Основными структурными единицами изображений в CorelDRAW являются объекты. В процессе работы над изображением пользователь анализирует свой творческий замысел, мысленно разбивает будущее изображение на отдельные объекты, а затем работает с ними, располагая их в соответствии с композицией и добиваясь желаемого зрительного эффекта настройкой их атрибутов.
В этом уроке рассматриваются наиболее часто применяющиеся приемы обработки объектов, на выполнение которых в ходе работы над любым проектом уходит немалая доля времени. Кроме того, большинство рассматриваемых приемов входят составными частями в более сложные преобразования объектов, поэтому их освоению стоит уделить достаточное внимание.
Из предыдущих уроков нам известно, что в CorelDRAW изображение составляется из отдельных объектов, принадлежащих к различным классам. Внешний вид объекта определяется его классом и значениями атрибутов, набор которых также определяется классом объекта. Нам известно также, что для работы с объектами различных классов CorelDRAW предоставляет в распоряжение пользователя разные группы инструментов, например панель атрибутов для блока простого текста и для многоугольника выглядит по-разному. Поэтому перед тем, как выполнять любые действия с помощью инструментария CorelDRAW, надо четко указать, над какими объектами эти действия следует выполнить. Такое указание в CorelDRAW осуществляется путем выделения объектов.
Как и большинство операций в CorelDRAW, выделение объектов можно выполнить несколькими способами: с помощью указателя инструмента, с помощью клавиатуры, с помощью меню, с помощью пристыковываемого окна Object Manager (Диспетчер объектов).
Рис. 5.1. Выделение группы объектов
Рис. 5.2. Выделение дочернего объекта
Если выделенный дочерний объект, в свою очередь, оказывается группой, то прием выделения в ней отдельного объекта щелчком при нажатой клавише Ctrl можно повторить еще раз.
Перед выполнением многих операций требуется одновременно выделить несколько объектов. Чтобы добавить к уже выделенному объекту (или объектам) новый, достаточно щелкнуть на нем указателем инструмента Pick (Выбор), удерживая при этом нажатой клавишу Shift. В строке состояния в этом случае отображается количество выделенных объектов (рис. 5.3).
Как видите, по внешнему виду отличить три совместно выделенных объекта от выделенной группы из трех объектов невозможно. Поэтому при работе с объектами очень важно следить за сообщениями, появляющимися в строке состояния.
Рис. 5.З. Три объекта выделены совместно
При необходимости вывести из состава совместно выделенных объектов тот или иной объект (например, ошибочно включенный в выделение) достаточно еще раз щелкнуть на нем при нажатой клавише Shift.
В некоторых случаях выделить нужный объект оказывается не так-то просто. Он может быть спрятан под другими объектами или лишен не только заливки, но и обводки контура (и, следовательно, невидим!). В таких случаях целесообразно либо воспользоваться режимом отображения Wireframe (Каркас) (см. урок 8), либо прибегнуть к помощи диспетчера объектов (см. урок 9).
Если необходимо совместно выделить достаточно много объектов, щелкать на каждом из них мышью может быть довольно утомительно. Если такие объекты расположены сравнительно компактно, удобно воспользоваться следующим приемом.
Выберите инструмент Pick (Выбор), установите его указатель в одном из углов воображаемого габаритного прямоугольника, охватывающего все объекты, подлежащие выделению, и перетащите указатель в диагонально противоположный угол этого прямоугольника. По мере перетаскивания указателя на экране синим пунктиром отображается текущая граница рамки выделения. В момент освобождения кнопки мыши все объекты, целиком лежащие в пределах синего пунктирного прямоугольника, оказываются выделенными. Если необходимо включить в выделение не только лежащие внутри пунктирной рамки объекты, но и пересеченные ею, следует в процессе растягивания рамки выделения удерживать нажатой клавишу Alt.
Использование при растягивании рамки выделения клавиши-модификатора Ctrl превращает прямоугольную рамку в квадратную.
Путем растягивания рамки выделения удобно исключать из состава совместно выделенных объектов их компактные группы. Для этого, не отменяя выделения,
следует растянуть рамку вокруг этой компактной группы, удерживая нажатой клавишу Shift.
Как уже отмечалось выше, возможны случаи, когда вышележащий объект полностью или частично перекрывает объект, лежащий ниже его. В уроке 9 подробно рассматривается концепция стопки объектов, играющая в CorelDRAW очень важную роль, а сейчас ограничимся тем, что отметим упорядоченность всех объектов изображения CorelDRAW в направлении от поверхности печатной страницы к зрителю. У каждого объекта (кроме самого верхнего и самого нижнего) есть объект, лежащий выше него и лежащий ниже, причем не может быть даже двух объектов, расположенных на одном уровне.
Если после выделения какого-либо объекта нажать клавишу Tab, то выделение переместится на следующий объект стопки в направлении к печатной странице. Нажатие клавиш Shift+Tab перемещает выделение на следующий объект стопки в направлении от печатной страницы к зрителю.
Выбор команды Edit > Select All > Objects (Правка > Выделить все > Объекты) или нажатие сочетания клавиш Ctrl+A позволяет совместно выделить все графические объекты, расположенные на одной странице документа CorelDRAW. Аналогичным способом можно выделить все имеющиеся на этой странице текстовые объекты или все направляющие.
К категории операций манипулирования относят действия, наиболее часто выполняющиеся после выделения объектов. Некоторые из этих действий не оказывают влияния на внешний вид объектов, меняя только их положение на печатной странице (размещение, поворот), другие меняют форму или размеры объекта, не меняя его положения (масштабирование), третьи меняют и положение, и форму объекта (зеркальное отражение). Большинство операций манипулирования объектами выполняются с помощью инструмента Pick (Выбор) и элементов управления соответствующей ему панели атрибутов.
Под размещением в CorelDRAW понимается расположение выделенного объекта в желаемом месте печатной страницы. В процессе размещения меняются значения двух атрибутов объекта, определяющих координаты его середины (точки, помеченной косым крестом при выделении объекта). В CorelDRAW используются четыре основных способа размещения объектов.
Простейший из них состоит просто в перетаскивании объекта указателем инструмента Pick (Выбор). Этот прием выполняется точно так же, как выделение объекта (см. выше), только перед отпусканием кнопки мыши объект перетаскивается на новое место. Текущее положение объекта в процессе перетаскивания обозначается его абрисной копией, так что на экране одновременно видно и исходное, и текущее положения перемещаемого объекта (рис. 5.4). По окончании перемещения в строке состоянии отображаются новые значения координат середины объекта.
Рис. 5.4. Копия объекта в процессе перетаскивания
При перетаскивании объектов мышью может создаться впечатление, что они перемещаются не плавно, а скачками. Это вызывается включением режима привязки к сетке, направляющим или объектам. Эти режимы (более подробно рассмотренные в уроке 9) включаются и выключаются кнопками панели атрибутов, появляющимися при отсутствии выделенных объектов (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Панель атрибутов при отсутствии выделенных объектов
Если требуется расположить выделенный объект или группу объектов в строго определенном месте страницы, добиться этого описанными выше приемами достаточно сложно. В этом случае проще непосредственно изменить значения атрибутов, управляющих координатами середины выделенного объекта. Эти значения при выбранном инструменте Pick (Выбор) для любых выделенных объектов выводятся в полях х и у панели атрибутов (см., например, рис. 2.3). После ввода новых значений координат середины следует нажать клавишу Enter.
Все приведенные выше способы размещения объекта не позволяют разместить его по заданным координатам одного из маркеров его рамки выделения, а не середины. Без предварительных вычислений не выполнить и относительное смещение выделенного объекта (например, на 10 мм правее текущего положения). Для автоматизации такого рода приемов служит одна из вкладок пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), представленная на рис. 5.6. Чтобы открыть его, выберите в меню команду Arrange > Transformation > Position (Монтаж > Преобразование > Положение).
В верхней части пристыковываемого окна Transformation (Преобразование) расположены пять кнопок выбора типа преобразования. Крайняя левая из них соответствует преобразованию размещения.
Рис. 5.6. Элементы управления в пристыковываемом окне Transformation, предназначенные для размещения объекта
В зависимости от выбранного типа преобразования состав элементов управления пристыковываемого окна может меняться.
В режиме размещения в пристыковываемом окне имеются следующие элементы управления.
- Счетчики Н и V определяют местоположение точки привязки выделенного объекта или совокупности объектов.
- Флажок Relative Position (Относительно) управляет способом вычисления координат при размещении. Когда он сброшен, координаты нового положения точки привязки отсчитываются в системе, связанной с печатной страницей. Когда флажок установлен, координаты отсчитываются в связанной с выделенным объектом системе координат, начало которой совмещено с исходным положением выбранной точки привязки.
- Выбором точки привязки управляет группа из девяти флажков. Точкой привязки называется один из маркеров рамки выделения, расположенный на ее стороне, в углу или в середине, с которым совмещено начало связанной системы координат выделенного объекта. Местоположение объекта задается именно координатами точки привязки. Для выбора точки привязки, отличной от заданной по умолчанию (в середине рамки выделения), достаточно установить соответствующий ей флажок.
- Кнопка Apply (Применить) предназначена для фактического выполнения преобразования, параметры которого заданы элементами управления окна — до щелчка на ней можно менять эти параметры в любой последовательности без какого-либо эффекта.
- Щелчок на кнопке Apply To Duplicate (Применить к копии) вызывает фактическое выполнение преобразования, но не выделенного объекта (или нескольких выделенных объектов), а его копии.
