Учебный курс по CorelDRAW 12

         

Прозрачность

Приемы работы с прозрачностью в CorelDRAW очень похожи на приемы задания и настройки заливки. Однако прозрачность — это не свойство объекта, а линза специального типа, что подтверждается сообщением в строке состояния.

Примечание

Эта линза по своей природе ближе всего к полупрозрачной линзе, но отличается от нее тем. что в полупрозрачной линзе степень прозрачности задается сразу для всей линзы, а в линзе, построенной инструментом Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности), эта степень может меняться в пределах линзы.

При применении эффекта прозрачности с помощью инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) выделенный объект преобразуется в группу линзы прозрачности, в состав которой входит монохромное точечное изображение, совпадающее по форме с границей управляющего объекта. Это изображение играет роль маски прозрачности, и его заливка определяет степень прозрачности линзы. Любая точка маски прозрачности может быть залита любым оттенком цвета (как известно, в монохромной шкале тонов насчитывается 256 градаций, первая из которых соответствует отсутствию цвета, а последняя — его предельной интенсивности).



Области маски прозрачности с заливкой оттенком цвета в 100 % соответствуют прозрачным участкам линзы. Области маски прозрачности с отсутствием цвета соответствуют участкам полной непрозрачности. Промежуточные оттенки маски прозрачности придают перекрываемой части линзы прозрачность, степень которой зависит от градации оттенка маски. Чем градация оттенка маски ближе к 100 %, тем линза прозрачнее (и тем виднее сквозь нее расположенные ниже в стопке объекты). Чем градация оттенка маски ближе к 0 %, тем линза плотнее (и тем виднее исходная заливка объекта, преобразованного в линзу, а расположенные ниже объекты видны хуже).

Заливка точечной маски прозрачности задается с помощью инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности), но теми же приемами, что заливка любого другого объекта. Поэтому заливка маски прозрачности может быть однородной, градиентной, текстурной и даже узорной.

Построенные таким образом линзы можно впоследствии редактировать. Кроме редактирования формы и атрибутов управляющего объекта можно менять тип заливки маски прозрачности и оттенки ее заливки, изменяя степень и распределение прозрачности линзы.

 



Инструмент Interactive Transparency

Кнопка инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) расположена на панели интерактивных инструментов (рис. 15.1, вверху слева).

Рис. 15.1. Инструмент Interactive Transparency, его указатель, управляющая схема прозрачности и внешний вид панели атрибутов

Работа этим инструментом не отличается от работы инструментом Interactive Fill (Интерактивная заливка). Элементы управляющей схемы прозрачности, появляющиеся при выборе градиентной заливки маски прозрачности — альтернатива Fountain (Градиентная) в списке выбора типа заливки, — выглядят в точности как элементы управляющей схемы градиентной заливки и выполняют те же функции (см. урок 6, раздел о градиентных заливках).

На панели атрибутов, представленной на рис. 15.1, отметим только элементы управления, специфичные для инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности).

Ползунок Transparency Midpoint (Прозрачность в точке). С помощью этого ползунка или связанного с ним поля можно менять градацию черного цвета в управляющей точке, выделенной на оси управляющей схемы градиентной прозрачности (управляющая точка выделяется щелчком мыши и на экране обводится рамкой). По умолчанию для белого квадрата, соответствующего начальной управляющей точке, ползунок выведен влево до упора (значение поля равно нулю), а для черного (конечная управляющая точка) ползунок выведен вправо до упора (значение поля равно 100).

В раскрывающемся списке Transparency Operation (Режим прозрачности) перечислены доступные режимы прозрачности. Каждая присутствующая в списке альтернатива отличается от других способом взаимодействия маски прозрачности с исходной заливкой объекта, преобразованного в линзу прозрачности. Некоторые из режимов позволяют добиться впечатляющих эффектов, но на практике в подавляющем большинстве случаев пользуются режимом Normal (Обычный). Логику режимов иллюстрирует табл. 15.1.

