Клонированием эффекта называется специальный вариант копирования эффекта с ранее созданного составного объекта (тела экструзии, пошагового перехода, тени, ореола) на другой объект, который будет играть роль управляющего в новом составном объекте. В этом случае элементом клона становится не весь составной объект, а только управляющие параметры его подчиненных объектов.
Эффекты клонируются приблизительно так же, как копируются с ранее созданных составных объектов, только вместо команды Copy From (Копировать с) меню Effects (Эффекты) или соответствующей ей кнопки панели атрибутов используются команды подменю Clone (Клонировать) того же меню.
Чтобы выполнить клонирование эффекта на объект (в случае эффекта пошагового перехода — на пару объектов), выделите его (их), раскройте подменю Clone (Клонировать) меню Effects (Эффекты) и выберите одну из доступных команд клонирования эффектов. После этого указатель мыши изменит свой вид на толстую стрелку. Щелкните этой стрелкой на составном объекте пошагового перехода, экструзии, ореола или отбрасываемой тени, который требуется клонировать.
При клонировании эффектов следует иметь в виду следующие особенности.
Пошаговый переход клонируется командой Effects > Clone > Blend From (Эффекты > Клонировать > Пошаговый переход с). После клонирования все атрибуты управляющего составного объекта пошагового перехода будут применены к группе-элементу клона, за исключением атрибутов заливки. Если управляющий пошаговый переход состоит из двух управляющих эллипсов с красной и зеленой заливкой и двадцати промежуточных объектов, а выделены два квадрата синего и белого цвета, то после клонирования получится переход из 20 промежуточных объектов квадратной формы с переходом от синего цвета к белому. При изменении числа шагов перехода у управляющего объекта соответствующим образом изменится и количество промежуточных объектов элемента клона.
Тело экструзии клонируется командой Effects > Clone > Extrude From (Эффекты > Клонировать > Экструзия с). Предварительно выделяется отдельный объект. Если вместо объекта выделяется группа или несколько объектов, команда клонирования эффекта недоступна.
Ореол клонируется командой Effects > Clone > Contour From (Эффекты > Клонировать > Ореол с). Предварительно выделяется отдельный объект. Если вместо объекта выделяется группа или несколько объектов, команда клонирования эффекта недоступна. Новый элемент клона сохранит свои цвета заливки и обводки контура, но воспримет атрибуты контуров, составляющих управляющий ореол.
Тень. Для клонирования эффекта тени выделите объект или группу объектов и выберите команду Effects > Clone > Drop Shadow From (Эффекты > Клонировать > Тень с). Новый элемент клона приобретет такую же тень, как управляющий объект.
Клоном в CorelDRAW называется совокупность специальных копий объекта, сохраняющих связь со своим оригиналом. Кроме того, тем же термином называется и каждый из объектов, входящих в клон одного и того же оригинала (чтобы избежать путаницы, в дальнейшем для обозначения отдельных объектов, составляющих один клон, будем называть их элементами клона). Оригинал, по которому строится клон, принято называть управляющим объектом клона, или мастером.
Примечание
В строке состояния выделенный элемент клона обозначается своим типом с предшествующим словом «clone» (например. Clone Rectangle), а управляющий объект клона — типом с предшествующим словом «control» (Control Rectangle), так же как любой управляющий объект.
Основное отличие элемента клона состоит в том, что его нельзя редактировать. Элемент клона можно перемещать, поворачивать, зеркально отражать, но нельзя менять параметры его заливки, и контурных линий, масштабировать, редактировать узлы. Все эти запрещенные для элемента клона операции можно выполнять с управляющим объектом клона, причем все сделанные изменения автоматически распространяются на все элементы клона.
Точно так же элемент клона эффекта нельзя редактировать индивидуально, но он автоматически воспроизводит результат любой настройки эффекта для управляющего составного объекта клона эффекта.