Чтобы переместить выделенный объект так, чтобы его середина совместилась с точкой, координаты которой заданы в системе координат страницы (ноль по умолчанию совмещен с левым нижним углом страницы), следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. Сбросьте флажок относительного размещения.
2. Установите флажок в середине группы флажков выбора точки привязки.
3. Введите в счетчики Н и V координаты точки.
4. Щелкните на кнопке Apply (Применить).
Чтобы переместить выделенный объект на некоторое расстояние от его текущего положения, следует проделать следующие шаги.
1. Установите флажок относительного размещения.
2. Введите в счетчики Н и V величину желаемого смещения по горизонтали и по вертикали.
3. Щелкните на кнопке Apply (Применить).
При относительном размещении выбор точки привязки не играет роли. Поэтому группа флажков выбора точки привязки в этом режиме выполняет другие функции. При установке любого флажка (кроме центрального) в полях Н и V автоматически появляются значения смещения, абсолютная величина которых равна нулю или совпадает с габаритами выделенных объектов, а знаки выбраны таким образом, чтобы смещение выполнялось в сторону маркера рамки выделения, соответствующего установленному флажку. Например, если выделить прямоугольник, установить правый боковой флажок и щелкнуть на кнопке Apply To Duplicate (Применить к копии), справа от прямоугольника появится его копия, причем их вертикальные стороны будут совмещены, а горизонтальные — выровнены.
Выделенные объекты можно перемещать по печатной странице с помощью клавиш управления курсором. Каждое нажатие одной из этих клавиш вызывает смещение на величину, заданную счетчиком шага смещения, расположенным на панели атрибутов (см. рис. 5.5).
По умолчанию шаг смешения равен 0,1 дюйма или примерно 2,5 мм. Это слишком много для большинства иллюстраций, поэтому рекомендуется сразу же уменьшить его, например, до 0,1 или даже до 0,01 мм. Для этого отмените выделение всех объектов, нажав клавишу Esc, и введите выбранное значение шага сдвига в счетчик. Шаг будет изменен после нажатия клавиши Enter.
Сдвиг выделенных объектов с помощью клавиш управления курсором при нажатой клавише-модификаторе Shift называется суперсдвигом (super nudge). В этом режиме заданный на панели атрибутов шаг смещения умножается на постоянный коэффициент суперсдвига. По умолчанию этот коэффициент равен 2. Сдвиг выделенных объектов с помощью клавиш управления курсором при нажатой клавише-модификаторе Ctrl называется микросдвигом (micro nudge). В этом режиме заданный на панели атрибутов шаг смещения делится на постоянный коэффициент микросдвига. По умолчанию этот коэффициент равен 2.
Как правило, принятые по умолчанию значения и коэффициенты сдвига неудобны в практической работе. Чтобы изменить коэффициент суперсдвига или микросдвига, выберите в меню команду Tools > Options (Сервис > Режимы), а затем в иерархическом списке в левой части раскрывшегося окна — пункт Document > Rulers (Документ > Линейки). Откроется доступ к группе элементов управления параметрами сдвига. С их помощью можно установить как шаг смещения, так и коэффициенты и единицы измерения, в которых он задается. Рекомендуется задать значение коэффициентов супер-сдвига и микросдвига не менее 10. Тогда смещение будет выполняться мелкими «шажками», а при необходимости сместить выделенные объекты на большее расстояние можно будет воспользоваться суперсдвигом.
Как и все программы, работающие в среде Windows, CorelDRAW позволяет выполнять операции копирования и переноса через системный буфер обмена. При этом вставка из буфера ранее скопированных или вырезанных туда объектов выполняется в ту же точку печатной страницы, где располагался оригинал. Если объекты были не вырезаны, а скопированы в буфер, их вставка приведет к появлению копий объектов, располагающихся поверх своих оригиналов. Если копию объекта предполагается перемещать, удобнее, чтобы она создавалась с некоторым смещением по отношению к оригиналу. Такую возможность дает операция дублирования.
Чтобы продублировать объект (или несколько объектов), следует выделить его, а затем выбрать команду Edit > Duplicate (Правка > Дублировать). По умолчанию дубликат (точная копия выделенного объекта) располагается поверх оригинала и смещается вверх и вправо на 6,35 мм. Это значение смещения можно изменить с помощью счетчиков смещения дубликата на панели атрибутов, появляющейся при отсутствии выделенных объектов (см. рис. 5.5).
Однако это далеко не самый быстрый и не самый удобный способ построения дубликатов объектов. Если необходимо создать дубликат выделенного объекта, достаточно выделить объект (объекты) и нажать клавиши Ctrl+D. Если переместить только что построенный дубликат, а затем, не отменяя его выделения, повторить команду дублирования, второй дубликат будет смещен относительно первого на то же расстояние, на которое первый дубликат был сметен от оригинала. Этот прием в терминологии CorelDRAW называется супердубликация.
Наконец, если требуется создать сразу множество копий объекта и разместить их вдоль определенной траектории, достаточно выделить объект и перетаскивать его вдоль этой траектории, удерживая нажатой клавишу пробела.
При создании объектов редко удается сразу же добиться желаемых размеров, да и в процессе работы над иллюстрацией достаточно часто приходится менять размеры ранее созданных объектов в соответствии с художественным замыслом. Поэтому в CorelDRAW имеется богатейший арсенал средств изменения размеров выделенных объектов.
Простейший из них нам уже известен — это перетаскивание маркеров рамки выделения. Поэтому ограничимся краткой формулировкой правил выполнения этой операции:
- при перетаскивании маркеров в направлении от центра рамки выделения размеры объекта увеличиваются, к центру рамки выделения — уменьшаются;
- при перетаскивании угловых маркеров изменение размеров выделенного объекта по вертикали и по горизонтали выполняется с сохранением пропорций, при перетаскивании средних маркеров размеры изменяются только по горизонтали или только по вертикали;
- если при перетаскивании маркера нажата клавиша-модификатор Ctrl, размер объекта меняется скачками, кратно целым числам (в 2,3,4... раза);
- если при перетаскивании маркера нажата клавиша-модификатор Shift, размер объекта меняется симметрично от центра, а не только в сторону перетаскивания маркера;
- если в процессе перетаскивания среднего маркера в направлении к середине рамки выделения оказывается пересеченной ее противоположная сторона (при нажатой клавише Shift — середина), то в результате преобразования строится зеркальное отражение (при перетаскивании углового маркера в этом случае строится объект, центрально симметричный выделенному).
Иногда важно назначить выделенному объекту точные размеры. Для этого можно воспользоваться счетчиками размера объекта, расположенными на панели атрибутов, а в более сложных случаях — элементами управления размером пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), представленными на рис. 5.7.
Процедура работы со счетчиками сводится к введению в них новых размеров и нажатию клавиши Enter. Если необходимо, чтобы размеры по горизонтали и вертикали изменялись пропорционально, сбросьте флажок Non-proportional (Непропорционально).
Элементы управления, появляющиеся после щелчка на кнопке Size (Размер) в пристыковываемом окне Transformation (Преобразование), кроме новой высоты и ширины объекта позволяют указать, который из маркеров рамки выделения останется неподвижным при изменении размера. Для этого достаточно установить один из флажков в группе выбора точки привязки.
Рис. 5.7. Элементы управления размером объекта в пристыковываемом окне Transformation
Кроме того, кнопка Apply To Duplicate (Применить к копии) позволяет оставить оригинал выделенного объекта неизменным, а преобразование применить к его копии.
При задании размеров следует помнить, что преобразуются размеры не самого объекта (объектов), а габаритного прямоугольника. Это особенно важно, когда выполняется преобразование совместно выделенных объектов.
При масштабировании новый размер выделенного объекта задается в процентах от его исходного размера. Так же как назначение точного размера, это преобразование можно выполнить с помощью полей панели атрибутов и элементов управления, после щелчка на кнопке Scale and Mirror (Масштаб и отражение) появляющихся в пристыковываемом окне Transformation (Преобразование), как показано на рис. 5.8. Процедура работы со счетчиками сводится к введению в них коэффициентов масштабирования выделенного объекта и нажатию клавиши Enter. Если необходимо, чтобы размеры по горизонтали и вертикали изменялись пропорционально, нажмите (щелчком) на панели атрибутов кнопку блокировки раздельного масштабирования, на которой изображен замок.
В CorelDRAW при задании отрицательного значения коэффициента масштабирования совместно с изменением размеров выполняется зеркальное отражение выделенного объекта. На рис. 5.8, в, г приведены два примера такого масштабирования.
Как и в предыдущих случаях, элементы управления окна Transformation (Преобразование) дают возможность указывать неподвижную точку преобразования и применять преобразование к копии выделенного объекта.
Рис. 5.8. Элементы управления масштабом и отражением объекта в пристыковываемом окне Transformation и примеры масштабирования: а — выделенный объект, 6 — пропорциональное масштабирование 130 %, в — масштабирование по высоте -100 %, г — пропорциональное масштабирование -100 %
Расположенные в окне (правее счетчиков коэффициентов масштабирования) кнопки позволяют включать в преобразование отражение без ввода в счетчики отрицательных коэффициентов.
Расположенные на панели атрибутов кнопки с аналогичными рисунками позволяют быстро построить зеркальное отражение выделенного объекта, причем сам объект сохраняется без изменений.
