В CorelDRAW фигурной обрезкой называется прием, в ходе выполнения которого объект или совокупность объектов рисунка помещаются внутрь контура другого объекта, а выступающие за этот контур части объектов скрываются. Объекты, помещаемые в другой объект, принято называть содержимым фигурной обрезки, а объект, задающий границу обрезки, - контейнером фигурной обрезки.
Содержимое контейнера фигурной обрезки может представлять собой совокупность любых собственных и/или импортированных объектов CorelDRAW. В качестве контейнера могут выступать любые несоставные объекты CorelDRAW и их группы.
Примечание
Как ни странно, контейнер фигурной обрезки может быть даже незамкнутым. Правда, в этом случае его содержимое не отображается на экране до тех пор, пока контур объекта не будет замкнут.
Если для объекта, который преобразуется в контейнер фигурной обрезки, задана заливка, то после размещения содержимого заливка контейнера будет видна только в тех местах, где она не перекрывается содержимым.
Внимание
При использовании в качестве контейнера фигурной обрезки группы объектов в каждый из объектов, составляющих эту группу, помещается собственная копия содержимого. Это может привести к чрезмерной сложности рисунка, особенно если в состав содержимого входят импортированные точечные изображения. Чем сложнее рисунок, тем дольше время ожидания при выполнении операций с ним и тем вероятнее возникновение осложнений при выводе на печать.
На рис. 15.4 представлен пример фигурной обрезки, в котором в качестве контейнера выступает текстовая надпись, а в качестве содержимого — рисунок.
Рис. 15.4. Рисунок помещен в контейнер фигурной обрезки — блок фигурного текста
В результате операции фигурной обрезки создается составной объект класса «фигурная обрезка». Управляющим в таком составном объекте является объект — контейнер. Однако содержимое контейнера фигурной обрезки нельзя в полной мере назвать подчиненными объектами. Дело в том, что эти объекты при желании можно перемещать внутри контейнера и при необходимости даже редактировать.
Контейнер фигурной обрезки можно, в свою очередь, поместить в другой контейнер фигурной обрезки. Допускается до пяти уровней подобного вложения.
Кнопка инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) расположена на панели интерактивных инструментов (рис. 15.1, вверху слева).
Рис. 15.1. Инструмент Interactive Transparency, его указатель, управляющая схема прозрачности и внешний вид панели атрибутов
Работа этим инструментом не отличается от работы инструментом Interactive Fill (Интерактивная заливка). Элементы управляющей схемы прозрачности, появляющиеся при выборе градиентной заливки маски прозрачности — альтернатива Fountain (Градиентная) в списке выбора типа заливки, — выглядят в точности как элементы управляющей схемы градиентной заливки и выполняют те же функции (см. урок 6, раздел о градиентных заливках).
На панели атрибутов, представленной на рис. 15.1, отметим только элементы управления, специфичные для инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности).
Ползунок Transparency Midpoint (Прозрачность в точке). С помощью этого ползунка или связанного с ним поля можно менять градацию черного цвета в управляющей точке, выделенной на оси управляющей схемы градиентной прозрачности (управляющая точка выделяется щелчком мыши и на экране обводится рамкой). По умолчанию для белого квадрата, соответствующего начальной управляющей точке, ползунок выведен влево до упора (значение поля равно нулю), а для черного (конечная управляющая точка) ползунок выведен вправо до упора (значение поля равно 100).
В раскрывающемся списке Transparency Operation (Режим прозрачности) перечислены доступные режимы прозрачности. Каждая присутствующая в списке альтернатива отличается от других способом взаимодействия маски прозрачности с исходной заливкой объекта, преобразованного в линзу прозрачности. Некоторые из режимов позволяют добиться впечатляющих эффектов, но на практике в подавляющем большинстве случаев пользуются режимом Normal (Обычный). Логику режимов иллюстрирует табл. 15.1.