Клонами очень удобно пользоваться в тех случаях, когда в проекте предусмотрено многократное повторение элемента, работа над которым еще не закончена (например, логотип фирмы, размещенный посередине и в четырех углах страницы web-узла). В этом случае можно работать только над формой и расцветкой управляющего объекта клона, а остальные экземпляры изображения (элементы клона) будут изменяться автоматически.
Элемент клона выделенного объекта создается при помощи команды Edit > Clone (Правка > Клонировать). По умолчанию он располагается с некоторым смещением по отношению к оригиналу.
Внимание
Если перед клонированием выделить несколько объектов, то результатом будут являться несколько клонов, то есть каждый из выделенных объектов становится управляющим объектом своего собственного клона. При клонировании группы объектов она становится управляющей группой клона, элементами которого становятся не объекты, а группы-клоны. Разгруппирование такого элемента клона дает не элементы клонов отдельных объектов (этих клонов просто не существует!), а самостоятельные объекты. Разгруппировать управляющую группу клона невозможно, пока существует хоть одна связанная с ней группа (элемент клона).
Клоны и клонирование эффектов
Особенности поведения клонов
Клонирование эффектов
Символы
Пошаговые переходы
Переходы вдоль заданной траектории
Составные и разделенные пошаговые переходы
Пошаговые переходы с незамкнутыми управляющими объектами
Отделение пошаговых переходов
Ореолы
В этом уроке мы продолжаем знакомиться с составными объектами CorelDRAW. Рассмотренные в предыдущем уроке тени и тела экструзии, будучи составными объектами, дополняют свой управляющий объект, добавляя ему новые компоненты (тень, боковые поверхности, фаску). Таким образом, их подчиненные объекты редко играют самостоятельную роль. Количество подчиненных объектов и их расположение строго определено характером управляющего объекта, и пользователь не может произвольно менять их.
В составных объектах, которым посвящен этот урок, количество (а в некоторых случаях и расположение) подчиненных объектов может регулироваться пользователем, причем каждый из этих объектов может играть самостоятельную роль. Их основное назначение — предоставить пользователю возможность быстро построить большое число одинаковых или закономерным образом меняющихся форм, а затем столь же быстро изменять их, не работая с каждой отдельно. Клоны представляют собой особый вариант копий объекта, которые, с одной стороны, могут размещаться индивидуально, а с другой стороны, одновременно меняют форму и атрибуты при редактировании всего лишь одного экземпляра из всех клонов — мастера. Кроме клонов объектов в CorelDRAW предусмотрены особые клоны эффектов — например, теней и тел экструзии.
Символы — новое понятие, появившееся только в CorelDRAW версии 11, несмотря на то что объектная ориентированность программы включает его вполне органично. В качестве символа может быть определен любой объект векторной графики, помещенный в библиотеку символов. После этого многократное использование этого объекта в изображении практически не увеличивает размеров графического файла, поскольку в файле описание символа хранится только в одном экземпляре.
Пошаговый переход позволяет быстро построить последовательность переходных форм между двумя управляющими объектами, разместить их вдоль заданной траектории, а затем менять внешний вид всех объектов одновременно, редактируя управляющие объекты перехода.
Ореолы, или контуры подобия, представляют собой вариант пошагового перехода с одним управляющим объектом. Семейство подчиненных объектов ореола строится как последовательность фигур, близких геометрически к управляющему объекту.
Изобразительные возможности клонов, пошаговых переходов и ореолов практически безграничны, и сообщество художников, работающих с CorelDRAW, постоянно изобретает новые способы их применения. С некоторыми из них мы познакомимся в упражнениях этого урока.
Ореол представляет собой совокупность замкнутых кривых, эквидистантных управляющему объекту (то есть отстоящих на одинаковое расстояние от него). Цвета заливки и обводки управляющего объекта плавно перетекают в цвета заливки и обводки, заданные для последнего из объектов ореола. Количество подчиненных объектов в ореоле указывается явно или определяется автоматически. Ореолы во многом аналогичны пошаговым переходам, но в ореоле второй управляющий объект (подобный первому) лишь подразумевается.
