех страницах, щелчок следует выполнить на значке в виде глаза в строке, соответствующей слою на главной странице (ветвь Master Page в нижней части окна диспетчера объектов).
Чтобы включить или выключить вывод слоя на печать, достаточно щелкнуть мышью на соответствующем слою значке в виде принтера в окне диспетчера объектов.
Слой координатной сетки невозможно вывести на печать, а слой Desktop (Рабочий столимеет смысл выводить на печать только в том случае, если размеры печатной страницы меньше размеров листа бумаги, используемого при выводе на печать.
Чтобы запретить или разрешить редактирование объектов, расположенных на слое, достаточно щелкнуть мышью на соответствующем слою значке в виде карандаша в окне диспетчера объектов. Слои, у которых значок карандаша выведен в тусклом варианте, заблокированы. На таком слое нельзя выделять и, следовательно, изменять какие-либо объекты.
Чтобы переименовать слой, достаточно дважды щелкнуть на его имени и отредактировать его. Чтобы удалить слой, можно выделить его щелчком на имени и нажать клавишу Del.
Слои, назначенные главными по умолчанию — Grid (Координатная сетка), Guides (Haправляющие) и Desktop (Рабочий стол), — переименовать и удалить нельзя.
Чтобы переместить слой на новое место в стопке слоев, достаточно перетащить его мышью вверх или вниз по отношению к исходному положению. Внутри окна диспетчера объектов появится горизонтальная черта, обозначающая новую позицию, которую займет слой, — эта черта перемещается синхронно с перемещением мыши. После отпускания кнопки мыши слой займет новое положение.
Чтобы сделать слой активным, достаточно щелкнуть мышью на соответствующей ему строке.
Операции со слоями удобнее выполнять, предварительно переключив окно диспетчера объектов в режим вида диспетчера слоев. Для этого нужно щелкнуть на кнопке Layer Manager View (Вид диспетчера слоев).
Если щелкнуть правой кнопкой мыши на строке окна диспетчера объектов, соответствующей слою, раскроется контекстное меню, представленное на рис. 9.19.
Рис. 9.19. Контекстное меню слоя в окне диспетчера объектов
В верхней части меню расположены команды, переключающие состояние режимов слоя, ниже — команды удаления слоя и его переименования. Последняя команда меню раскрывает диалоговое окно, элементы управления которого позволяют более точно настраивать свойства слоя.
В этом упражнении мы воспользуемся некоторыми свойствами слоев для организации колонтитулов (фрагментов, повторяющихся на нескольких страницах)
в многостраничном документе. Предположим, нам необходимо подготовить макет четырехстраничного листка-складня для раздачи на массовом мероприятии. Заказчик потребовал, чтобы основной материал листка (в этом упражнении он нас интересовать не будет) был скомпонован на страницах, в нижней части которых указан телефон для связи. Кроме того, в середине четных страниц должен размещаться логотип заказчика (вместо него мы воспользуемся клипартом).
1. Начните с создания нового документа. Поскольку должен разрабатываться листок-складень, размеры страницы будут нестандартными (скажем, шириной в половину листа, а высотой — в полный лист формата А4 альбомной ориентации). Щелкните на кнопке New (Новый документ) стандартной панели инструментов, а когда в окне документа появится изображение первой страницы, установите в полях размеров печатной страницы панели атрибутов значения ширины 148,5 мм и высоты 210 мм. Добавьте в документ еще три страницы, трижды щелкнув на значке «плюс» в группе кнопок листания страниц, расположенных в левом нижнем углу окна документа.
На саном деле такой размер страницы не является нестандартным — это формат А5. Но прием указания нестандартного размера страницы срабатывает и в этом случае.
2. Воспользовавшись кнопкой добавления нового слоя в пристыковываемом окне диспетчера объектов, создайте новый слой и сразу переименуйте его, назвав Колонтитул. Создайте еще один слой и назовите его Логотип. Поскольку основная композиция макета должна размещаться поверх логотипа, перетащите мышью строку, соответствующую слою логотипа, под строку слоя Layer 1 (на котором будут размещаться объекты, составляющие макет).
3. Щелчком мыши на имени Колонтитул сделайте этот слой активным. Создайте в нижней части страницы блок фигурного текста и введите в него текст колонтитула, например:
Наш телефон —111-22-33
Не забудьте выровнять текст по середине страницы с помощью диалогового окна Align and Distribute (Выровнять и распределить).
4. К настоящему моменту из всех четырех страниц документа текст располагается только на слое Колонтитул четвертой страницы (убедитесь в этом, перейдя на третью страницу, а затем возвратитесь на четвертую). Чтобы этот текст появился на всех страницах, слой Колонтитул следует сделать главным. Для этого выберите команду Master (Главный) в контекстном меню слоя. Можно также просто перетащить мышью строку слоя Колонтитул из четвертой страницы на главную страницу (Master Page). В результате любого из этих действий строка слоя Колонтитул пропадет из секций всех четырех страниц документа, а в секции главной страницы появится строка слоя Master Колонтитул. Просмотрите документ и убедитесь, что текст нижнего колонтитула появился на всех его страницах.
