Для автоматической векторизации в комплект поставки CorelDRAW 11 включается отдельная утилита CorelTRACE 11. Эта программа позволяет по исходным изображениям в формате точечной графики автоматически строить векторные изображения в формате СМХ, который в семействе графических программ фирмы Corel используется для обмена графической информацией. Для перехода к автоматической векторизации импортированного точечного изображения следует выделить его инструментом Pick (Выбор) и выбрать команду Bitmaps > Trace Bitmap (Точечные изображения > Трассировать точечное изображение). К сожалению, объем этой книги не позволяет подробно остановиться на приемах работы с программой CorelTRACE 11. Отметим только, что наиболее часто употребляются два режима ее работы: трассировка по контурам и трассировка по осевой линии. На рис. 17.6 представлены исходное точечное изображение и результаты его векторизации программой CorelTRACE 11 в этих двух режимах.
Рис. 17.6. Точечное монохромное изображение (а) и результаты его автоматической векторизации по контурам (б) и по осевой линии (в)
На рисунке к изображениям добавлены увеличивающие линзы с точками обзора, наведенными на один и тот же сучок изображенного дерева. В линзе, наведенной на точечное изображение, четко виден эффект искажения растрирования, возникающий при сильном увеличении — становятся заметными отдельные пикселы.
При векторизации по контурам векторизованное изображение составляется из объектов областей с примерно одинаковой окраской — этот цвет становится заливкой объекта. При векторизации штриховых изображений (как на рис. 17.6) этот метод дает неплохие результаты, однако если в исходном точечном изображении присутствует штриховка обширных областей рисунка (что бывает очень часто), число построенных в процессе векторизации объектов становится огромным и сильно замедляет дальнейшую работу с ним. При векторизации цветных изображений, напечатанных плашечными цветами, этот метод дает хорошие результаты, но он совершенно непригоден для векторизации отсканированных фотографий — даже при небольшом размере точечного изображения количество построенных контуров может превышать десятки тысяч.
Импортирование заранее подготовленных точечных изображений выполняется с помощью команды File > Import (Файл > Импортирование) и элементов управления диалогового окна, которое раскрывается после выбора этой команды (рис. 17.1).
Работа с элементами управления этого диалогового окна практически не отличается от работы с элементами диалогового окна Open (Открыть). Если требуется не встроить, а связать точечное изображение (см. выше), устанавливают флажок Link bitmap externally (Внешнее связывание точечного изображения).
Сканирование изображения в CorelDRAW выполняется с помощью команды File > Acquire Image (Файл > Получить изображение). После выбора этой команды управление процессом сканирования (установка разрешения, выбор модели цвета, определение границ сканируемого изображения) выполняется в диалоговом окне TWAIN драйвера сканера, установленного в системе при подключении этого устройства.
Рис. 17.1. Диалоговое окно Import
Процедура преобразования выделенных векторных объектов в точечное изображение описана ниже (см. раздел «Преобразование точечных изображений в векторные объекты»).
В меню Effects (Эффекты) имеется два подменю, команды которых относятся к настройкам и преобразованиям цвета импортированных точечных изображений. Эти подменю представлены на рис. 17.2.
Настройка цветов точечных изображений позволяет корректировать их цветовую гамму, не обращаясь для этого к специальным программам для работы с точечной графикой. Тем не менее эти операции относятся к арсеналу именно таких программ, поэтому здесь придется ограничиться самыми краткими характеристиками наиболее употребительных инструментов (полные описания следует искать в руководствах пользователя по программам Corel PhotoPaint и CorelDRAW).
Contrast Enhancement (Контрастное выравнивание). Применение этого эффекта позволяет повысить общую контрастность точечного изображения.
Local Equalization (Локальное выравнивание). Применение этого эффекта позволяет повысить контрастность изображения вблизи кромок как в тенях, так и в светлых областях точечного изображения.