Чтобы повернуть выделенный объект на произвольный угол с помощью инструмента Pick (Выбор), следует вначале еще раз щелкнуть на объекте указателем инструмента. После этого вместо угловых маркеров рамки выделения вокруг выделенного объекта появляются маркеры поворота, а маркер центра объекта заменяется маркером центра поворота. После этого перетаскивание любого из маркеров поворота ведет к повороту выделенных объектов. Перетащив маркер середины в форме кружка с точкой, можно центр поворота выделенного объекта сместить из середины рамки выделения.
Если в процессе перетаскивания маркера поворота удерживать нажатой клавишу-модификатор Ctrl, выделенный объект будет поворачиваться не плавно, а «скачками», фиксируя углы поворота, кратные 15°. Если необходимо построить копию объекта, повернутую на некоторый угол, перед отпусканием левой кнопки мыши выполните щелчок ее правой кнопкой.
То же преобразование можно выполнить с помощью поля Rotate (Поворот) панели атрибутов и элементов управления пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), доступ к которым, как показано на рис. 5.9, открывается после щелчка на кнопке Rotate (Поворот).
Рис. 5.9. Элементы управления поворотом объекта в пристыковываемом окне Transformation и пример поворота объекта: а — выделенный объект, 6 — результат его поворота
Элементы управления поворотом объекта в пристыковываемом окне Transformation (Преобразование) перечислены ниже.
- Счетчик Angle (Угол) задает угол поворота выделенных объектов, положительное значение соответствует повороту против часовой стрелки.
- Счетчики Н и V определяют координаты точки, вокруг которой поворачиваются выделенные объекты. По умолчанию эта точка совпадает с серединой рамки выделения. В режиме задания абсолютных координат координаты центра поворота задаются в системе, связанной с печатной страницей, в режиме задания относительных координат — в связанной системе координат выделенных объектов (начало отсчета совмещено с серединой рамки выделения).
- Флажок Relative Center (Относительно) переключает режимы задания координат центра поворота.
- Группа флажков выбора местоположения центра поворота позволяет без введения числовых значений в поля выбрать в качестве центра поворота один из маркеров рамки выделения.
- Кнопка Apply (Применить) инициирует преобразование в соответствии с установленными значениями управляющих параметров.
- Кнопка Apply To Duplicate (Применить к копии) функционально аналогична кнопке Apply (Применить), но выполняет преобразование копии выделенного объекта, а не самого объекта.
Скосом объекта называется специфическое искажение его формы, суть которого проще всего поясняется физической аналогией. Представим себе, что объект изображен на прямоугольном листе эластичной пленки, верхний и нижний края которой закреплены на жестких планках. Если нижнюю планку закрепить, а верхнюю сдвигать вправо или влево параллельно нижней, то прямоугольник превратится в параллелограмм, исказив изображенный на пленке объект. Преобразование скоса можно выполнять, смещая любую из сторон рамки выделения. Чтобы выполнить скос выделенного объекта инструментом Pick (Выбор), следует еще раз щелкнуть на объекте указателем инструмента, а затем навести указатель на любой из четырех маркеров скоса, в которые превращаются средние маркеры рамки выделения. Указатель примет форму двух стрелок, направленных навстречу друг другу. Перетаскивая маркер скоса таким указателем, можно выполнить преобразование скоса выделенного объекта.
Управляющим параметром преобразования скоса является угол скоса. В приведенной выше аналогии это угол, который образует с вертикалью боковой край эластичной пленки после смещения верхней планки. Поскольку скос можно выполнять как по горизонтали, так и по вертикали, таких управляющих параметров два. В CorelDRAW установлена максимальная абсолютная величина угла скоса — она равна 75°. С помощью элементов управления пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), доступ к которым открывается после щелчка на кнопке Skew (Скос), преобразование скоса можно выполнить с большей точностью (рис. 5.10). Более того, можно одновременно задать углы скоса по горизонтали и вертикали, а также выбрать неподвижную точку преобразования с помощью группы флажков.
Рис. 5.10. Элементы управления скосом объекта в пристыковываемом окне Transformation и пример скоса объекта: а — выделенный объект, б— результат его скоса
Кнопка Apply To Duplicate (Применить к копии), как и в предыдущих случаях, позволяет применить преобразование не к самому выделенному объекту, а к его копии.
Чтобы исключить случайные преобразования объекта, его можно заблокировать. Заблокированный объект можно включить в выделение, но никакие преобразования на него не действуют. Нельзя также поменять атрибуты заливки и обводки заблокированного объекта (см. уроки 6 и 7).
Чтобы заблокировать объект, выделите его, а затем выберите команду Arrange > Lock Object (Монтаж > Заблокировать объект). Маркеры рамки выделения примут вид замочков, означающих, что объект заблокирован. После этого при выделении объекта в строке состояния перед характеристикой объекта будет выводиться сообщение Locked (Заблокирован).
Для отмены блокировки объекта выделите его (щелчком непосредственно на объекте — растягивание рамки выделения вокруг объекта не сработает) и выберите команду Arrange > Unlock Object (Монтаж > Разблокировать объект). Для отмены блокировки всех заблокированных объектов документа можно воспользоваться командой Arrange > Unlock All Objects (Монтаж > Разблокировать все объекты), причем предварительного выделения объектов не требуется.
Выполняя это упражнение, мы освоим на практике приемы выделения и преобразования объектов. В результате должно получиться изображение, представленное на рис. 5.11. Если в ходе выполнения упражнения у вас возникнут затруднения, вернитесь к описанию приемов выделения и преобразования объектов.
Рис. 5.11. Результат выполнения упражнения
Фигура, похожая на мишень, строится в следующим образом.
1. Начнем с подготовки рабочей среды, в которой будем строить изображение. Создайте новый документ CorelDRAW и откройте в рабочем пространстве пристыковываемое окно Transformation (Преобразование).
2. Вначале постройте окружность произвольного диаметра, используя инструмент Ellipse (Эллипс) и модификатор Ctrl, затем при помощи находящихся в пристыковываемом окне элементов управления размером преобразуйте исходную окружность в окружность диаметром 40 мм. С помощью элементов управления положением сместите центр окружности в точку с координатами 60 мм по горизонтали и 220 мм по вертикали в системе координат страницы.
3. Постройте остальные круги мишени, воспользовавшись элементами управления размером. Для этого щелкните на среднем флажке в группе выбора точки привязки, установите режим пропорционального изменения размеров, задайте значение любого из счетчиков размеров равным 35 мм и воспользуйтесь кнопкой Apply To Duplicate (Применить к копии). В результате на изображении появится уменьшенная копия окружности, концентрическая ей. Тем же приемом постройте еще пять окружностей, каждый раз уменьшая диаметр на 5 мм.
4. Выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) и постройте им горизонтальную линию произвольной длины (при нажатой клавише Ctrl ). Воспользуйтесь полями панели атрибутов, чтобы сделать длину линии равной 50 мм и переместить ее середину в центр ранее построенных концентрических окружностей. Перейдите в пристыковываемом окне Transformation (Преобразование) на вкладку с элементами управления поворотом объектов. Введите в счетчик Angle (Угол) значение 90° и щелкните на кнопке Apply To Duplicate (Применить к копии). В результате копия линии будет перпендикулярна исходной линии и пересечет ее в центре окружностей. «Мишень» готова.
5. Средняя часть рис. 5.11 представляет собой оригинал и восемь копий фигурного текста. Блок фигурного текста строится с помощью инструмента Text (Текст), его содержание произвольно. Выберите инструмент Pick (Выбор) и перетащите блок текста, расположив его правее мишени. Откорректируйте его расположение по вертикали с помощью поля панели атрибутов, совместив середину текста с горизонтальной линией мишени.
6. Постройте восемь копий текста, оперируя элементами управления, появляющимися после щелчка на кнопке Scale and Mirror (Масштаб и отражение) пристыковываемого окна Transformation (Преобразование). Например, чтобы построить копию, расположенную слева и сверху от оригинала, следует выбрать в качестве неподвижной точки преобразования левый верхний маркер рамки выделения, нажать (щелчком мыши) обе кнопки со значками отражений и щелкнуть на кнопке Apply To Duplicate (Применить к копии). Затем, поочередно выделяя угловые копии, выполните их скос с помощью элементов управления, появляющихся после щелчка на кнопке Skew (Скос). Для каждой из копий следует назначать неподвижную точку преобразования.
Если при работе над изображением результат очередного действия получается неудовлетворительным, воспользуйтесь кнопкой отмены на стандартной панели инструментов и повторите попытку.
7. Фигура, похожая на ромашку, состоит из копий вертикально расположенного эллипса высотой 20 мм и шириной 3 мм. Вначале постройте исходный эллине и придайте ему желаемые размеры и положение. Копирование выполните с поворотом на 9° вокруг точки, смещенной строго вниз по отношению к центру
рамки выделения на 13 мм — ее координаты следует ввести в счетчики координат центра поворота, расположенные на соответствующей вкладке пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), появляющейся после щелчка на кнопке Rotation (Поворот). Преобразование с копированием выполните с помощью кнопки Apply To Duplicate (Применить к копии).
8. Выделите совместно все построенные лепестки, растянув вокруг них рамку выделения инструментом Pick (Выбор). С помощью полей панели атрибутов переместите выделенные эллипсы так, чтобы центр выделения располагался на той же прямой, что центр «мишени» справа от копий текста. В центре «ромашки» постройте окружность диаметром 15 мм. После совмещения ее центра с центром поворота лепестков щелкните указателем инструмента на белом образце экранной палитры цветов, чтобы через середину не просвечивали концы лепестков (подробнее о заливках см. урок 6).