Таблица 15.1. Режимы наложения линзы прозрачности

Режим наложения

Описание

Normal

Цвет линзы прозрачности накладывается поверх маскируемых объектов

Add

Интенсивности базовых компонентов цветовой модели для линзы прозрачности складываются с аналогичными показателями маскируемых объектов

Subtract

Интенсивности базовых компонентов цветовой модели для линзы прозрачности и маскируемых объектов складываются, затем из полученных величин вычитается 255

Difference

Интенсивности базовых компонентов цветовой модели для линзы прозрачности вычитаются из значений аналогичных показателей маскируемых объектов, а затем результаты умножаются на 255. Если интенсивностЕ цветового компонента прозрачности равна 0, результат приравнивается к 255

Multiply

Интенсивность цветового компонента маскируемого объекта умножается на интенсивность цветового компонента прозрачности, результат делится на 255. В итоге изображение затемняется (если прозрачность применяется к объектам с заливкой отличной от белого цвета). Применение прозрачности черного цвета в этом режиме к любому объекту дает черный цвет. Применение прозрачности белого цвета в этом режиме к любому объекту оставляет его цвет неизменным

Divide

Интенсивность цветового компонента маскируемого объекта делится на интенсивность цветового компонента прозрачности (или наоборот, в зависимости от того, которое из значений больше)

If lighter

Заменяет все пикселы маскируемых объектов, имеющих более темные цвета, чем соответствующие пикселы линзы прозрачности, на пикселы линзы. Преобразование не затрагивает пикселов маскируемых объектов, более светлых, чем соответствующие им пикселы линзы прозрачности

If darker

Заменяет все пикселы маскируемых объектов, имеющих более светлые цвета, чем соответствующие пикселы линзы прозрачности, на пикселы линзы. Преобразование не затрагивает пикселов маскируемых объектов, более темных, чем соответствующие им пикселы линзы прозрачности

Texturize

Преобразует цвет линзы прозрачности к соответствующей градации серого цвета, а затем умножает интенсивность серого на интенсивности цвета маскируемых объектов

Hue

В результирующем изображении используется цветовой тон линзы прозрачности, а значения цветовой насыщенности и яркости наследуются у замаскированного объекта. Не оказывает влияния на монохромные изображения в полутонах серого, поскольку в них цветовая насыщенность равна нулю

Saturation

Цветовой тон и яркость наследуются у замаскированного объекта, цветовая насыщенность — у линзы прозрачности

Lightness

Цветовая насыщенность и цветовой тон наследуются у замаскированного объекта, а яркость — у линзы прозрачности

Invert

В качестве базовых компонентов цвета линзы прозрач ности используются дополнительные к заданным. Если интенсивность компонента равна 127, видимые изменения изображения отсутствуют, поскольку цвет расположен в центре цветового круга

Logical AND

Интенсивности базовых цветовых компонентов прозрачности и объекта преобразуются в двоичные числа, над значениями которых поразрядно выполняется логическая операция И

Logical OR

Интенсивности базовых цветовых компонентов прозрачности и объекта преобразуются в двоичные числа, надзначениями которых поразрядно выполняется логическая операция ИЛИ

Logical XOR

Интенсивности базовых цветовых компонентов прозрачности и объекта преобразуются в двоичные числа, надзначениями которых поразрядно выполняется логическая операция исключающего ИЛИ

Red

Прозрачность применяется только к красному каналу объектов с заливкой по цветовой модели RGB

Green

Прозрачность применяется только к зеленому каналу объектов с заливкой по цветовой модели RGB

Blue

Прозрачность применяется только к синему каналу объектов с заливкой по цветовой модели RGB

В раскрывающемся списке Apply Transparency to Fill, Outline or Both (Распространение) можно выбрать часть маскируемых объектов, на которую распространяется действие маски прозрачности. По умолчанию действие маски распространяется как на заливку, так и на контурные линии маскируемых объектов, но возможны и другие варианты.

При нажатой кнопке Freeze (Работа с копией) линза прозрачности «замораживается», то есть по перекрытым ею объектам с учетом настройки прозрачности строится точечное изображение. Далее линзу прозрачности можно перемещать в любое место чертежа — видимое сквозь нее изображение не изменится. Если после этого кнопку Freeze (Работа с копией) отжать, точечное изображение разрушается, а активность линзы восстанавливается — она снова отображает объекты, расположенные ниже нее в стопке.