Рис. 17.2. Команды настройки цвета импортированных точечных изображений
Sample/Target Balance (Балансировка по образцам). В этом варианте коррекции имеется возможность задать для теней, промежуточных и светлых областей образцы цвета, выбранные непосредственно из точечного изображения. После определения образцов все пикселы, например, красною цвета из затененной области примут значения цветовых характеристик выбранного для этой области красного образца.
Tone Curve (Коррекция тона по градационной кривой). Этот вариант цветовой коррекции позволяет с большой точностью управлять цветовыми характеристиками отдельных пикселов. На точечном изображении выделяется участок, в котором следует изменить характеристики, а в окрестности этого участка цветокоррекция выполняется в соответствии с заданной графиком зависимостью.
Brightness/Contrast/Intensity (Яркость/Контрастность/Интенсивность). Отдельными ползунками регулируются значения соответствующих характеристик для всех областей точечного изображения.
Color Balance (Цветовой баланс). Цветовая коррекция выполняется путем изменения соотношений между основными (RGB) и дополнительными (CMY) цветами. Например, можно уменьшить в изображении долю красного цвета с соответствующим пропорциональным увеличением в нем доли голубого. Каждой паре «основной цвет — дополнительный цвет» соответствует отдельный ползунок.
Точечные изображения вставляются в рисунки CorelDRAW одним из трех способов: импортированием ранее созданного точечного изображения, сканированием изображения и преобразованием в точечное изображение выделенных векторных объектов.
В традиционной терминологии дизайнеров под термином «коллаж» понимается работа, скомпонованная из готовых фрагментов. В практике работы с CorelDRAW значение этого термина несколько сузилось — в рамках этой книги под коллажем понимается композиция, включающая в себя векторные объекты и один или несколько фрагментов отсканированных фотографий. Работы, скомпонованные исключительно из точечных изображений, удобнее и целесообразнее выполнять с помощью программ точечной графики (например, Corel PhotoPaint). Технология выполнения коллажа в CorelDRAW не слишком сложна, и все необходимые для этого приемы нам уже известны. Поэтому сразу рассмотрим два примера выполнения простейших композиций, относящихся к двум основным типам коллажей: на основе фотографии с включением векторных фрагментов и на основе векторной композиции с включением фрагментов фотографии (или иного точечного изображения).
На рис. 17.9 на фотографию девочки у фонтана требуется добавить изображение кота. Коллаж выполняется в следующей последовательности.
1. Фотография импортируется из файла точечной графики или сканируется средствами CorelDRAW.
2. При необходимости выполняется коррекция цвета и устранение погрешностей изображения с помощью эффектов CorelDRAW (например, если фотография старая, может потребоваться удаление пыли и царапин). Возможно также применение линз CorelDRAW (например, для локального увеличения яркости изображения).
3. Поверх точечного изображения размещаются векторные объекты, участвующие в коллаже. При этом желательно, чтобы они каким-то образом объединялись с фрагментами базовой фотографии.
Рис. 17.9. Коллаж с построением векторного изображения поверх импортированного точечного
Примечание
в данном примере объединяющим элементом служит отбрасываемая тень. Тень кота построена инструментом Interactive Drop Shadow (Интерактивная тень) по группе составляющих его векторных объектов. Чтобы выровнять цветовой тон и интенсивность теней, поверх уже имеющейся на фотографии слабой тени девочки была тем же приемом построена дополнительная тень. В качестве ее управляющего объекта использовался вспомогательный контур с заливкой, построенный по абрису девочки. После построения падающей тени и настройки ее плотности и цвета она была отделена от управляющего объекта командой Break Apart (Разъединить), а вспомогательный контур удален.
Если преобразование векторного изображения в точечное — вполне рутинная операция, то обратное преобразование выполнить обычно значительно труднее, и это всегда кропотливый, но вместе с тем требующий творческого подхода процесс. Тем не менее техникой векторизации (так называется построение векторного изображения по точечному) не так уж трудно овладеть и отказываться от этого — значит искусственно ограничивать свои возможности.