Внимание
В качестве управляющего объекта ореола могут выступать только отдельные объекты — как замкнутые, так и незамкнутые, — но не группы и не совокупности совместно выделенных объектов.
На рис. 3.22 представлены три примера ореолов, в которых в качестве управляющих объектов используются звезда, произвольная незамкнутая кривая и криволинейный объект (фигура женщины, взятая из библиотеки стандартных символов).
Примечание
В последнем примере для усиления выразительности изображения (визуального выделения фигуры в середине кокона ауры) поверх управляющего объекта ореола размещена его копия с более контрастной заливкой.
В CorelDRAW различают три типа ореолов, отличающихся друг от друга способом размещения подчиненных объектов по отношению к управляющему и методом определения количества этих объектов. На рис. 13.23 представлены примеры этих типов ореолов.
Рис. 13.22. Примеры ореолов
Рис. 13.23. Типы ореолов: а) наружный. 6) внутренний, в) центральный
Во всех трех случаях в качестве управляющего объекта использовался пятиугольник с темной заливкой. В наружном ореоле (рис. 13.23, а) габариты подчиненных объектов, геометрически эквидистантных управляющему, превышают габариты последнего и возрастают, следовательно, их контуры охватывают контур управляющего объекта снаружи. Управляющими параметрами наружного ореола являются количество подчиненных объектов и величина шага ореола (расстояние между абрисами смежных подчиненных объектов).
У внутреннего ореола (рис. 13.23, 5) габариты подчиненных объектов, геометрически эквидистантных управляющему, меньше габаритов последнего и убывают, следовательно, их контуры вложены в контур управляющего объекта. Номенклатура и смысл управляющих параметров внутреннего ореола такие же, как у наружного ореола.
При работе с элементами и управляющими объектами клонов следует иметь в виду некоторые особенности их поведения, не присущие обычным копиям.
При изменении какого-либо атрибута элемента клона связь этого элемента с управляющим объектом клона по данному атрибуту утрачивается. Предположим, что у нас имеется клон красного эллипса, включающий в себя три элемента, то есть еще три красных эллипса. Если изменить заливку одного из элементов клона на желтую, связь этого элемента с управляющим объектом клона по заливке будет разорвана (но сохранится по другим атрибутам). Если впоследствии управляющий эллипс будет масштабированием превращен в круг, а его заливка изменена с красной на синюю, то в клоне будет три круга: два синих и один желтый.
При изменении размера элемента клона он утрачивает всякую связь с управляющим объектом клона, превращаясь в индивидуальный объект.
При удалении управляющего объекта автоматически удаляются и все элементы его клона.
При применении к управляющему объекту преобразований перспективы, огибающей, линз (см. урок 14) и прозрачности (см. урок 15) их действие распространяется и на элементы клона. Остальные преобразования и эффекты действуют только на управляющий объект.
Зачастую построение и последующая настройка пошагового перехода не позволяют добиться желаемого результата. В этом случае можно воспользоваться пошаговым переходом как полуфабрикатом, разбив его для окончательной настройки на отдельные объекты.
После выделения пошагового перехода инструментом Pick (Выбор) сообщение в строке состояния говорит о том, что выделена группа пошагового перехода. Команда Arrange > Break Apart (Монтаж > Разъединить) разрушает группу пошагового перехода, и связь ее компонентов друг с другом утрачивается. После этого пошаговый переход превращается в совокупность двух отдельных объектов (ранее бывших управляющими) и группы промежуточных объектов. Группу промежуточных объектов можно разгруппировать, чтобы работать с каждым из них индивидуально. Пример ситуации, в которой трудно обойтись без отделения пошаговых переходов, рассматривается в следующем упражнении.