Примечание

На самом деле в результате «замораживания» линзы прозрачности образуется особого типа группа, состоящая из единственного объекта — точечного изображения. Если эту «группу» разгруппировать, получится единственный объект — точечное изображение. Но пока группа не разгруппирована, ее можно превратить обратно в линзу прозрачности.

Переходим к процедуре построения линзы прозрачности. Как и любая другая линза, линза прозрачности строится на базе обычного замкнутого векторного объекта произвольной формы, который и создается в первую очередь.

Подсказка

Рекомендуется уже на этом этапе задать базовый цвет будущей лйнзы прозрачности, назначив соответствующую заливку объекту. Чаще всего используется белый цвет, совпадающий с цветом бумаги — именно в этом варианте эффект прозрачности имитируется наиболее эффектно. Контурные линии линзы сохраняются или отменяются в зависимости от художественного замысла.

Далее щелчком на кнопке в наборе инструментов выбирается инструмент Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) и с помощью указателя этого инструмента выделяется объект (будущая линза прозрачности). Дальнейшая последовательность действий определяется типом прозрачности.

Чтобы построить линзу однородной прозрачности (аналогичную полупрозрачной линзе), требуется следующая процедура.

1. Выберите в списке Transparency Type (Тип заливки маски прозрачности) панели атрибутов альтернативу Uniform (Однородная).

2. Если заливка линзы не была задана заранее, задайте ее сейчас, щелкнув на соответствующем образце цвета экранной палитры (или иным способом).

3. Задайте плотность заливки маски прозрачности ползунком на панели атрибутов (по умолчанию значение этого управляющего параметра устанавливается равным 50 %).

Подсказка

При необходимости более точной настройки цвета заливки щелкните на кнопке с изображением инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) на панели атрибутов. Раскроется диалоговое окно, аналогичное Uniform Fill (Однородная заливка), содержащее все необходимые для этого элементы управления (см. урок 6).

Чтобы построить линзу градиентной прозрачности, выполните следующее.

1. Выделите объект (будущую линзу) инструментом Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности).

2. Выберите одну из альтернатив, соответствующих градиентной заливке (линейной, радиальной, конической или квадратной), в списке Transparency Туре (Тип заливки маски прозрачности) панели атрибутов.

3. Перетащите указатель инструмента от начальной к конечной точке управляющей схемы прозрачности.

Построенную управляющую схему прозрачности можно корректировать приемами, описанными в разделе «Градиентные и сетчатые заливки» урока 6. Следует отметить, что градиентные заливки маски прозрачности, так же как обычные градиентные заливки, могут быть заказными, то есть иметь в составе управляющей схемы кроме начальной и конечной управляющих точек одну или несколько промежуточных.

Подсказка

При необходимости более точной настройки градиентной заливки маски прозрачности щелкните на кнопке с изображением инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) на панели атрибутов. Раскроется диалоговое окно, аналогичное окну Fountain Fill (Градиентная заливка) и содержащее все необходимые элементы управления (см. урок 6).

На рис. 15.2 представлены примеры построения линзы прозрачности. Во всех примерах в качестве видимого через линзу фона выступает сетка из квадратов с залитыми черным цветом диагоналями, а в качестве объекта, преобразуемого в линзу прозрачности, — правильная окружность. В верхнем ряду (рис. 15.2, а-в) окружности назначена заливка 100 % черного цвета, в нижнем (рис. 15.2, г-е) — 100 % белого. Примеры а и г соответствуют однородной заливке маски прозрачности и степени прозрачности 50 %. На примерах б и д представлены линзы градиентной линейной прозрачности, а на примерах в и е — градиентной конической прозрачности.

Рис. 15.2. Влияние однородных и градиентных заливок маски прозрачности на внешний вид объектов, перекрываемых линзой прозрачности

Перед тем как перейти к упражнению, хочется еще раз подчеркнуть главную идею использования линз прозрачности: они представляют собой автоматически создаваемые по управляющей схеме и управляющему объекту полупрозрачные точечные изображения, которые, располагаясь в стопке объектов поверх основного изображения, частично маскируют его, тем самым имитируя затемнение или осветление отдельных участков рисунка.