Как уже отмечалось, приемы, использованные при выполнении этого упражнения, очень часто применяются в работе над иллюстрациями, поэтому желательно выполнить упражнение полностью.
Основываясь на том, что мы уже знаем о фигурном и простом тексте, логично предположить, что применение преобразований к блоку фигурного текста изменяет как форму этого блока, так и форму символов, составляющих текст. При преобразовании рамки простого текста должна меняться только форма этой рамки, а символы, составляющие текст, при этом останутся неизменными. Это — совершенно справедливое предположение, но тем не менее применение преобразований к текстам имеет свои особенности. Дело в том, что простые тексты, состоящие из одинаковых последовательностей одинаково отображающихся символов, могут выглядеть по-разному (рис. 5.12).
В верхней части рисунка представлены блок фигурного текста (слева) и рамка простого текста (справа). Во втором примере сверху оба эти объекта повернуты на 30°. В третьем примере к обоим объектам применено преобразование согласованного масштабирования по обеим осям координат с коэффициентом 150 %. В фигурном тексте кегль и интервалы стали больше в полтора раза, текст как будто положили под увеличительное стекло. Размеры рамки простого текста также увеличились в полтора раза, но кегль и интервалы остались неизменными, из-за чего изменилось разбиение первого абзаца на строки. В четвертом примере выполнено преобразование скоса с управляющим параметром 30°. В блоке фигурного текста исказилась и форма самого блока (из-за чего строки текста сместились относительно друг друга), и форма каждого из символов (они наклонились влево). При искажении формы рамки простого текста сместились строки, но ни разбиение текста на строки, ни наклон отдельных символов не претерпели изменений.
При преобразовании текстов воздействием инструмента Pick (Выбор) на маркеры рамки выделения результат получается такой же, как при выполнении тех же преобразований с помощью пристыковываемого окна Transformation (Преобразование).
Рис. 5.12. Преобразования блока фигурного текста и рамки простого текста
Преобразования масштабирования, поворота, отражения и скоса объекта можно отменить. CorelDRAW запоминает цепочку преобразований, выполненных с каждым из объектов, и если возникает необходимость возвратить какому-либо объекту его исходный вид, достаточно выделить его и выбрать команду Arrange > Clear Transformations (Монтаж > Отменить преобразования). Это можно сделать даже после закрытия и последующего повторного открытия документа CorelDRAW.
Однако следует иметь в виду, что преобразование размещения не запоминается, а копии объекта, созданные в процессе преобразования, не удаляются. Поэтому результат отмены преобразований иногда может быть неожиданным. Впрочем, отмену преобразований, как почти любую операцию CorelDRAW, тоже можно отменить!
При создании объектов, составляющих графическое изображение, практически никогда не удается сразу же придать им необходимые для реализации художественного замысла свойства и форму. При создании изображений в традиционной технике это приводит к необходимости пользоваться на начальных стадиях работы карандашом и резинкой, иногда многократно повторяя процесс построения тех или иных фрагментов. Одно из главных преимуществ CorelDRAW перед традиционной техникой состоит в том, что для изменения формы построенного ранее объекта нет необходимости строить его заново — любые изменения формы можно осуществить как плавно, постепенно, так и достаточно радикально и резко.
Большинство операций по изменению формы объектов выполняются инструментами, сведенными в панель инструмента Shape (Форма), представленную на рис. 5.13.
Рис. 5.13. Инструменты для редактирования формы объектов
Инструмент Shape (Форма) — основное средство редактирования формы объектов. Мы уже сталкивались с этим инструментом, когда рассматривали приемы закругления углов прямоугольника. Но тогда он активизировался автоматически после наведения указателя инструмента на узел прямоугольника. В общем случае инструмент Shape (Форма) выбирается в наборе инструментов так же, как любой другой инструмент. Ниже будут рассмотрены приемы работы этим инструментом с кривыми и текстовыми объектами.
Инструмент Knife (Лезвие) позволяет разделить кривую на два отдельных объекта.
Инструмент Eraser (Ластик) предназначен для модификации формы объектов достаточно сложным образом, имитирующим стирание части построенного объекта.
Инструмент Smudge (Размазывание) позволяет в интерактивном режиме изменять форму кривой. Суть операции — смещение края объекта инструментом эллиптической формы. В зависимости от размера, формы и управляющих параметров инструмента искажения кривой могут быть минимальными или вполне радикальными.
Инструмент Roughen brush (Грабли) позволяет искажать форму сравнительно гладкой кривой, создавая на ней треугольные выступы — шипы. Работа этим инструментом рассматривается в уроке 11, в разделе, посвященном деформации объектов.
Инструмент Free Transform (Произвольное преобразование) позволяет выполнять описанные выше преобразования объектов без помощи пристыковываемого окна Transformation (Преобразование), манипулируя только указателем мыши. Работать этим инструментом довольно сложно, поэтому, отдавая должное изобретательности разработчиков CorelDRAW, автор все же советует выполнять преобразования объектов приемами, описанными ранее.
Инструмент Virtual segment delete (Удаление виртуального сегмента) появился только в версии 12 программы. Он очень удобен для удаления части кривой, расположенной между двумя смежными точками ее пересечения с другим объектом (объектами).
В уроке 3 мы уже познакомились с принятой в CorelDRAW моделью линии и знаем, что линии состоят из сегментов (прямолинейных и криволинейных) и узлов (сглаженных, симметричных и точек излома), расположенных в точках соединения сегментов друг с другом и на краях незамкнутых линий. Нам также известно, что наклон и форма криволинейных сегментов определяются расположением направляющих точек узлов на концах этих сегментов.
Если какие-либо из терминов, приведенных в предыдущем абзаце, вызвали у вас недоумение, рекомендуется вернуться к началу урока 3 и прочитать еще раз раздел, посвященный модели кривой CorelDRAW.
В CorelDRAW редактирование формы кривой выполняется главным образом за счет воздействия на ее узлы инструментом Shape (Форма). Для сегментов предусмотрена всего лишь одна операция редактирования — изменение типа сегмента с прямолинейного на криволинейный, и наоборот. Но и в этом случае вначале выделяется не сегмент, а соответствующий ему узел кривой.
Узлы выделяют теми же приемами, что и объекты, только активным при этом должен быть инструмент Shape (Форма), а не Pick (Выбор). Чтобы выделить узел, достаточно щелкнуть на нем указателем инструмента. Чтобы добавить узел к выделенным (или вывести узел из выделения), этот щелчок следует выполнить при нажатой клавише Shift. При растягивании рамки выделения вокруг кривой после отпускания кнопки мыши окажутся выделенными все узлы, оказавшиеся внутри рамки.
Чтобы переместить выделение на начальный узел кривой, нажмите клавишу Ноте, на конечный узел — клавишу End. Нажатие клавиши Tab перемещает выделение к следующему узлу кривой, клавиш Shift+Tab — к предыдущему узлу.
Для выделения всех узлов кривой достаточно выделить любой из ее узлов, а затем нажать клавиши Ctrl +Shift+Home.
Поведение сегментов, входящих в узел и выходящих из узла линии, определяется расположением направляющих точек. После выделения узла на экране становятся видны направляющие точки, определяющие поведение обоих смежных с ним сегментов. Чтобы изменить форму сегмента, не перемещая узлов, достаточно перетащить соответствующие ему направляющие точки указателем инструмента Shape (Форма). Для освоения этого приема выполним небольшое упражнение.
Выполняя это упражнение, мы освоим коррекцию формы сегмента кривой, примыкающего к узлу, и разберемся, каким образом тип узла влияет на результаты выполнения этой операции.
1. Начнем с построения кривой, близкой по форме к периоду синусоиды. Для этого выберите инструмент Bezier (Кривая Безье) и нажмите кнопку мыши на свободном месте страницы. Перед тем как отпустить кнопку мыши, перетащите ее указатель вверх и вправо на некоторое расстояние. Отступив вправо, постройте еще один узел, только теперь перетащите указатель инструмента вниз и вправо. Наконец, отступив еще раз вправо, постройте третий узел кривой точно так же, как первый. В результате должна получиться кривая, похожая на представленную в верхнем левом углу рис. 5.14.
Рис. 5.14. Перетаскивание направляющих точек узлов различных типов: а — точки излома, 6 — сглаженного узла, в — симметричного узла
Разместите копию построенной кривой справа от нее. Для этого временно выберите инструмент Pick (Выбор), нажав клавишу пробела, и перетащите выделенную кривую вправо, не забыв перед освобождением левой кнопки мыши щелкнуть ее правой кнопкой. Возвратите активность инструменту Shape (Форма), повторно нажав клавишу пробела. Щелкните указателем мыши на втором узле копии, воспользовавшись правой кнопкой мыши, чтобы раскрылось контекстное меню выделенного узла, приведенное на рис. 5.15. Воспользуйтесь командой Smooth (Сглаженный узел) для смены типа выделенного узла. Аналогичным образом постройте справа от копии кривой еще одну ее копию, а затем преобразуйте второй узел исходной кривой в точку излома, воспользовавшись командой Cusp (Точка излома) контекстного меню. В результате у вас должно получиться три внешне одинаковых кривых (верхний ряд на рис. 5.14).