Переходы вдоль заданной траектории используют, чтобы разместить объекты пошагового перехода вдоль кривой, замкнутой или разомкнутой. При этом кривая включается в составной объект пошагового перехода на правах еще одного (третьего) управляющего объекта.
Построение пошагового перехода вдоль траектории выполняется следующим образом.
1. Постройте кривую, которая будет играть роль траектории.
2. Постройте базовый пошаговый переход.
3. Не снимая выделения с пошагового перехода, щелкните на кнопке Path (Направляющая) панели атрибутов и выберите в раскрывшемся меню команду New Path (Новая траектория).
4. Щелкните появившимся указателем в виде искривленной стрелки на ранее построенной траектории. Пошаговый переход оказывается привязанным к траектории, и центры его промежуточных объектов располагаются на ней.
Примечание
Вместо последних двух шагов можно перетащить построенный пошаговый переход на траекторию правой кнопкой мыши, а затем в раскрывшемся контекстном меню выбрать команду Fit Blend To Path (Разместить пошаговый переход на траектории).
Если траектория пошагового перехода рисуется «от руки», можно воспользоваться следующим приемом.
1. Выберите инструмент Interactive Blend (Интерактивный пошаговый переход).
2. Удерживая нажатой клавишу Alt, перетащите указатель инструмента от начального объекта перехода к конечному.
После привязки пошагового перехода к траектории в большинстве случаев приходится выполнять настройку положения управляющих и промежуточных объектов на ней. Обычно настраиваются положения управляющих объектов и два управляющих параметра: расстояние между промежуточными объектами и угол их дополнительного поворота.
Возможности перемещения мышью управляющих объектов привязанного к траектории пошагового перехода ограничены — перетаскивание объекта приводит только к перемещению центра управляющего объекта в пределах траектории. Если объекты пошагового перехода следует разместить вдоль всей длины траектории, сделайте следующее.
Пошаговым переходом в CorelDRAW называется составной объект, включающий в себя начальный управляющий объект, конечный управляющий объект и упорядоченную совокупность промежуточных объектов. Форма промежуточных объектов подбирается так, чтобы их последовательность имитировала плавное преобразование начального управляющего объекта в конечный. Атрибуты заливки и обводки контура промежуточных объектов тоже плавно меняются. На рис. 13.6 пошаговый переход наглядно иллюстрирует процесс превращения обезьяны в человека по Дарвину. Изображение обезьяны выступает в качестве начального управляющего объекта, изображение человека — в качестве конечного управляющего объекта, а роли рамапитека, неандертальца и прочих распределены между промежуточными объектами.
Рис. 13.6. Управляющие и промежуточные объекты пошагового перехода
У базового пошагового перехода промежуточные объекты равномерно распределяются вдоль прямой, соединяющей центры управляющих объектов. В ходе последующей настройки можно отказаться от равномерности распределения, задав то или иное значение ускорения. Ускорением называется замена коэффициента пропорциональности, который используется для вычисления значений управляющих параметров промежуточного объекта в зависимости от номера этого объекта. Чаще всего ускорением пользуются для изменения расположения или скорости изменения заливки промежуточных объектов пошагового перехода (рис. 13.7).
Рис. 13.7. Влияние ускорения на расположение и заливку промежуточных объектов пошагового перехода
Можно также отказаться от размещения промежуточных объектов вдоль прямой, указав для этого специальную траекторию (на роль которой обычно выбирается кривая). Впрочем, на рис. 13.8 для этой цели используется эллипс.
Рис. 13.8. Размещение промежуточных объектов пошагового перехода на эллиптической траектории (показана пунктиром)
Важным частным случаем пошаговых переходов является составной пошаговый переход. Составным пошаговым переходом называется составной объект, включающий в себя несколько пошаговых переходов, разделяющих одни и те же управляющие объекты. Например, на рис. 13.9 представлен простейший составной пошаговый переход, в котором объекты в виде буквы Т двух различных гарнитур выполняют роли конечных управляющих объектов, а объект в форме круга является начальным объектом, общим для обеих частей составного перехода.