5. Теперь займемся логотипом. Начнем с задания атрибута видимости слоя Логотип для различных страниц. По умолчанию он установлен на всех страницах, так что остается щелкнуть мышью на значках с изображением глаза в строчках, соответствующих данному слою в секциях первой и третьей страниц. Перейдите на четвертую страницу, на которой слой Логотип отображается на экране, и импортируйте из библиотеки клипарта изображение, которое будет заменять нам логотип (в настоящем примере роль логотипа играет изображение /Awards/ Plaques/SymbO68.cdr). Увеличьте его до желаемого размера, выровняйте по середине листа, отмените обводку контурных линий и задайте заливку 10 % черного цвета.
Все фоновые изображения рекомендуется делать неяркими — в противном случае онибудут затруднять восприятие основных элементов макета.
6. Осталось только сделать слой Логотип главным. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на строке слоя в секции четвертой страницы и выберите в контекстном меню команду Master (Главный). Поставленная задача решена — на всех страницах воспроизводится нижний колонтитул, а на четных — логотип (рис. 9.20).
Рис. 9.20. Результат выполнения упражнения: первые две страницы многостраничного документа и окно диспетчера объектов
Очень важно, чтобы команда превращения слоя в главный была выполнена именно для строки секции четвертой страницы, на которую импортировался рисунок. В противном случае главный слой оказался бы пустым. После превращения слоя в главный для каждой из страниц сохраняются атрибуты видимости, заданные, когда слой был еще обычным.
7. В завершение упражнения поместите какую-нибудь надпись в середину шита на слое Логотип, убедитесь, что сделанное изменение воспроизводится на всех четных страницах, и щелкните на значке с изображением карандаша, чтобы заблокировать слой Логотип. Теперь можно приступать к разработке собственно макета — колонтитулы готовы.
Если на какой-либо из слоев помещается объект, строка этого слоя в окне диспетчера объектов превращается в заголовок секции — в ее начале появляется квадратик со знаком «плюс» или «минус», а под ней размещаются строки, соответствующие объектам, расположенным на этом слое (см. рис. 9.18). Манипулируя этими строками, можно выполнить достаточно много операций с объектами, наиболее употребительные из которых описываются ниже.
Чтобы выделить объект, достаточно щелкнуть на соответствующей ему строке в окне диспетчера объектов. Совместное выделение при нажатой клавише Shift также возможно. Допускается выделение объекта, входящего в состав группы.
Особенно ценной такая возможность становится при малых размерах объекта или в случаях, когда объект целиком перекрывается другими объектами, расположенными выше него в стопке объектов.
Перемещение объекта в стопке объектов со слоя на слой и со страницы на страницу выполняется перетаскиванием его строки на соответствующую позицию в окне диспетчера объектов, что намного проще традиционных приемов.
После двойного щелчка на строке объекта имеется возможность задать ему новое, более осмысленное имя. Последовательное применение семантически нагруженных имен объектов позволяет легче ориентироваться в иерархической структуре рисунка.
Щелчок правой кнопкой мыши на строке объекта раскрывает контекстное меню, позволяющее быстро получить доступ к диалоговому окну свойств объекта и командам, которые могут быть выполнены над выделенным объектом.
Особую важность умение работать с диспеУчером объектов приобретает в последних версиях CorelDRAW (начиная с версии 11), поставляемых совместно с новой версией языка программирования VBA, позволяющего автоматизировать процесс работы над проектом. Этот язык — объектно-ориентированный, его модули рассчитаны на модель объектов CorelDRAW, и интерфейс пользователя для работы с ним очень близок к интерфейсу диспетчера объектов — как по внешнему виду, так и по идеологии.
В этом уроке мы подробно рассмотрели следующие понятия:
- координатные линейки;
- координатная сетка;
- направляющая;
- динамическая направляющая;
- центр поворота направляющей;
- выравнивание объектов;
- распределение объектов;
- стопка объектов;
- слой;
- стопка слоев;
- главная страница;
- главный слой;
- рабочий стол;
- диспетчер объектов;
- активный слой.
Мы овладели следующими основными приемами:
- настройка координатных линеек: установка единиц измерения и начала координат;
- перемещение координатных линеек в рабочем пространстве;
- настройка координатной сетки;
- построение направляющих: горизонтальных, вертикальных и наклонных;
- редактирование направляющих: перемещение, удаление, наклон, смена цвета, блокировка;
- выравнивание объектов;
- распределение объектов;
- изменение расположения объектов в стопке с помощью команд меню;
- манипулирование слоями при помощи окна диспетчера объектов;
- манипулирование объектами при помощи окна диспетчера объектов.
Желающим более подробно ознакомиться с концепциями и приемами работы, которым посвящен этот урок, можно порекомендовать разделы документации и официального руководства по CorelDRAW 12, в которых описываются:
- настройка координатных линеек — установка различных единиц измерения для горизонтальной и вертикальной линеек, настройка масштаба линеек;
- добавление типовых наборов направляющих;
- настройка направляющих с помощью диалогового окна Guidelines Setup (Настройка направляющих);
- режим псевдокаркаса (окрашивание контуров объектов, расположенных на одном слое, в единый цвет, назначенный для этого слоя);
- работа с меню пристыковываемого окна диспетчера объектов и с контекстным меню объектов;
- работа с диалоговым окном Layer Properties (Свойства слоя).