Рис. 5.15. Контекстное меню выделенного узла кривой
3. Выделите второй узел левой кривой и обратите внимание на строку состояния, где указан тип выделенного узла — Cusp (Точка излома). Наведите указатель инструмента на нижнюю направляющую точку и перетащите ее таким образом, чтобы она расположилась примерно посредине между вторым и третьим узлами кривой (вторая кривая на рис. 5.14, а). Обратите внимание, что вторая направляющая точка узла при этом остается неподвижной. Перемещение направляющей точки узла типа «точка излома» влияет на форму только одного сегмента кривой (третья кривая на рис. 5.14, а), но, как правило, при этом меняется угол излома кривой в узле.
В процессе перетаскивания направляющей точки текущая форма редактируемых сегментов отображается на экране цветной линией, что обеспечивает визуальный контроль результатов редактирования.
4. Выполните аналогичное редактирование положения направляющей точки второго узла копии кривой. Поскольку в этом случае мы имеем дело со сглаженным узлом, перемещение одной из направляющих точек против часовой стрелки вызовет перемещение второй направляющей точки на тот же угол в ту же сторону. Однако приближение перемещаемой направляющей точки к узлу не окажет никакого влияния на расстояние до узла второй направляющей точки. В результате гладкость кривой в узле будет сохранена, а симметричность — нарушена (третья кривая на рис. 5.14, б).
5. Выполните ту же операцию по редактированию положения направляющей точки для второго узла правой копии кривой. На этот раз узел симметричный, и смещения обеих направляющих точек будут совершенно одинаковыми. Вследствие этого кривая в окрестности узла останется не только гладкой, но и симметричной (третья кривая на рис. 5.14, в).
6. В заключение упражнения самостоятельно исследуйте влияние положения направляющих точек крайних узлов кривой на ее форму.
Хотя выделение направляющей точки в CorelDRAW не предусмотрено, если после вы-деления узла щелкнуть указателем инструмента на одной из его направляющих точек, ее можно будет перемещать не только мышью, но и клавишами управления курсором. Если не делать щелчок на направляющей точке, то смещаться будет не она, а выделенный узел.
Если направляющая точка сливается с узлом, для того чтобы «захватить» указателем мыши именно ее, а не узел, во время перетаскивания удерживайте нажатой клавишу Shift.
Имеется еще один прием редактирования формы сегмента, не требующий перетаскивания направляющих точек ограничивающих его узлов в явном виде. Вместо этого можно просто перетащить указателем инструмента Shape (Форма) любую точку сегмента на новое место. При этом направляющие точки соседних узлов автоматически переместятся так, чтобы сегмент проходил через новое местоположение этой точки.
В процессе выполнения этого приема нового узла на кривой не образуется.
Выделенный узел или совокупность выделенных узлов можно перемещать всеми приемами перемещения объектов. Чаще всего перетаскивают выделенные узлы мышью (при этом все они смещаются одинаково) или смещают клавишами управления курсором (которые, как отмечалось ранее, помимо смещения позволяют выполнять суперсдвиг и микросдвиг).
Первый прием используется для грубой настройки формы кривой, второй — для более тонкой (особенно если задать небольшое смещение для микросдвига). В версии 12 программы предусмотрена возможность симметричного смещения выделенных узлов (см. далее).
Команды редактирования выделенного узла собраны в контекстном меню этого узла, уже знакомом нам по рис. 5.15. Кроме команд меню редактирование узлов можно выполнять с помощью кнопок панели атрибутов, соответствующей выделенному узлу или нескольким выделенным узлам и представленной на рис. 5.16.
Далее отдельные элементы управления панели атрибутов описаны в контексте операций редактирования узлов, сегментов и кривой в целом.
Рис. 5.16. Панель атрибутов для совокупности выделенных узлов кривой
Зачастую для придания кривой желаемой формы требуется разместить на ней новые узлы. Простейший способ добиться этого — выполнить двойной щелчок указателем инструмента Shape (Форма) в той точке кривой, где должен появиться новый узел. После двойного щелчка вновь созданный узел выделяется, и можно назначить ему нужный тип (точка перегиба, сглаженный узел, симметричный узел) с помощью соответствующих кнопок панели атрибутов или команд контекстного меню.
Если выделить существующий узел кривой и на панели атрибутов щелкнуть на кнопке со знаком «плюс», новый узел будет создан точно в середине сегмента, предшествующего выделенному узлу, причем оба узла (и ранее существовавший, и вновь созданный) будут выделены. Повторный щелчок на кнопке добавления узлов приведет к появлению еще двух новых узлов.
Чтобы удалить узел кривой, достаточно выделить его и нажать клавишу Del или на панели атрибутов щелкнуть на кнопке удаления узлов. Точно так же удаляется и совокупность одновременно выделенных узлов. Одиночный узел можно удалить, не выделяя его, двойным щелчком на нем указателем инструмента Shape (Форма).
При удалении узла кривой кривая не распадается — вместе с узлом удаляются примыкающие к нему сегменты, а вместо них строится новый сегмент в соответствии с положением направляющих точек соседних с удаленным узлов. При удалении крайнего узла кривая просто становится короче на один сегмент.
В общем случае чем меньше узлов содержит кривая, тем более гладкой она выглядит. Однако если бы от количества узлов зависело только это, о нем можно
было бы не беспокоиться. Дело в том, что чем больше узлов у кривой, тем больше вычислений требуется для ее преобразования и построения на экране. Иногда количество узлов кривой может выйти из-под контроля пользователя. Особенно часто это случается при трассировке точечных изображений, построении кривых «от руки» и применении некоторых инструментов, например Eraser (Ластик).
Ползунок степени сглаживания, расположенный на панели атрибутов, позволяет пользователю самостоятельно определять условия компромисса между количеством узлов кривой и точностью ее формы.
Если выделить все узлы кривой, а затем постепенно увеличивать значение степени сглаживания (с помощью поля на панели атрибутов или связанного с ним ползунка), CorelDRAW будет последовательно удалять отдельные узлы, стремясь к наименьшему возможному отклонению от исходной формы кривой. На рис. 5.17 представлена исходная кривая и результат ее сглаживания (степень сглаживания 80 %). В этом конкретном случае были удалены три узла.
Рис. 5.17. Исходная кривая и результат ее сглаживания
Операция разъединения кривой позволяет разомкнуть замкнутую кривую или разъединить незамкнутую кривую на две ветви, остающиеся частями одной кривой, но не связанные друг с другом сегментами. Чтобы разъединить кривую в выделенном узле, достаточно выбрать в контекстном меню команду Break Apart (Разъединить) или щелкнуть на одноименной кнопке панели атрибутов. В месте выделенного узла образуются два новых узла, не соединенных сегментом.
Обратной по отношению к операции разъединения является операция соединения узлов. Чтобы соединить два выделенных узла, достаточно выбрать в контекстном меню команду Join (Соединить) или щелкнуть на одноименной кнопке панели атрибутов. При этом посредине между двумя выделенными узлами создается новый узел, сами выделенные узлы удаляются, а соседние с ними узлы кривой соединяются сегментами с вновь созданным узлом.
Операцию соединения можно выполнить только в том случае, если оба выделенных
узла — крайние. В противном случае команда и кнопка соединения остаются недоступными.
Чтобы освоить операции разъединения и соединения, выполните небольшое упражнение.
1. Постройте на свободном месте страницы окружность и преобразуйте ее в замкнутую кривую с помощью кнопки Convert To Curves (Преобразовать в кривые) панели атрибутов (на ней изображена окружность с четырьмя узлами). На окружности, ставшей замкнутой кривой, появится четыре узла (рис. 5.18, а).
Рис. 5.18. Разъединение и соединение
2. Выделите правый узел и разъедините в нем кривую. Обратите внимание на строку состояния — сообщение в ней говорит о том, что в кривой стало на один узел больше (вместо четырех — пять). Перетащите правый узел вниз и вправо — под ним обнаружится вновь созданный узел (рис. 5.18, б).
3. Затем разъедините кривую в левом узле. После этого действия кривая приобретет еще один узел и разделится на две ветви, а информация об этом появится в строке состояния. Перетащите левый узел кривой вниз и влево, чтобы все узлы на обеих ветвях кривой были видны (рис. 5.18, в).
4. Выделите крайний левый узел на нижней ветви кривой и крайний правый узел на ее верхней ветви. Соедините эти узлы, снова превратив кривую в односвязную (состоящую из одной,ветви). Результат представлен на рис. 5.18, г.
К выделенным инструментом Shape (Форма) узлам объекта можно применять преобразования растяжения, сжатия и поворота, ранее рассмотренные применительно к объектам в целом. Для этого должно быть выделено не менее двух узлов, а переход к рамке выделения с соответствующей преобразованию формой маркеров выполняется не дополнительным щелчком мыши, как ранее, а с помощью кнопок панели атрибутов.
После того как вокруг выделенных узлов появится соответствующая преобразованию рамка выделения, само преобразование выполняется перетаскиванием указателем мыши одного из маркеров. Для освоения приемов растяжения (сжатия) и поворота выделенных узлов выполните упражнение.
1. Постройте на свободном месте страницы квадрат и преобразуйте его в замкнутую кривую с помощью кнопки Convert To Curves (Преобразовать в кривые) панели атрибутов (на ней изображена окружность с четырьмя узлами). На квадрате, ставшем замкнутой кривой, появится четыре узла (рис. 5.19, а).