В отдельных случаях целесообразно применить пошаговый переход, построенный на базе незамкнутых управляющих объектов. На рис. 13.20 представлен пошаговый переход, построенный на базе двух копий пятивитковой спирали.
Рис. 13.20. Пошаговый переходе незамкнутыми управляющими объектами
Верхняя спираль представляет собой смещенную вверх копию нижней. Для нижней задана обводка черной контурной линией толщиной 16 пунктов, для верхней — белой контурной линией толщиной 2 пункта. Кроме того, центр белой спирали дополнительно смещен вверх в режиме эластичного смещения (см. урок 5). Пошаговый переход построен с 40 промежуточными объектами, в результате получилось что-то среднее между часовой пружиной и горной дорогой.
Примечание
В принципе возможно построение пошаговых переходов, у которых один из управляющих объектов — замкнутый, а второй — разомкнутый. Но на практике такие случаи встречаются редко, поскольку трудно обеспечить плавность изменения формы промежуточных объектов из-за несоответствия количества и расположения узлов.
До появления в составе CorelDRAW версии 11 символов все вновь созданные объекты, включая копии ранее созданных, сохранялись в файле изображения. Для изображений, включающих в себя многочисленные копии объектов, это приводило к неоправданному раздуванию файлов. Отчасти проблему помогали решить клоны, однако в клоне все элементы должны быть одного размера, да вдобавок элементы неравноправны: удаление мастера клона приводит к «гибели» всех его элементов.
В CorelDRAW 11 в каждом файле изображения (CDR) может сохраняться собственная библиотека символов. Символы, сохраненные в библиотеке символов одного файла, можно перенести в библиотеку другого файла через системный буфер обмена.
Символом называется объект или группа объектов CorelDRAW, внесенная в библиотеку символов под определенным именем для последующего многократного использования в графическом документе.
Экземпляром символа называется копия внесенного в библиотеку символа, использованная при построении изображения. Экземпляр символа представляет собой не полноценный объект CorelDRAW, а ссылку на хранящиеся в библиотеке описание и совокупность управляющих параметров, определяющих преобразования, выполненные именно над этим экземпляром символа. Основным средством для работы с символами в CorelDRAW И является пристыковываемое окно Library (Библиотека). Это окно, открываемое командой Edit > Symbol > Library (Правка > Символ > Библиотека), представлено на рис. 13.4.
Рис. 13.4. Пристыковываемое окно библиотеки символов
В верхней части пристыковываемого окна Library (Библиотека) расположена область предварительного просмотра выделенного символа и некоторые сведения о его описании и использовании в изображении.
В нижней части окна расположен список символов, описания которых внесены в библиотеку.
Чтобы внести выделенный объект или группу объектов в библиотеку в качестве символа, достаточно перетащить мышью этот объект в область списка символов пристыковываемого окна. Для нового символа будет создана строка в списке символов. Остается только отредактировать имя символа, выполнив двойной щелчок мышью на поле строки, расположенном справа от значка нового символа, введя имя и нажав клавишу Enter. Выделенный в документе объект (группа объектов) образует первый экземпляр нового символа.
Освоив технику работы с базовыми пошаговыми переходами и с пошаговыми переходами, привязанными к траекториям, мы легко справимся и с самой сложной формой пошаговых переходов — составными и разделенными пошаговыми переходами. Определение составного пошагового перехода было дано выше, а разделенный пошаговый переход представляет собой частный случай составного. Составной пошаговый переход получается при построении нового пошагового перехода, одним из управляющих объектов которого является объект, выполняющий роль управляющего объекта уже существующего пошагового перехода. При разделении пошагового перехода один из промежуточных объектов становится конечным управляющим объектом для одного и начальным управляющим объектом для второго пошагового перехода, из порождаемых исходным. На рис. 13.17 представлены примеры составных пошаговых переходов.