Таблица 15.1. Режимы наложения линзы прозрачности
Режим наложения |
Описание | ||
Normal |
Цвет линзы прозрачности накладывается поверх маскируемых объектов | ||
Add |
Интенсивности базовых компонентов цветовой модели для линзы прозрачности складываются с аналогичными показателями маскируемых объектов | ||
Subtract |
Интенсивности базовых компонентов цветовой модели для линзы прозрачности и маскируемых объектов складываются, затем из полученных величин вычитается 255 | ||
Difference |
Интенсивности базовых компонентов цветовой модели для линзы прозрачности вычитаются из значений аналогичных показателей маскируемых объектов, а затем результаты умножаются на 255. Если интенсивностЕ цветового компонента прозрачности равна 0, результат приравнивается к 255 | ||
Multiply |
Интенсивность цветового компонента маскируемого объекта умножается на интенсивность цветового компонента прозрачности, результат делится на 255. В итоге изображение затемняется (если прозрачность применяется к объектам с заливкой отличной от белого цвета). Применение прозрачности черного цвета в этом режиме к любому объекту дает черный цвет. Применение прозрачности белого цвета в этом режиме к любому объекту оставляет его цвет неизменным | ||
Divide |
Интенсивность цветового компонента маскируемого объекта делится на интенсивность цветового компонента прозрачности (или наоборот, в зависимости от того, которое из значений больше) | ||
If lighter |
Заменяет все пикселы маскируемых объектов, имеющих более темные цвета, чем соответствующие пикселы линзы прозрачности, на пикселы линзы. Преобразование не затрагивает пикселов маскируемых объектов, более светлых, чем соответствующие им пикселы линзы прозрачности | ||
If darker |
Заменяет все пикселы маскируемых объектов, имеющих более светлые цвета, чем соответствующие пикселы линзы прозрачности, на пикселы линзы. Преобразование не затрагивает пикселов маскируемых объектов, более темных, чем соответствующие им пикселы линзы прозрачности | ||
Texturize |
Преобразует цвет линзы прозрачности к соответствующей градации серого цвета, а затем умножает интенсивность серого на интенсивности цвета маскируемых объектов | ||
Hue |
В результирующем изображении используется цветовой тон линзы прозрачности, а значения цветовой насыщенности и яркости наследуются у замаскированного объекта. Не оказывает влияния на монохромные изображения в полутонах серого, поскольку в них цветовая насыщенность равна нулю | ||
Saturation |
Цветовой тон и яркость наследуются у замаскированного объекта, цветовая насыщенность — у линзы прозрачности | ||
Lightness |
Цветовая насыщенность и цветовой тон наследуются у замаскированного объекта, а яркость — у линзы прозрачности | ||
Invert |
В качестве базовых компонентов цвета линзы прозрач ности используются дополнительные к заданным. Если интенсивность компонента равна 127, видимые изменения изображения отсутствуют, поскольку цвет расположен в центре цветового круга | ||
Logical AND |
Интенсивности базовых цветовых компонентов прозрачности и объекта преобразуются в двоичные числа, над значениями которых поразрядно выполняется логическая операция И | ||
Logical OR |
Интенсивности базовых цветовых компонентов прозрачности и объекта преобразуются в двоичные числа, надзначениями которых поразрядно выполняется логическая операция ИЛИ | ||
Logical XOR |
Интенсивности базовых цветовых компонентов прозрачности и объекта преобразуются в двоичные числа, надзначениями которых поразрядно выполняется логическая операция исключающего ИЛИ | ||
Red |
Прозрачность применяется только к красному каналу объектов с заливкой по цветовой модели RGB | ||
Green |
Прозрачность применяется только к зеленому каналу объектов с заливкой по цветовой модели RGB | ||
Blue |
Прозрачность применяется только к синему каналу объектов с заливкой по цветовой модели RGB |
Чтобы поместить объект или совокупность объектов в контейнер фигурной обрезки, следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. Выделите инструментом Pick (Выбор) все объекты, подлежащие помещению в контейнер.
2. Перетащите выделенные объекты, нажав правую кнопку мыши, на любую точку объекта, который будет играть роль контейнера фигурной обрезки (при этом форма указателя мыши изменится и станет похожей на оптический прицел).
3. В контекстном меню, которое появится после отпускания правой кнопки мыши, выберите команду PowerClip Inside (Поместить в контейнер).