 

Упражнение 15.1. Создание портрета под стеклом

Цель этого упражнения — освоить приемы работы с линзами прозрачности и повторить некоторые из ранее освоенных приемов. Художественная задача — построить изображение портрета в рамке из карельской березы с защитным стеклом. В результате выполнения упражнения должно получиться нечто похожее на рис. 15.3.

Рис. 15.3. Результат выполнения упражнения

1. Начнем с подготовки изображения, которое сыграет роль портрета. В качестве такого изображения можно воспользоваться собственным рисунком или отсканированной фотографией, но проще всего взять портрет из галереи портретов библиотеки клипарта (Clipart\Portrait\). В нашем примере был взят портрет Петра I (Clipart\Portrait\Historic\Peter_Gl.cdr). Импортируйте изображение и разместите его в середине страницы.

2. Обведите изображение прямоугольником, который будет обозначать края холста портрета. Дважды продублируйте прямоугольник нажатием клавиши + (плюс) на вспомогательной клавиатуре. Назначьте верхней из копий заливку белым и переместите прямоугольник с белой заливкой в низ стопки объектов.

3. С помощью инструмента Interactive Shadow (Интерактивная тень) постройте изображение тени, падающей от перемещенного в низ стопки объектов прямоугольника.

4. Выделив одну из оставшихся без заливки копий прямоугольника, перетащите внутрь инструментом Pick (Выбор) один из ее углов, удерживая нажатой клавишу Shift, чтобы немного уменьшить размеры прямоугольника. Затем выделите одновременно больший и меньший из прямоугольников без заливки (это удобнее делать в пристыковываемом окне диспетчера объектов), соедините их в один объект командой Combine (Соединить). Кнопкой панели инструмента Fill (Заливка) откройте диалоговое окно Pattern Fill (Заливка узором) и подберите подходящую заливку точечным узором, имитирующую дерево рамки (в примере использована заливка \Tiles\wood08m.cpt).

5. Выберите инструмент Interactive Extrusion (Интерактивная экструзия), щелкните им на рамке и переместите точку схода экструзии в середину рамки. Установите глубину тела экструзии равной 10. Раскрыв вспомогательное диалоговое окно кнопкой Lighting (Освещение), установите два источника: один (с интенсивностью 100 %) в правом верхнем ближнем углу, а второй (с интенсивиостью 50 %) — в левом нижнем ближнем углу. Это позволит добиться желаемой теневой картины без построения дополнительных объектов. В завершение работы с рамкой задайте построение фаски с глубиной 2,5 мм.

6. Переходите к построению защитного стекла. Сперва постройте заготовку будущей линзы прозрачности — прямоугольник со светло-голубой заливкой и тонкой черной контурной линией. Его размеры должны быть несколько больше видимой в рамке части холста. Поместите заготовку линзы поверх рамки симметрично относительно ее центра. Затем выберите инструмент Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) и перетащите его по прямой, начальная точка которой расположена выше и правее правого верхнего угла рамки, а конечная — совпадает с левым нижним углом рамки. Вынос начальной точки заливки за пределы изображения приведет к тому, что изображение в правом верхнем углу не пропадет полностью, а лишь слегка затуманится, имитируя блик на стекле.

7. Для имитации второго слабого блика в левом нижнем углу создайте на оси управляющей схемы прозрачности еще две управляющие точки, задав для нижней заливку 50 %, а для верхней - 100 % черного цвета. Для этого перетащите на ось управляющей схемы прозрачности соответствующие образцы с экранной палитры. Перетаскивая управляющие точки вдоль оси, добейтесь желаемого эффекта имитации бликов.

Итак, портрет заключен в рамку и положен под стекло. Любителям доводить все до полного совершенства можно посоветовать изобразить на стекле пару-тройку едва заметных царапин или точечных дефектов — пузырьков. Попробуйте также изменить тип градиентной заливки или ее направление.