Рис. 13.17. Составные пошаговые переходы
Чтобы построить составной пошаговый переход, необходимо заранее подготовить базовый пошаговый переход (который будет играть роль части составного пошагового перехода) и управляющий объект. Управляющий объект следует разместить в стопке объектов так, чтобы новый сегмент пошагового перехода выглядел как задумано — напомним, что направление пошагового перехода и, соответственно, последовательность размещения его промежуточных объектов зависят от взаимного расположения его управляющих объектов в стопке. Теперь остается только выбрать инструмент Interactive Blend (Интерактивный пошаговый переход) и перетащить его указатель от отдельного объекта к одному из управляющих объектов ранее существовавшего пошагового перехода. На рис. 13.18 представлен составной пошаговый переход, изображающий стержень переменного диаметра, и отдельно — его управляющие объекты (в режиме отображения каркаса). В каждой из частей составного пошагового перехода — 200 промежуточных объектов, чего вполне достаточно для отчетливого воспроизведения полосатой трубы.
Рис. 13.18. Составной пошаговый переход, включающий в себя четыре отдельных пошаговых перехода (их управляющие объекты представлены внизу в режиме отображения каркаса)
В ходе выполнения этого упражнения мы вначале освоим на практике описанные выше приемы клонирования, а затем познакомимся с оригинальной техникой построения плиточного орнамента, предложенной Ш. Хантом.
1. Начнем с построения прямоугольника. Задайте для него заливку синим цветом и постройте элемент клона командой Edit > Clone (Правка > Клонировать). Поместите элемент клона справа от управляющего прямоугольника клона.
2. Поменяйте заливку управляющего прямоугольника на красную (элемент клона должен послушно покраснеть). Выделите элемент клона и задайте для него зеленую заливку. Возвратите управляющему прямоугольнику синюю заливку. Отметим, что элемент клона на это никак не реагирует.
3. Выделите управляющий прямоугольник инструментом Shape (Форма) и закруглите углы. Как видите, «непослушание» элемента клона распространяется только на индивидуально заданный для него атрибут заливки.
4. Постройте для управляющего прямоугольника падающую вперед тень. На это действие элемент клона опять никак не реагирует. Не хочет — заставим. Выделите элемент клона и скопируйте на него эффект тени.
5. Справа от элемента клона постройте эллипс и задайте ему желтую заливку, а затем скопируйте на него с управляющего прямоугольника эффект тени. Наконец, поменяйте тип перспективы тени управляющего прямоугольника, заставив ее падать назад. Тени от второго прямоугольника и эллипса должны развернуться самостоятельно. В результате должно получиться что-то похожее на рис. 13.1.
Рис. 13.1. Клонирование прямоугольника и эффекта тени
6. Создайте новую страницу документа CorelDRAW и постройте посередине нее правильный шестиугольник с помощью инструмента Polygon (Многоугольник) и клавиши-модификатора Ctrl. Постройте шесть его клонов и, включив режим Snap To Objects (Привязать к объектам), расположите их вокруг управляющего шестиугольника так, чтобы получилось некое подобие сот (углы элементов клона и управляющего объекта должны точно совместиться). Переместите управляющий шестиугольник на самый верх стопки объектов и преобразуйте его в кривую (рис. 13.2, а).
В этом упражнении мы на практике освоим описанные выше приемы построения пошаговых переходов и их привязку к траекториям. В качестве художественной задачи попробуем изобразить нитку с круглыми бусинами одинакового размера.
1. Вначале создадим изображение бусины. Постройте окружность диаметром примерно 10 мм. Назначьте бусине градиентную радиальную заливку, откорректировав расположение элементов ее управляющей схемы таким образом, чтобы в левой нижней части бусины располагался блик. Цвет для заливки подберите по своему усмотрению.