Примечание
Того же эффекта можно добиться с помощью команды Effects > PowerClip > Place Inside Container (Эффекты > Фигурная обрезка > Поместить в контейнер). После выбора команды на экране появится горизонтальная стрелка, которой следует щелкнуть на объекте, предназначенном играть роль контейнера. В него будут заключены все выделенные перед выбором команды объекты.
По умолчанию при заключении объектов в контейнер фигурной обрезки они размещаются внутри него таким образом, чтобы центр охватывающей их рамки выделения совместился с центром рамки выделения объекта-контейнера. Если этот режим не подходит (как бывает в подавляющем большинстве случаев), следует выполнить процедуру настройки, приведенную ниже.
1. Выберите команду Tools > Options (Сервис > Дополнительно).
2. В иерархическом списке, расположенном в левой части раскрывшегося диалогового окна, выберите вариант Workspace > Edit (Рабочее пространство > Правка).
3. Сбросьте флажок Auto-center New PowerClip Contents (Автоматически центрировать содержимое фигурной обрезки).
После отмены автоматического центрирования содержимого в контейнере взаимное расположение контейнера и объектов, составляющих содержимое, следует задавать до помещения объектов в контейнер и пользоваться для выполнения этой процедуры командами меню, поскольку перетаскивание выделенных объектов правой кнопкой мыши будет нарушать взаимное расположение объектов и контейнера.
Примечание
При отмене автоматического центрирования после помещения в контейнер на экране будет отображаться только часть содержимого, располагавшаяся до помещения в контейнер в пределах его границы.
На рис. 15.5 представлены результаты помещения объектов в контейнер командами меню при включенном и внключенном режиме автоматического центрирования содержимого.
Рис. 15.5. В верхнем ряду — исходное положение объектов, в нижнем— результаты построения фигурной обрезки (слева— при включенном режиме автоматического центрирования содержимого)
Описанные выше приемы фигурой обрезки используются в практической работе настолько часто, что перечислись все случаи, в которых они обеспечивают наиболее эффективный путь к достикению желаемого эффекта, очень сложно. Ограничимся лишь несколькими примерами.
Наиболее очевидный и прямолинейный способ применения фигурной обрезки — отсечение частей рисунка, выходящих за намеченную границу. Делать это приходится гораздо чаще, чем можно было бы предположить (вспомните, например, как сложно было построить контуры «впритирку» к краю листа при построении пейзажа в уроке 6), поэтому рекомендуется начинать построение любого рисунка с прямоугольника, обозначающего границы будущей работы. Достаточно часто приходится маскировать часть ранее созданного изображения при использовании его в новой работе. В качестве примера такого приема на рис. 15.6 представлена карикатура.
Рис. 15.6. Применение фигурной обрезки для маскирования части клипарта
В рассматриваемом случае (рис. 15.6, а) работа требует совмещения двух изображений. Они необходимым образом располагаются относительно друг друга, а затем строится вспомогательный объект — будущий контейнер (рис. 15.16, б). Второй клипарт заключается в контейнер, приемами редактирования узлов подбираются расположение узлов и форма сегментов контейнера, обеспечивающие наиболее естественное изображение, а затем отменяется контурная линия (рис. 15.16, в). Преимущество такого приема перед «распиливанием» карандаша на части операцией Trim (Исключение) состоит в возможности корректировки линий, по которым обрезается клипарт. Кроме того, автоматически обеспечивается соосность двух частей карандаша.
Очень удобен контейнер фигурной обрезки и в том случае, когда из импортированного точечного изображения (например, отсканированной фотографин) требуется выделить лишь некоторую часть. Пример такой ситуации представлен на рис. 15.7.
После импортирования точечного изображения поверх него инструментом Bezier (Кривая Безье) строится объект, замкнутый контур которого ограничивает нужную часть изображения (рис. 15.7, а). Для наглядности контуру назначена толстая белая контурная линия. В случае необходимости форма контура уточняется приемами редактирования узлов. Затем импортированное точечное изображение помещается в контейнер, роль которого играет только что построенный объект
Приемы работы с прозрачностью в CorelDRAW очень похожи на приемы задания и настройки заливки. Однако прозрачность — это не свойство объекта, а линза специального типа, что подтверждается сообщением в строке состояния.