 



Фигурная обрезка

В CorelDRAW фигурной обрезкой называется прием, в ходе выполнения которого объект или совокупность объектов рисунка помещаются внутрь контура другого объекта, а выступающие за этот контур части объектов скрываются. Объекты, помещаемые в другой объект, принято называть содержимым фигурной обрезки, а объект, задающий границу обрезки, - контейнером фигурной обрезки.

Содержимое контейнера фигурной обрезки может представлять собой совокупность любых собственных и/или импортированных объектов CorelDRAW. В качестве контейнера могут выступать любые несоставные объекты CorelDRAW и их группы.

Примечание

Как ни странно, контейнер фигурной обрезки может быть даже незамкнутым. Правда, в этом случае его содержимое не отображается на экране до тех пор, пока контур объекта не будет замкнут.

Если для объекта, который преобразуется в контейнер фигурной обрезки, задана заливка, то после размещения содержимого заливка контейнера будет видна только в тех местах, где она не перекрывается содержимым.

Внимание

При использовании в качестве контейнера фигурной обрезки группы объектов в каждый из объектов, составляющих эту группу, помещается собственная копия содержимого. Это может привести к чрезмерной сложности рисунка, особенно если в состав содержимого входят импортированные точечные изображения. Чем сложнее рисунок, тем дольше время ожидания при выполнении операций с ним и тем вероятнее возникновение осложнений при выводе на печать.

На рис. 15.4 представлен пример фигурной обрезки, в котором в качестве контейнера выступает текстовая надпись, а в качестве содержимого — рисунок.

Рис. 15.4. Рисунок помещен в контейнер фигурной обрезки — блок фигурного текста

В результате операции фигурной обрезки создается составной объект класса «фигурная обрезка». Управляющим в таком составном объекте является объект — контейнер. Однако содержимое контейнера фигурной обрезки нельзя в полной мере назвать подчиненными объектами. Дело в том, что эти объекты при желании можно перемещать внутри контейнера и при необходимости даже редактировать.

Контейнер фигурной обрезки можно, в свою очередь, поместить в другой контейнер фигурной обрезки. Допускается до пяти уровней подобного вложения.

 



Построение фигурной обрезки

Чтобы поместить объект или совокупность объектов в контейнер фигурной обрезки, следует выполнить описанную ниже процедуру.

1. Выделите инструментом Pick (Выбор) все объекты, подлежащие помещению в контейнер.

2. Перетащите выделенные объекты, нажав правую кнопку мыши, на любую точку объекта, который будет играть роль контейнера фигурной обрезки (при этом форма указателя мыши изменится и станет похожей на оптический прицел).

3. В контекстном меню, которое появится после отпускания правой кнопки мыши, выберите команду PowerClip Inside (Поместить в контейнер).

Примечание

Того же эффекта можно добиться с помощью команды Effects > PowerClip > Place Inside Container (Эффекты > Фигурная обрезка > Поместить в контейнер). После выбора команды на экране появится горизонтальная стрелка, которой следует щелкнуть на объекте, предназначенном играть роль контейнера. В него будут заключены все выделенные перед выбором команды объекты.

По умолчанию при заключении объектов в контейнер фигурной обрезки они размещаются внутри него таким образом, чтобы центр охватывающей их рамки выделения совместился с центром рамки выделения объекта-контейнера. Если этот режим не подходит (как бывает в подавляющем большинстве случаев), следует выполнить процедуру настройки, приведенную ниже.

1. Выберите команду Tools > Options (Сервис > Дополнительно).

2. В иерархическом списке, расположенном в левой части раскрывшегося диалогового окна, выберите вариант Workspace > Edit (Рабочее пространство > Правка).

3. Сбросьте флажок Auto-center New PowerClip Contents (Автоматически центрировать содержимое фигурной обрезки).

После отмены автоматического центрирования содержимого в контейнере взаимное расположение контейнера и объектов, составляющих содержимое, следует задавать до помещения объектов в контейнер и пользоваться для выполнения этой процедуры командами меню, поскольку перетаскивание выделенных объектов правой кнопкой мыши будет нарушать взаимное расположение объектов и контейнера.