Рис. 5.19. Сжатие и поворот выделенных узлов
2. Выберите инструмент Shape (Форма) и с его помощью выделите все узлы бывшего квадрата, а затем удвойте их количество, вставив между ними новые узлы — для этого достаточно щелкнуть на кнопке со знаком «плюс» на панели атрибутов (рис. 5.19, б).
3. Отмените выделение узлов, щелкнув на свободном пространстве страницы, а затем выделите только новые узлы, расположенные в серединах сторон бывшего квадрата (щелчками при нажатой клавише Shift). Щелчком кнопки растяжения узлов на панели атрибутов выведите на экран вокруг выделенных узлов рамку выделения с маркерами растяжения (сжатия). Перетащите угловой маркер рамки выделения к центру при нажатой клавише Shift (примерно на половину расстояния). Квадрат превратится в четырехлучевую звезду (рис. 5.19, в).
4. Не отменяя выделения узлов, щелкните на кнопке поворота узлов на панели атрибутов. Теперь маркеры рамки выделения позволяют выполнять преобразования поворота и скоса для выделенных узлов. Перетаскивая любой из угловых маркеров на 90° против часовой стрелки при нажатой клавише Ctrl , приведите четырехлучевую звезду к виду, представленному на рис. 5.19, г.
В нижней части панели атрибутов инструмента Shape (Форма) расположены две кнопки: Reflect Nodes Horizontally (Отразить узлы по горизонтали) и Reflect Nodes Vertically (Отразить узлы по вертикали). Кнопки становятся доступными только после выделения двух или более узлов кривой. Сами по себе они не выполняют над выбранными узлами никаких действий, однако операция смещения узлов при нажатии одной или обеих этих кнопок начинает выполняться по-иному. А именно: через середину габаритного прямоугольника, охватывающего все выделенные узлы кривой, проводятся две перпендикулярные прямые, и при перемещении узлов они начинают смещаться не в одну и ту же сторону, а симметрично относительно этих воображаемых осей симметрии.
Чтобы познакомиться с операцией симметричного смещения узлов, выполните следующее упражнение.
1. Постройте на свободном месте страницы окружность и преобразуйте ее в замкнутую кривую с помощью кнопки Convert To Curves (Преобразовать в кривые) панели атрибутов (на ней изображена окружность с четырьмя узлами). На окружности, ставшей замкнутой кривой, появится четыре узла. Выберите инструмент Shape (Форма) и с его помощью выделите все узлы бывшей окружности,
а затем удвойте их количество, вставив между ними новые узлы — для этого достаточно щелкнуть на кнопке со знаком «плюс» на панели атрибутов. Выделите все узлы, кроме самого верхнего и самого нижнего (рис. 5.20, а).
Рис. 5.20. Симметричное смещение узлов
2. Щелкните на кнопке Reflect Nodes Horizontally (Отразить узлы по горизонтали) панели атрибутов — кнопка останется нажатой, показывая, что включен режим симметричного смещения узлов.
3. Перетаскивайте влево самый правый из выделенных узлов, удерживая при этом нажатой клавишу Ctrl . Узлы, расположенные правее вертикальной оси бывшей окружности, будут смещаться влево, а симметрично расположенные по отношению к ним узлы левой половины окружности — вправо (рис. 5.20, б).
4. Выключите режим симметричного смещения узлов, еще раз щелкнув на кнопке Reflect Nodes Horizontally (Отразить узлы по горизонтали). Вновь включите этот режим, только теперь щелчком на кнопке Reflect Nodes Vertically (Отразить узлы по вертикали). Отмените ранее сделанное выделение, щелкнув инструментом Shape (Форма) на свободном месте страницы, и выделите только самый верхний и самый нижний узлы кривой.
5. Перетащите вниз верхний выделенный узел, удерживая при этом нажатой клавишу Ctrl . Узлы будут смещаться симметрично относительно горизонтали, проведенной через центр бывшей окружности (рис. 5.20, в).
В некоторых случаях соединение узлов — не лучший способ объединения ветвей кривой или ее замыкания. Например, выполняя упражнение 5.3, мы убедились, что удаление соединяемых узлов может достаточно сильно исказить форму кривой. В этом случае целесообразно воспользоваться одним из приемов замыкания кривой.
В случае объединения ветвей кривой термин «замыкание» может ввести в заблужде-ние, поскольку в результате получается незамкнутая кривая.
Первый из способов состоит в выделении двух крайних узлов кривой с последующим щелчком на кнопке Extend Curve To Close (Замыкающий сегмент). Выделенные узлы будут соединены прямолинейным сегментом, и кривая замкнется, или число ее ветвей уменьшится на единицу. Если выделен только один узел или один из выделенных узлов не крайний, кнопка Extend Curve To Close (Замыкающий сегмент) остается недоступной.
Второй способ более радикален, поскольку воздействует сразу на все незамкнутые ветви кривой. Достаточно выделить всего лишь один крайний узел любой из ветвей и щелкнуть на кнопке Auto-Close Curve (Автозамыкание), чтобы начальные и конечные узлы всех незамкнутых ветвей кривой оказались соединенными прямолинейными сегментами.
Чтобы попробовать приемы замыкания «в деле», повторите упражнение 5.3, вместо соединения узлов выполнив на последнем шаге их замыкание.
Если в состав кривой входит несколько ветвей, любую из них можно превратить в самостоятельную кривую, не меняя ее формы. Обычно эта задача решается при помощи команды Arrange > Break Curve Apart (Монтаж > Разъединить ветви). Однако при выборе этой команды вся кривая «разваливается» на отдельные ветви, каждая из которых становится автономным объектом. Если требуется вывести из состава кривой только одну ветвь, этот способ не годится.
В этом случае следует выделить любой узел ветви, подлежащей отделению, и щелкнуть на кнопке Extract Subpath (Отделить ветвь) панели атрибутов. Остальные ветви останутся в составе исходной кривой.
Выравниванием узлов называется их перемещение по горизонтали и/или вертикали таким образом, чтобы они расположились на одной горизонтальной или вертикальной прямой или полностью совместились. Выравнивание возможно только в том случае, если выделено более одного узла, принадлежащего кривой. После выделения нескольких узлов щелкните на кнопке Align Nodes (Выровнять узлы) панели атрибутов (см. рис. 15.16), и на экране появится диалоговое окно выравнивания узлов, представленное на рис. 5.21, а.
Рис. 5.21. Диалоговое окно выравнивания узлов и результаты попарного выравнивания узлов кривой, преобразованной из окружности
В диалоговом окне имеются три флажка, управляющих режимами выравнивания.
- При установке флажка Align Horizontal (Выровнять по горизонтали) все выделенные узлы кривой перемещаются в вертикальном направлении до совмещения с горизонтальной линией, проведенной через узел, выделенный последним.
- При установке флажка Align Vertical (Выровнять по вертикали) все выделенные узлы кривой перемещаются в горизонтальном направлении до совмещения с вертикальной линией, проведенной через узел, выделенный последним.
- Устанавливать флажок Align Control Points (Выровнять направляющие точки) можно только в том случае, если выделено ровно два узла кривой и одновременно установлены два предыдущих флажка. В результате выравнивания ранее выделенный узел перемещается до совмещения со вторым узлом, и его направляющие точки также перемещаются до совмещения с направляющими точками второго узла.
Чтобы освоить прием выравнивания узлов кривой, выполним небольщое упражнение.
1. Постройте окружность и преобразуйте ее в кривую с помощью кнопки Convert То Curves (Преобразовать в кривые). Три раза нажав клавиши Ctrl +D, постройте три дубликата кривой. Инструментом Pick (Выбор) перетащите копии вправо, расположив их примерно на одной горизонтали с оригиналом.
2. Выберите инструмент Shape (Форма) и выделите в оригинале кривой сначала правый, а затем верхний узлы. Щелкните на кнопке Align Nodes (Выровнять узлы) панели атрибутов и сбросьте флажок Align Vertical (Выровнять по вертикали). Щелкните на кнопке ОК, и узлы будут выровнены смещением к единой горизонтали, как показано на рис. 5.21, б.
3. В первой копии кривой выделите сначала левый, а затем нижний узлы. Щелкните на кнопке Align Nodes (Выровнять узлы) панели атрибутов и сбросьте флажок Align Horizontal (Выровнять по горизонтали). Щелкните на кнопке ОК, и узлы будут выровнены смещением к единой вертикали, как показано на рис. 5.21, в.
4. Во второй копии снова выделите сначала правый, а затем — верхний узлы. Щелкните на кнопке Align Nodes (Выровнять узлы) панели атрибутов, а затем сразу — на кнопке ОК. С третьей копией проделайте то же самое, но перед тем как щелкнуть на кнопке ОК, сбросьте флажок Align Control Points (Выровнять направляющие точки). Результаты представлены на рис. 5.21, г и д соответственно.
При одновременном перетаскивании совокупности выделенных узлов кривой каждый из них смещается на одно и то же расстояние. Однако при включении режима эластичного сдвига с помощью кнопки Elastic Mode (Эластичный сдвиг) панели атрибутов поведение перемещаемых узлов меняется. В этом режиме величина смещения каждого из узлов оказывается обратно пропорциональной удаленности этого узла от перемещаемого узла. Удаленность в данном случае рассматривается как расстояние между узлами вдоль кривой.
На рис. 5.22 представлен пример, наглядно показывающий отличия двух режимов сдвига выделенных узлов.