Примечание
Эта линза по своей природе ближе всего к полупрозрачной линзе, но отличается от нее тем. что в полупрозрачной линзе степень прозрачности задается сразу для всей линзы, а в линзе, построенной инструментом Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности), эта степень может меняться в пределах линзы.
При применении эффекта прозрачности с помощью инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности) выделенный объект преобразуется в группу линзы прозрачности, в состав которой входит монохромное точечное изображение, совпадающее по форме с границей управляющего объекта. Это изображение играет роль маски прозрачности, и его заливка определяет степень прозрачности линзы. Любая точка маски прозрачности может быть залита любым оттенком цвета (как известно, в монохромной шкале тонов насчитывается 256 градаций, первая из которых соответствует отсутствию цвета, а последняя — его предельной интенсивности).
Области маски прозрачности с заливкой оттенком цвета в 100 % соответствуют прозрачным участкам линзы. Области маски прозрачности с отсутствием цвета соответствуют участкам полной непрозрачности. Промежуточные оттенки маски прозрачности придают перекрываемой части линзы прозрачность, степень которой зависит от градации оттенка маски. Чем градация оттенка маски ближе к 100 %, тем линза прозрачнее (и тем виднее сквозь нее расположенные ниже в стопке объекты). Чем градация оттенка маски ближе к 0 %, тем линза плотнее (и тем виднее исходная заливка объекта, преобразованного в линзу, а расположенные ниже объекты видны хуже).
Заливка точечной маски прозрачности задается с помощью инструмента Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности), но теми же приемами, что заливка любого другого объекта. Поэтому заливка маски прозрачности может быть однородной, градиентной, текстурной и даже узорной.
Построенные таким образом линзы можно впоследствии редактировать. Кроме редактирования формы и атрибутов управляющего объекта можно менять тип заливки маски прозрачности и оттенки ее заливки, изменяя степень и распределение прозрачности линзы.
Прозрачность
Инструмент Interactive Transparency
Фигурная обрезка
Построение фигурной обрезки
Редактирование и извлечение содержимого контейнера фигурной обрезки
Применение фигурной обрезки
В большинстве предшествующих уроков рассматривались приемы построения и модификации объектов, составляющих рисунок. В этом уроке обсуждаются средства, позволяющие частично или полностью скрывать фрагменты ранее построенных объектов — приемы настройки прозрачности и фигурной обрезки. Возможно, это покажется странным: зачем скрывать то, что только что построили? Не торопитесь с выводами. Во многих случаях то, чего нет на рисунке, важнее того, что на нем есть. На этой идее построено множество художественных приемов, заставляющих зрителя включать воображение и, следовательно, привлекающих его внимание к работе. Кроме того, всем известно, что вырезать части рисунков из журналов и наклеивать их на бумагу гораздо проще, чем рисовать изображение самостоятельно с чистого листа. Именно эти соображения обусловливают важность и полезность маскирующих инструментов.
В предыдущем уроке среди прочих линз была рассмотрена полупрозрачная линза, позволяющая создавать иллюзию, что рассматриваемый сквозь нее рисунок прикрыт полупрозрачным матовым или цветным стеклом. Поскольку на рисунках приходится довольно часто изображать полупрозрачные предметы, полезность этого инструмента несомненна, но, к сожалению, его функциональность явно недостаточна. Дело в том, что прозрачность крайне редко бывает равномерной — в большинстве практических ситуаций требуется изменение степени прозрачности в соответствии с тем или иным законом.
Поэтому в составе CorelDRAW имеется более совершенный инструмент для работы с прозрачностью — Interactive Transparency (Интерактивная настройка прозрачности). С помощью этого инструмента можно настраивать прозрачность, пользуясь такими же схемами, что и при создании градиентных заливок.