Примечание

При отмене автоматического центрирования после помещения в контейнер на экране будет отображаться только часть содержимого, располагавшаяся до помещения в контейнер в пределах его границы.

На рис. 15.5 представлены результаты помещения объектов в контейнер командами меню при включенном и внключенном режиме автоматического центрирования содержимого.

Рис. 15.5. В верхнем ряду — исходное положение объектов, в нижнем— результаты построения фигурной обрезки (слева— при включенном режиме автоматического центрирования содержимого)

 



Редактирование и извлечение содержимого контейнера фигурной обрезки

Если применение фигурной обрезки к какому-то объекту оказалось не совсем удачным, может потребоваться  корректировка положения содержимого (при включенном режиме автоцентрования это случается сплошь и рядом). В таком случае можно отредактировать фигурную обрезку.

Чтобы перейти к редактирование, выделите контейнер фигурной обрезки и выберите команду Effects > PowerCliD > Edit Contents (Эффекты > Фигурная обрезка > Изменить содержимое). Содеркимое контейнера появится на экране целиком, а граница контейнера будет изображаться в виде цветной линии. Теперь содержимое контейнера можно редактирвать всеми доступными приемами CorelDRAW (в большинстве случаев оказыюется достаточно размещения и выравнивания). По окончании редактирования шберите команду Effects > PowerClip > Finish Editing This Level (Эффекты > Фигурна! обрезка > Завершить редактирование уровня). Содержимое со всеми внесенным! изменениями будет вновь помещено в контейнер. Чтобы извлечь содержимое фиурной обрезки из контейнера, выберите команду Effects > PowerClip > Extract Conteits (Эффекты > Фигурная обрезка > Извлечь содержимое), и содержимое отде;ится от объекта-контейнера фигурной обрезки.

Примечание

В процессе излечения содержимого составной объект класса «фигурная обрезка» разрушается.

 



Применение фигурной обрезки

Описанные выше приемы фигурой обрезки используются в практической работе настолько часто, что перечислись все случаи, в которых они обеспечивают наиболее эффективный путь к достикению желаемого эффекта, очень сложно. Ограничимся лишь несколькими примерами.

Наиболее очевидный и прямолинейный способ применения фигурной обрезки — отсечение частей рисунка, выходящих за намеченную границу. Делать это приходится гораздо чаще, чем можно было бы предположить (вспомните, например, как сложно было построить контуры «впритирку» к краю листа при построении пейзажа в уроке 6), поэтому рекомендуется начинать построение любого рисунка с прямоугольника, обозначающего границы будущей работы. Достаточно часто приходится маскировать часть ранее созданного изображения при использовании его в новой работе. В качестве примера такого приема на рис. 15.6 представлена карикатура.

Рис. 15.6. Применение фигурной обрезки для маскирования части клипарта

В рассматриваемом случае (рис. 15.6, а) работа требует совмещения двух изображений. Они необходимым образом располагаются относительно друг друга, а затем строится вспомогательный объект — будущий контейнер (рис. 15.16, б). Второй клипарт заключается в контейнер, приемами редактирования узлов подбираются расположение узлов и форма сегментов контейнера, обеспечивающие наиболее естественное изображение, а затем отменяется контурная линия (рис. 15.16, в). Преимущество такого приема перед «распиливанием» карандаша на части операцией Trim (Исключение) состоит в возможности корректировки линий, по которым обрезается клипарт. Кроме того, автоматически обеспечивается соосность двух частей карандаша.

Очень удобен контейнер фигурной обрезки и в том случае, когда из импортированного точечного изображения (например, отсканированной фотографин) требуется выделить лишь некоторую часть. Пример такой ситуации представлен на рис. 15.7.

После импортирования точечного изображения поверх него инструментом Bezier (Кривая Безье) строится объект, замкнутый контур которого ограничивает нужную часть изображения (рис. 15.7, а). Для наглядности контуру назначена толстая белая контурная линия. В случае необходимости форма контура уточняется приемами редактирования узлов. Затем импортированное точечное изображение помещается в контейнер, роль которого играет только что построенный объект

(рис. 15.7, б). В этом примере контейнер фигурной обрезки был продублирован и развернут на 180°. В процессе стыковки двух половин изображения на игральной карте (рис. 15.7, в) конфигурация границы одного из контейнеров менялась инструментом Shape (Форма) для достижения желаемой формы линии сопряжения.