Рис. 5.22. Сдвиг выделенных узлов кривой в обычном и эластичном режимах
В обеих приведенных на рисунке кривых перед сдвигом были выделены восемь узлов (кроме крайнего левого). Для верхней кривой сдвиг выполнен в обычном режиме, для нижней — в эластичном. В обоих случаях перетаскивался крайний правый узел кривой.
Инструмент Shape (Форма) в некоторых случаях позволяет быстрее выполнять операции форматирования как фигурного, так и простого текста, рассмотренные в уроке 4. Например, смещение символов текста относительно базовой линии путем перетаскивания их указателем этого инструмента можно выполнить значительно быстрее, хотя при этом неизбежна потеря точности.
Если выбрать инструмент Shape (Форма) и щелкнуть им на текстовом объекте, рамка выделения не появится. Вместо нее снизу от текстового объекта появятся две стилизованные стрелки — вниз и вправо, а для каждого символа текста на экран будет выведен узел, идентифицирующий точку привязки этого символа (рис. 5.23).
Рис. 5.23. Текстовый объект, выделенный инструментом Shape
Перетаскивая указателем инструмента узлы символов, можно смещать их, а, перетаскивая стилизованные стрелки, — менять управляющие параметры форматирования текста.
Чтобы изменить принятое по умолчанию расстояние между смежными символами текста, достаточно перетащить указателем инструмента Shape (Форма) стилизованную стрелку вправо. При перемещении ее вправо от текстового объекта межсимвольное расстояние будет увеличиваться, при перемещении влево — уменьшаться (рис. 5.24).
Рис. 5.24. Корректировка межсимвольного расстояния в блоке фигурного текста указателем инструмента Shape
При работе с рамкой простого текста для выполнения этого приема даже нет необходимости активизировать инструмент Shape (Форма). Дело в том, что при наведении указателя любого инструмента на стилизованные стрелки, расположенные рядом с правым нижним маркером рамки выделения, автоматически временно активизируется инструмент Shape (Форма), после чего стилизованные стрелки можно перетаскивать (рис. 5.25).
Рис. 5.25. Стилизованные стрелки и указатель временно активизированного инструмента Shape при работе с рамкой простого текста
При изменении межсимвольного расстояния для блока фигурного текста изменяются габаритные размеры этого блока, но разбиение текста на строки сохраняется. При изменении межсимвольного расстояния для текста, содержащегося в рамке простого текста, могут измениться условия верстки и, соответственно, разбиение текста на строки, но текущие размеры рамки сохранятся.
Если корректировку межсимвольного расстояния выполнять при нажатой клавише-модификаторе Shift, корректироваться будут только расстояния между смежными словами (ширина символа пробела). Если воспользоваться другим модификатором — клавишей Ctrl , — результат будет противоположным, то есть будет регулироваться межсимвольное, но не межсловное расстояние (рис. 5.26).
Рис. 5.26. Сверху — корректировка межсловного расстояния, снизу — и корректировка межсимвольного (за исключением пробелов) расстояния.
С помощью инструмента Shape (Форма) можно регулировать и межстрочное расстояние (интерлиньяж) как для блоков фигурного текста, так и для рамок простого текста. Для этого следует выделить текстовый объект инструментом Shape (Форма) и перетаскивать в вертикальном направлении вертикальную стилизованную стрелку, расположенную слева снизу от него. На рис. 5.27 представлены начальная и заключительная стадии перетаскивания, в результате которого межстрочное расстояние увеличилось. Для уменьшения межстрочного расстояния следует перетаскивать стрелку вверх.
Рис. 5.27. Корректировка межстрочного расстояния инструментом Shape
Следует иметь в виду, что описанным приемом в рамке простого текста меняется межстрочное расстояние всех абзацев текста. Если требуется откорректировать это значение для одного или нескольких (но не всех) абзацев, придется воспользоваться диалоговым окном форматирования (см. урок 4).
В некоторых случаях художественный замысел иллюстрации требует радикального изменения формы отдельных символов, которое невозможно реализовать путем преобразования односимвольного блока фигурного текста. В этих случаях целесообразно воспользоваться приемом преобразования символа текста в совокупность кривых с последующей настройкой формы бывшего символа приемами редактирования узлов кривой. На рис. 5.28 представлен результат такого преобразования.
Рис. 5.28. Результат преобразования символа в совокупность кривых и ее редактирование приемами редактирования узлов
Перед преобразованием в кривые рекомендуется отделить только ту часть текста, которую действительно целесообразно преобразовать в кривую (см. урок 4). Если необходимо синхронизировать изменение размера преобразованного в кривые символа с последующим форматированием текста, его можно вставить в текст в качестве спецсимвола.
Кнопка инструмента Knife (Лезвие) расположена на панели инструмента Shape (Форма) второй слева (см. рис. 5.13). Как уже отмечалось, этот инструмент предназначен для разбиения кривых линий.
Инструмент Knife (Лезвие) может «разрезать» не только кривые. При его применении к примитивам (эллипсам, многоугольникам, прямоугольникам, спиралям) или блокам фигурного текста эти объекты автоматически преобразуются в совокупности кривых.
На самом деле инструмент Knife (Лезвие) выполняет более тонкое действие, существо которого зависит от замкнутости кривой. При щелчке указателем инструмента на кривой на ней образуется сразу два узла, не соединенныхсегментом. В результате незамкнутая кривая распадается на две незамкнутых кривых, а замкнутая превращается в незамкнутую. Инструмент может работать в нескольких режимах. Эти режимы задаются с помощью двух кнопок на панели атрибутов (рис. 5.29).
Рис. 5.29. Панель атрибутов при активном инструменте Knife
- При нажатии (щелчком мыши) кнопки Leave As One Object (He отделять объект) «отрезанная» часть- кривой становится не новым объектом (по умолчанию), а ветвью исходной кривой.
- При нажатии (щелчком мыши) кнопки Auto-Close On Cut (Автозамыкание) цикл работы инструмента должен включать в себя не один, а два щелчка в точках кривой. При этом линия «разреза», соединяющая эти две точки, становится сегментом кривой.
Чтобы выполнить разрез, следует выбрать инструмент Knife (Лезвие) и навести его указатель на точку кривой. В момент совмещения указателя с кривой он изменит свою форму — ручка лезвия расположится вертикально. Если режим автозамыкания выключен, для выполнения разреза достаточно щелкнуть мышью. На рис. 5.30 представлены три этапа выполнения разреза незамкнутой кривой: подвод лезвия к кривой, установка лезвия на точку кривой и выполнение щелчка, отвод лезвия (видны два узла, расположенных в месте разреза поверх друг друга).
Рис. 5.30. Выполнение разреза без автозамыкания
Линия разреза, которая строится в режиме автозамыкания, может быть как прямой, так и кривой произвольной формы. В этом плане поведение инструмента Knife (Лезвие) схоже с поведением инструмента Freehand (Произвольная кривая) — если разрез выполняется двумя последовательными щелчками мыши, получается прямая, если указатель инструмента перетаскивается от начала разреза к концу по произвольной траектории, форма разреза определяется этой траекторией.
Если при включенном режиме автозамыкания и выключенном режиме оставления «обрезков» в составе одного объекта выполняется разрез незамкнутой кривой, то сохраняется только один из двух получившихся «обрезков» — тот, в составе которого остаются крайние узлы кривой. Удаляемый «обрезок» в процессе разреза будет выделен серым цветом (рис. 5.31).
Рис. 5.31. Выделение цветом «обрезка», подлежащего удалению
Цель этого упражнения — практическое закрепление навыков работы с инструментом Knife (Лезвие). Выполняя его, мы построим стилизованное изображение раковины жемчужницы и «раскроем» ее створки.
1. Вначале постройте эллипс, вытянутый в горизонтальном направлении, и преобразуйте его в кривую (рис. 5.32, а).
Рис. 5.32. Последовательность построения раскрывшейся «жемчужницы»
2. Выделите инструментом Shape (Форма) верхний и нижний узлы бывшего эллипса и сместите их влево примерно на треть ширины эллипса при нажатой клавише Ctrl . Результат представлен на рис. 5.32, б.
3. Выберите инструмент Knife (Лезвие) и включите режим автозамыкания с помощью кнопки Auto-Close On Cut (Автозамыкание) панели атрибутов. Кнопка второго режима должна быть отжата. Переместите указатель инструмента в левук крайнюю точку кривой, убедитесь, что указатель принял вертикальное поло жение, и щелкните мышью. Сместите указатель мыши вправо (за ним потянет ся линия будущего разреза) и переместите указатель в крайнюю правую точк; кривой, в которой и выполните второй щелчок. Кривая окажется разбитой две отдельных замкнутых кривых, каждая из которых представляет собой от дельный объект. Результат представлен на рис. 5.32, в.
4. Указателем инструмента Pick (Выбор) выделите верхний из объектов. Откроит пристыковываемое окно Transformation (Преобразование) и щелкните в нем кнопке настройки параметров поворота. Установите центр поворота в левом нижнем углу и задайте угол поворота равным 15°. После щелчка на кнопке Apply (Применить) раковина раскроет створки (рис. 5.32, г).
В заключение попробуйте выполнить это упражнение еще раз, но при разрезании вместо двух щелчков перетащите указатель по волнообразной траектории — края раковины станут зазубренными.