Иногда настройкой прозрачности пользуются для того, чтобы убрать с изображения те или иные фрагменты. Но для этой цели существует и специальный, более удобный во многих отношениях инструмент — фигурная обрезка. С ее помощью объект или совокупность объектов можно поместить внутрь другого объекта, и все фрагменты, выступающие за границу последнего, будут скрыты. То, что нежелательные фрагменты скрываются, а не удаляются, выгодно отличает метод фигурной обрезки от «замораживания» линзы (описанного в предыдущем уроке) — остается возможность впоследствии откорректировать как подвергнутые фигурной обрезке объекты, так и объект, задающий границу этой обрезки.
Если применение фигурной обрезки к какому-то объекту оказалось не совсем удачным, может потребоваться корректировка положения содержимого (при включенном режиме автоцентрования это случается сплошь и рядом). В таком случае можно отредактировать фигурную обрезку.
Чтобы перейти к редактирование, выделите контейнер фигурной обрезки и выберите команду Effects > PowerCliD > Edit Contents (Эффекты > Фигурная обрезка > Изменить содержимое). Содеркимое контейнера появится на экране целиком, а граница контейнера будет изображаться в виде цветной линии. Теперь содержимое контейнера можно редактирвать всеми доступными приемами CorelDRAW (в большинстве случаев оказыюется достаточно размещения и выравнивания). По окончании редактирования шберите команду Effects > PowerClip > Finish Editing This Level (Эффекты > Фигурна! обрезка > Завершить редактирование уровня). Содержимое со всеми внесенным! изменениями будет вновь помещено в контейнер. Чтобы извлечь содержимое фиурной обрезки из контейнера, выберите команду Effects > PowerClip > Extract Conteits (Эффекты > Фигурная обрезка > Извлечь содержимое), и содержимое отде;ится от объекта-контейнера фигурной обрезки.
Примечание
В процессе излечения содержимого составной объект класса «фигурная обрезка» разрушается.
Цель этого упражнения — освоить приемы работы с линзами прозрачности и повторить некоторые из ранее освоенных приемов. Художественная задача — построить изображение портрета в рамке из карельской березы с защитным стеклом. В результате выполнения упражнения должно получиться нечто похожее на рис. 15.3.
Рис. 15.3. Результат выполнения упражнения
1. Начнем с подготовки изображения, которое сыграет роль портрета. В качестве такого изображения можно воспользоваться собственным рисунком или отсканированной фотографией, но проще всего взять портрет из галереи портретов библиотеки клипарта (Clipart\Portrait\). В нашем примере был взят портрет Петра I (Clipart\Portrait\Historic\Peter_Gl.cdr). Импортируйте изображение и разместите его в середине страницы.
2. Обведите изображение прямоугольником, который будет обозначать края холста портрета. Дважды продублируйте прямоугольник нажатием клавиши + (плюс) на вспомогательной клавиатуре. Назначьте верхней из копий заливку белым и переместите прямоугольник с белой заливкой в низ стопки объектов.
3. С помощью инструмента Interactive Shadow (Интерактивная тень) постройте изображение тени, падающей от перемещенного в низ стопки объектов прямоугольника.
4. Выделив одну из оставшихся без заливки копий прямоугольника, перетащите внутрь инструментом Pick (Выбор) один из ее углов, удерживая нажатой клавишу Shift, чтобы немного уменьшить размеры прямоугольника. Затем выделите одновременно больший и меньший из прямоугольников без заливки (это удобнее делать в пристыковываемом окне диспетчера объектов), соедините их в один объект командой Combine (Соединить). Кнопкой панели инструмента Fill (Заливка) откройте диалоговое окно Pattern Fill (Заливка узором) и подберите подходящую заливку точечным узором, имитирующую дерево рамки (в примере использована заливка \Tiles\wood08m.cpt).
5. Выберите инструмент Interactive Extrusion (Интерактивная экструзия), щелкните им на рамке и переместите точку схода экструзии в середину рамки. Установите глубину тела экструзии равной 10. Раскрыв вспомогательное диалоговое окно кнопкой Lighting (Освещение), установите два источника: один (с интенсивностью 100 %) в правом верхнем ближнем углу, а второй (с интенсивиостью 50 %) — в левом нижнем ближнем углу. Это позволит добиться желаемой теневой картины без построения дополнительных объектов. В завершение работы с рамкой задайте построение фаски с глубиной 2,5 мм.