Чаще всего необходимость в векторизации возникает по одной из следующих причин:
включение в композицию имеющегося точечного изображения недопустимо по художественным соображениям;
имеющееся точечное изображение необходимо значительно увеличивать или уменьшать, а возникающие при этом искажения растрирования недопустимы;
художнику представляется более удобным прорабатывать эскиз работы с помощью традиционных инструментов графика — на бумаге.
CorelDRAW позволяет выполнять эту операцию двумя способами: автоматически и вручную.
Примечание
Существовавший в предыдущих версиях режим полуавтоматической векторизации импортированного точечного изображения с помощью специального режима инструмента Freehand (Произвольная кривая) в CorelDRAW 11 не включен, вероятно, в силу его низкой эффективности.
В некоторых случаях желаемый графический эффект гораздо удобнее создавать, взяв в качестве исходного материала не векторное, а точечное изображение. Например, эффект воздушной перспективы (снижение четкости контуров объектов по мере их удаления от зрителя) часто строится следующим образом: сцена разбивается на несколько планов (в простейшем случае — передний, промежуточный и дальний), объекты группируются по планам, затем промежуточный и дальний планы преобразуются в точечные изображения (промежуточный — с прозрачным фоном), и к полученным точечным изображениям применяется фильтр размывания, причем дальний план размывается сильнее. На рис. 17.4 представлены два изображения — верхнее из них является исходным, полностью векторным (составленным из элементов библиотеки клипарта).
Рис. 17.4. Построение эффекта воздушной перспективы путем размывания точечных изображений
На нижнем изображении сельскохозяйственные постройки на заднем плане и автомобиль на среднем преобразованы в два точечных цветных изображения. Дальний
план размыт по Гауссу с управляющим значением, равным трем пикселам, средний план обработан сглаживающим фильтром с управляющим значением 75 %. В результате на рисунке появился ранее невидимый объект — горячий воздух прерии, который, поднимаясь кверху, делает размытыми контуры удаленных предметов. Процедура преобразования векторного изображения в точечное или изменения разрешения ранее созданного точечного изображения называется растрированием. Чтобы преобразовать выделенные векторные объекты CorelDRAW в точечное изображение, воспользуйтесь командой Bitmaps > Convert to Bitmap (Точечные изображения > Преобразовать в точечное изображение). Управляющие параметры преобразования задаются с помощью диалогового окна, представленного на рис. 17.5.
Рис. 17.5. Элементы управления преобразованием векторного изображения в точен ное в диалоговом окне Convert to Bitmap
Раскрывающийся список Color (Цвет) позволяет выбрать цветовую модель (или, как принято говорить в отношении точечных изображений, глубину цвета).
Операции с точечными изображениями в CorelDRAW
Импортирование точечных изображений
Настройка цвета
Точечные эффекты
Преобразование векторных объектов в точечное изображение
Преобразование точечных изображений в векторные объекты
Автоматическая векторизация
Векторизация вручную
Основные приемы коллажа
Начиная с самых ранних версий, пакет CorelDRAW представлял собой, в первую очередь, набор средств для работы с векторной графикой. Однако уже к концу 80-х годов стало ясно, что чрезмерная специализация - далеко не идеальный путь развития для любого программного продукта. Появились первые интегрированные системы, включавшие в себя функциональность ранее разнородных программных продуктов. Сегодня многофункциональность - практически обязательное требование для любого коммерческого программного продукта, разработчики которого претендуют на некоторую универсальность своего детища.
Эта тенденция роста многофункциональности в полной мере проявилась и в эволюции CorelDRAW. В последних версиях очень большая доля нововведений относится не к технологии обработки векторных объектов - колоссальное развитие получили средства работы с текстами и точечными изображениями. Это обусловлено тем, что пакет CorelDRAW из инструмента компьютерного художника превратился в полнофункциональную редакционно-издательскую программу, ориентированную на подготовку насыщенных графикой документов. В результате разработчикам пришлось уделить больше внимания объектам, на первый взгляд «непрофильным» для векторной графики. Так, механизмы импортирования текстов и точечных изображений развились в развитые подсистемы, чрезвычайно обогатившие арсенал приемов работы с документами CorelDRAW.