В отличие от программ для работы с точечными изображениями, в которых ластики для стирания тех или иных частей изображения являются важнейшими инструментами, в программе векторной графики вроде CorelDRAW ластик представляет собой достаточно экзотическое, хотя весьма удобное дополнение к основному арсеналу средств для модификации формы объектов. В них он играет принципиально иную роль, поскольку в применении к замкнутым кривым ластик не стирает их части, а лишь модифицирует форму.
На рис. 5.33 представлена панель атрибутов инструмента Eraser (Ластик).
- Значение, содержащееся в счетчике Eraser Thickness (Размер), определяет размер стороны квадратного ластика или диаметр круглого.
- При нажатии (щелчком мыши) кнопки Auto-Reduce On Erase (Автосокращение) все кривые, формирующиеся при работе ластиком, автоматически сглаживаются — выполняется процедура сокращения количества узлов кривой.
- В CorelDRAW предусмотрены ластики всего двух форм — круглый и квадратный. Кнопка Circle/Square (Форма) переключает форму ластика.
Рис. 5.33. Элементы управления режимом работы инструмента Eraser на панели атрибутов
При активизации инструмента Eraser (Ластик) и наведении его указателя на выделенную замкнутую кривую CorelDRAW модифицирует форму этой кривой так, чтобы она как бы обтекала «вклинившееся» в нее «инородное тело». На рис. 5.34 показаны результаты применения ластика к эллипсу. В правой нижней части рисунка виден указатель инструмента (размеры и форма которого соответствуют текущим установкам на панели атрибутов), справа сверху показаны следы работы круглым ластиком, слева снизу — более существенные «разрушения», нанесенные ластиком квадратным.
Если в процессе перемещения ластика в форму кривой были внесены нежелательные изменения, нажмите клавишу Esc — форма восстановится. Однако этот прием Действует только до момента отпускания кнопки мыши. После того как кнопка отпущена, отменить можно только всю операцию стирания целиком.
Инструмент Eraser (Ластик) можно применять к тем же объектам, что инструмент Knife (Лезвие). Преобразование объектов в совокупность кривых выполняется автоматически.
Если форма абриса криволинейного объекта должна остаться без изменений, но в нем необходимо сделать отверстие, достаточно навести указатель инструмента Eraser (Ластик) на объект и выполнить двойной щелчок мышью. Образовавшееся отверстие можно «доработать» перетаскиванием ластика.
Рис. 5.34. Модификация формы замкнутой кривой инструментом Eraser
Еще один полезный прием позволяет «стирать» часть объекта без перетаскивания указателя инструмента. Для этого достаточно щелкнуть указателем инструмента последовательно в двух точках. Результат будет полностью соответствовать результату протаскивания инструмента по прямой, соединяющей указанные точки.
Если ластик применяется к незамкнутой кривой, он действительно стирает ее часть, создавая в кривой разрыв. Можно стереть ластиком как кривую целиком, так и отдельную ее ветвь.
Инструмент Smudge (Размазывание) появился в программе CorelDRAW недавно — в версии 11. Размазывание— операция, позволяющая в интерактивном режиме искажать замкнутую кривую. Суть операции — смещение края объекта инструментом эллиптической формы. Степень и форма искажения определяются значениями управляющих параметров инструмента, которые могут задаваться с помощью элементов управления панели атрибутов инструмента (рис. 5.35) или специальным устройством (панелью с пером, чувствительным к нажиму и углу наклона).
Рис. 5.35. Панель атрибутов инструмента Smudge
Смещение может осуществляться как внутрь объекта, так и наружу
Рис. 5.36. Размазывание наружу и внутрь замкнутой кривой
- Значение в счетчике Nib size (Размер инструмента) определяет размер инструмента. Размер задается в единицах измерения, выбранных по умолчанию.
- Значение в счетчике Tilt (Наклон инструмента) определяет соотношение габаритных размеров инструмента. Задается в градусах, может меняться в диапазоне от 15 до 90°. Влияние наклона инструмента на форму его рабочей части иллюстрирует рис. 5.37.
Рис. 5.37. Влияние угла наклона инструмента на форму его рабочей области: наклон меняется от 15 до 90° при фиксированном развороте инструмента 45°
- Значение в счетчике Bearing (Разворот инструмента) задает разворот рабочей части инструмента относительно вертикальной оси. Наиболее заметно влияние этого параметра при небольших углах наклона инструмента, когда форма его рабочей части существенно асимметрична. Значение задается в градусах.
- Если значение в счетчике Add dryout (Коэффициент затухания) равно нулю, размер инструмента по мере его перемещения от кривой остается неизменным. Положительные значения коэффициента затухания означают уменьшение размера инструмента по мере размазывания, отрицательные — его увеличение (рис. 5.38 и 5.39).
С помощью инструмента Smudge (Размазывание) пользователь може,т, при желании, приблизить процедуру формообразования объектов к рисованию традиционными инструментами художника. Впрочем, полностью его достоинства раскрываются при наличии в составе компьютера графической панели с пером. В этом случае управляющие параметры инструмента могут меняться динамически в процессе размазывания.
Рис. 5.38. Влияние затухания на размазывание внутрь контура: коэффициент затухания меняется от 0 до 8
Рис. 5.39. Влияние затухания на размазывание внутрь контура: коэффициент затухания меняется от -1 до -5
Нам уже известно, какую роль в редактировании формы кривой играют сегменты — части линии, ограниченные смежными узлами. В версии 12 программы появилось понятие виртуального сегмента. Виртуальным сегментом называется часть линии, ограниченная не смежными узлами, а точками пересечения с другими объектами. Инструмент Virtual segment delete (Удаление виртуального сегмента) очень удобен для удаления части кривой, расположенной между двумя смежными точками ее пересечения с другим объектом (объектами). Его действие эквивалентно следующей последовательности операций.
1. Объект, в котором был выделен виртуальный сегмент, преобразуется в кривую (если он не был кривой ранее).
2. В точках пересечения кривой с другими объектами, смежных с точкой, в которой установлен инструмент, создаются два новых узла.
3. Заключенный между этими узлами сегмент удаляется.
На рис. 5.40 представлены этапы работы инструментом с изображением, состоящим из двух перекрывающихся объектов: эллипса и прямоугольника.
Рис. 5.40. Последовательное удаление виртуальных сегментов
Вначале удаляется виртуальный сегмент прямоугольника. Для этого в наборе инструментов выбирается инструмент Virtual segment delete (Удаление виртуального сегмента), и его указатель подводится мышью к любой точке удаляемого сегмента. В момент достижения этой точки указатель инструмента поворачивается в вертикальное положение (рис. 5.40, а) — так же, как указатель инструмента Knife (Лезвие). После щелчка левой кнопкой мыши прямоугольник преобразуется в кривую, и виртуальный сегмент удаляется. Затем точно тем же приемом удаляется виртуальный сегмент эллипса (рис. 5.40, б). В результате на изображении остаются две незамкнутые кривые, представленные на рис. 5.40, в. Несмотря на то что выглядят они как единая замкнутая кривая, это — два разных объекта, с каждым из которых можно работать по отдельности.
В этом уроке мы освоили следующие новые понятия:
- рамка выделения;
- группа объектов;
- дочерний объект;
- преобразование размещения;
- относительное и абсолютное размещение;
- сдвиг, микросдвиг и суперсдвиг;
- копирование и дублирование;
- супердублирование;
- растяжение и сжатие;
- назначение размера;
- масштабирование и отражение;
- поворот объекта;
- скос объекта;
- блокировка объекта;
- редактирование сегментов;
- редактирование узлов;
- сглаживание кривой;
- разъединение замкнутой кривой;
- замыкание незамкнутой кривой;
- соединение узлов;
- выравнивание узлов;
- эластичный сдвиг узлов;
- симметричное смещение узлов;
- стилизованные стрелки текстового объекта;
- лезвие;
- ластик;
- виртуальный сегмент.
Мы овладели следующими основными приемами:
- выделение объектов указателями инструментов;
- совместное выделение объектов;
- выделение объектов растягиванием рамки выделения;
- выделение дочерних объектов;
- размещение объектов с помощью указателя инструмента и с помощью пристыковываемого окна Transformation (Преобразование);
- смещение объектов клавишами управления курсором с помощью функций сдвига, микросдвига и суперсдвига;
- копирование, дублирование и супердублирование объектов с их одновременным размещением;
- растяжение, сжатие и установка точных размеров объектов;
- масштабирование и зеркальное отражение объектов;
- поворот и скос объектов;
- построение копий объекта в процессе преобразования;
- блокировка объектов для их защиты от случайного изменения;
- преобразование текстовых объектов;
- редактирование формы объектов инструментом Shape (Форма);
- редактирование узлов кривой;
- редактирование сегмента перетаскиванием его произвольной точки;
- сглаживание кривой;
- преобразования узлов кривой;
- разрезание кривых инструментом Knife (Лезвие);
- изменение формы кривых инструментом Eraser (Ластик);
- искажение замкнутых кривых инструментом Smudge (Размазывание);
- удаление виртуальных сегментов.
Желающим более подробно ознакомиться с концепциями и приемами работы, которым посвящен этот урок, можно порекомендовать разделы документации и официального руководства по CorelDRAW 12, в которых описываются:
- преобразование выделенного объекта с помощью инструмента Free Transform
(Произвольное преобразование);
- панель инструментов Transform (Преобразование);
- приемы индивидуального и группового кернинга символов с помощью инструмента Shape (Форма);
- приемы работы инструментом Smudge (Размазывание).