Рис. 15.7. Выделение части точечного изображения и настройка линии стыковки точечных изображений с помощью контейнеров фигурной обрезки

Пользуясь этим приемом, можно также разбить любое векторное или точечное изображение на произвольные части, чтобы впоследствии красиво «разбросать» их по плоскости рисунка, как обрывки фотографии или части модной головоломки — паззла.

Примечание

К сожалению, край обрезки точечного изображения при использовании этого приема всегда получается резким, плавного слияния вырезанного фрагмента с фоном добиться не удается.

В следующем примере контейнеры фигурной обрезки использовались для двух различных целей (рис. 15.8).

Рис. 15.8. Применение фигурной обрезки для переплетения колец и обрезки «кольчужного полотна» по контурам букв

В уроке 6 мы рассматривали прием имитации переплетения объектов, которая достигалась при помощи операции Trim (Исключение). Кольчужное полотно, показанное на рисунке через увеличивающую линзу, построено копированием раппорта, составленного из четвертинок колец. В этом случае четверть кольца нельзя было выделить операцией исключения (это привело бы к появлению обводки в нежелательных местах), поэтому четверть кольца была выделена путем создания контейнера фигурной обрезки.

Примечание

Сразу же после построения контейнера фигурной обрезки с четвертью кольца он был выделен и экспортирован в векторный формат программы Adobe Illustrator (.ai). Полученный файл был импортирован в рисунок. Этот прием позволил разрушить контейнер фигурной обрезки — вместо него на чертеже появился объект, ранее скрытые части которого были реально отсечены. Без этого при дальнейшем построении полотна в рисунке появились бы сотни контейнеров фигурной обрезки, что значительно замедлило бы работу с изображением.

В последнем примере фигурная обрезка используется для имитации зеркальной поверхности металла. Зеркальную поверхность изобразить непросто, поскольку у нее нет собственного цвета, и для того, чтобы у зрителя возникла желаемая иллюзия, художнику приходится изображать не только зеркало, но и то, что в нем отражается. На рис. 15.9 до зеркального блеска отполированы передние грани тел экструзии, построенных на базе букв надписи.

Рис. 15.9. Имитация зеркальной поверхности

В качестве отражающегося в зеркальных гранях изображения используется простейший пейзаж, построенный нами в уроке 6. Он помещается в контейнер, роль которого играет блок фигурного текста, а затем тот же текст используется в качестве управляющего объекта тела экструзии. Идея довольно проста, но этот прием может послужить хорошей основой для построения, например, оригинального фирменного логотипа.

Перед тем как закончить знакомство с приемами фигурной обрезки, попробуйте самостоятельно выполнить представленные в последнем разделе примеры (хотя бы некоторые).

 



Что нового мы узнали

В этом уроке мы рассмотрели следующие понятия:

прозрачность;

маска прозрачности и типы ее заливки;

управляющая схема градиентной прозрачности;

режим работы с копией или «замораживание» линзы прозрачности;

фигурная обрезка;

содержимое и контейнер фигурной обрезки;

уровни вложения контейнеров фигурной обрезки;

автоматическое центрирование содержимого в контейнере фигурной обрезки.

Мы овладели следующими основными приемами:

построение линз прозрачности всех типов;

«замораживание» линзы прозрачности;

построение фигурных обрезок с помощью меню и мыши;

настройка фигурной обрезки;

извлечение содержимого контейнера фигурной обрезки;

«замораживание» фигурной обрезки путем экспортирования контейнера с последующим импортированием.

 

Для любителей подробностей

Желающим более подробно ознакомиться с концепциями и приемами работы, которым посвящен этот урок, можно порекомендовать разделы документации и официального руководства по CorelDRAW 11, в которых описываются:

настройка управляющей схемы градиентной прозрачности;

виды операций прозрачности;

приведение изображения в линзе прозрачности к плашечным цветам;

создание фигурных обрезок с помощью диспетчера объектов.