Примечание
Следует отметить, что рост многофункциональности отдельных программных продуктов фирмы Corel шел параллельно с эволюцией специализированных программных продуктов. В частности, ею разработаны продукты для профессиональной подготовки публикаций с большими объемами текста, для профессиональной работы с точечными изображениями и для трехмерного моделирования.
В модели объектов CorelDRAW точечные изображения (bitmap) выделены в особый класс. Различают монохромные и цветные точечные изображения. Кроме того, в зависимости от того, какая модель цвета используется, цветные точечные изображения разделяют на подклассы, наиболее распространенными из которых являются RGB и CMYK (см. урок 6, все сказанное там о моделях цвета применительно к цветным заливкам в полной мере относится и к точечным изображениям).
Примечание
Полный перечень подклассов точечных изображений по модели цвета (глубине цвета) включает в себя следующие альтернативы: штриховое изображение (Black and White. 1 бит на пиксел), монохромное полутоновое изображение (Grayscale. 8 бит на пиксел), дуплекс (Duotone, 8 бит на пиксел), палетизированное изображение (Paletted. 8 бит на пиксел), RGB (24 бита на пиксел). Lab Color (24 бита на пиксел) и CMYK (32 бита на пиксел).
Основными атрибутами точечного изображения как объекта CorelDRAW являются модель цвета, разрешение, габаритные размеры и угол поворота. У штрихового точечного изображения (черно-белого) цвет пикселов переднего рлана считается цветом обводки, а цвет пикселов фона — цветом заливки. Это позволяет, например, маскировать фон штрихового изображения простой отменой заливки и перекрашивать его назначением цвета обводки. К сожалению, с цветными точечными изображениями этот фокус не проходит, и фон приходится маскировать более трудоемкими способами (см. ниже).
По умолчанию импортируемое точечное изображение встраивается в документ CorelDRAW. Это означает, что в состав файла, соответствующего документу, включается полная копия изображения. С одной стороны, это существенно увеличивает размер файла (что плохо), с другой — дает возможность модифицировать точечное изображение средствами CorelDRAW, например, применяя к нему точечные эффекты (см. ниже).
При импортировании изображения можно задать режим его связывания. В этом случае в состав файла CorelDRAW включается только небольших размеров копия точечного изображения с пониженным разрешением, с которой и выполняются все действия. Исходное точечное изображение подключается только в процессе вывода на печать. Этот способ импортирования» сокращает размер файла, но к связанным изображениям нельзя применять точечные эффекты.
Кроме возможности выполнять цветовую коррекцию CorelDRAW предоставляет в распоряжение пользователя огромное количество стандартных методов модификации точечного изображения — эффектов, а также методов, реализуемых с помощью специальных подключаемых модулей CorelDRAW — фильтров. Сколько-нибудь подробное рассмотрение даже основных эффектов и фильтров потребовало бы написания еще одной книги, по объему не меньше этой. Поэтому придется ограничиться только примером преобразования монохромного изображения с помощью трех различных эффектов и краткой характеристикой групп эффектов.
На рис. 17.3 представлено исходное монохромное изображение, полученное в результате сканирования книжной иллюстрации, и три варианта его модификации с помощью стандартных точечных эффектов CorelDRAW.
Рис. 17.3. Точечное изображение (а) и его модификации, построенные при помощи точечных эффектов: б) Find Edges, в) Watercolor. г) Swirl
В меню Bitmaps (Точечные изображения) имеется девять команд, каждая из которых соответствует отдельной категории точечных эффектов, и команда Plug-Ins (Подключаемые модули). Выбор того или иного эффекта для применения к выделенному точечному изображению выполняется с помощью подменю, соответствующих названиям категорий эффектов.
3D Effects (Трехмерные эффекты). Эффекты этой категории искажают плоское точечное изображение таким образом, что оно начинает казаться трехмерным. Наиболее часто в этой категории используются эффекты Emboss (Рельеф), преобразующий изображение в совокупность выступов или углублений при боковом освещении, и Page Curl (Отогнутый уголок), имитирующий загиб угла листа бумаги с точечным изображением.
Art Strokes (Художественные мазки). В эту категорию сведены эффекты, имитирующие традиционные художественные приемы рисования — от рисунка итальянским карандашом или углем до акварели и пуантилизма.
Blur (Размывание). Название этой категории говорит само за себя. Путем размывания смягчают резкость точечных изображений, имитируют тени, туман, движение. Наиболее часто используемые эффекты — Gaussian Blur (Размывание по Гауссу) и Motion Blur (Движение).
Попробуйте на практике проверить предложенную процедуру. На рис. 17.7 показаны этапы построения изображения града, сыплющегося из тучи. Выполните упражнение самостоятельно, ориентируясь на последовательность действий, приведенную выше. Чтобы градины выглядели естественно, подберите для них подходящую радиальную градиентную заливку в бело-голубых тонах.
Рис. 17.7. Этапы построения изображения, состоящего из множества нерегулярно размещенных мелких объектов неправильной формы
При всей своей простоте техника коллажа требует определенного навыка. Попробуйте свои силы в ней. В качестве исходного материала возьмите любую фотографию с двумя-тремя фигурами и замените одно из лиц любым из векторных портретов, которые можно во множестве обнаружить в папке \clipart\portraits\ библиотеки клипарта. В качестве второго опыта возьмите векторный пейзаж, с которым мы работали в уроке 6, и вставьте в него фотографию своей любимой собаки, машины или еще чего-нибудь. Не забудьте построить падающую тень. Если сканер недоступен (сочувствую...), воспользуйтесь в учебных целях фотографиями, входящими в комплект поставки CorelDRAW,
Большинство пользователей, накопивших большой опыт работы с CorelDRAW, сходятся во мнении, что наиболее оптимальным не только по качеству получаемого результата, но и по затратам времени оказывается метод векторизации вручную. Основное преимущество этого метода — активное использование интеллекта художника, который по мере работы не только решает, какие детали изображения важны, а какие — не очень, но и структурирует изображение, строя объекты так, чтобы с ними было удобнее работать. На рис. 17.8 представлены три последовательных этапа ручной векторизации отсканированного штрихового изображения бонсаи — карликового дерева.
Рис. 17.8. Этапы ручной векторизации штрихового изображения: а) сканированное точечное изображение: б) построенные поверх него инструментом Bezier объекты: в) окончательное изображение с заданными заливками и контурными линиями
На первом этапе точечное изображение масштабируется до размера, удобного для последующей работы. Если изображение монохромное, целесообразно на этом этапе изменить цвет его обводки, выделив импортированное изображение инструментом Pick (Выбор) и щелкнув правой кнопкой мыши на образце экранной палитры неяркого светлого цвета (на фоне такого изображения не будут зрительно теряться построенные векторные объекты). В заключение первого этапа рекомендуется воспользоваться командой Arrange > Lock Object (Монтаж > Заблокировать объект) во избежание случайного повреждения или смещения точечного объекта.
На втором этапе инструментом Bezier (Кривая Безье) поверх заблокированного точечного изображения строятся замкнутые кривые. Построение кривых выполняется приемами, описанными в уроке 3. Если после построения форма кривой недостаточно точно совпадает с линиями точечного изображения, можно воспользоваться приемами редактирования кривых из урока 5. В тех местах, где объекты перекрываются другими объектами, кривая может быть самой простой формы (это относится, например, к прячущимся в листве концам ветвей). В последнюю очередь строятся и группируются незамкнутые кривые (если, конечно, такие имеются на изображении). В изображении бонсаи это складки на стволе и голые ветки в верхней части деревца.