2. Теперь построим базовый пошаговый переход. Один из его будущих управляющих объектов уже имеется, второй постройте как его копию — выделив бусину инструментом Pick (Выбор), перетащите ее мышью вправо, не забыв щелкнуть правой кнопкой мыши перед освобождением левой.
3. В качестве нитки, на которую мы будем нанизывать бусины, воспользуемся кривой, которую построим инструментом Bezier (Кривая Безье). Достаточно задать всего две крайние точки, расположив их примерно на одной горизонтали, а затем отредактировать узлы, стараясь, чтобы кривая выглядела симметрично. В результате должно получиться что-то похожее на рис. 13.15, a и б — бусины отдельно, нитка отдельно.
4. Теперь нанижем бусы на нитку — привяжем готовый пошаговый переход к траектории. Выделив инструментом Pick (Выбор) любой из промежуточных объектов пошагового перехода (управляющие объекты не годятся — они выделяются индивидуально, а нам сейчас нужен весь составной объект), щелкните на кнопке Path (Направляющая) и выберите команду New Path (Новая направляющая). Появившейся изогнутой стрелкой щелкните на кривой, изображающей нитку. Вот бусины и нанизаны (рис. 13.15, в)!
5. Перетащите управляющие объекты на концы нитки инструментом Pick (Выбор) и проследите, как меняется расстояние между центрами промежуточных объектов. Чтобы иллюзия была достаточно полной, бусины должны не перекрываться, а лишь касаться друг друга, чего, как правило, перемещением управляющих объектов добиться нелегко (рис. 13.15, г).
В этом упражнении мы освоим на практике, приемы разделения пошагового перехода для индивидуальной настройки промежуточного управляющего объекта и отделения пошагового перехода для окончательной корректировки положений промежуточных объектов. В качестве объекта для изображения выберем бусы, с расположенными в средней части семью миндалевидными бусинами, размер которых постепенно уменьшается по мере удаления от центра. Вслед за ними идут еще по пять круглых бусин одинакового диаметра с каждой стороны. Последовательность выполнения упражнения иллюстрирует рис. 13.21.
1, Начните с построения изображения нити, на которой будут располагаться бусины. Если подходить к вопросу строго, то следовало бы построить так называемую цепную линию, но для целей иллюстративной графики ее с успехом заменит вытянутый по вертикали эллипс. Затем постройте еще один эллипс, на этот раз — вытянутый по горизонтали и с размерами самой маленькой из продолговатых бусин. Продублируйте его, сместите копию вправо и постройте на базе двух маленьких эллипсов пошаговый переход с пятью промежуточными объектами. После того как вы привяжете его к траектории, задаваемой эллипсом, должно получиться что-то вроде нитки, приведенной на рис. 13.21, а.
Подсказка
Чтобы средняя бусина пошагового перехода попала точно в середину нити, постройте вертикальную направляющую, проходящую через центр эллипса, и перемещайте управляющие объекты перехода, добиваясь желаемого расположения средней бусины. Для удобства можно построить и горизонтальную направляющую, чтобы выровнять по ней центры управляющих объектов.
Рис. 13.21. Последовательность построения изображения нитки с бусинами различных размеров и форм
2. Разделите пошаговый переход, превратив среднюю бусину в управляющий объект. Выделите ее с помощью инструмента Pick (Выбор) и увеличьте до желаемых размеров с помощью полей панели атрибутов. При этом неизбежно возникнет перекрытие промежуточных объектов — на него мы пока не обращаем внимания (рис. 13.21, б).
В этом упражнении мы освоим на практике приемы работы с ореолами и вспомним несколько других полезных методов работы с изображениями. В качестве задачи поставим рисование «фантомных» линий, с помощью которых в комиксах обозначают направление и скорость движения персонажей. Такие линии представляют собой, по сути дела, часть контурных линий подчиненных объектов ореола, построенного на сглаженной копии изображения персонажа или предмета, движение которого следует обозначить. Роль персонажа выполнит мальчишка-газетчик, изображение которого находится в стандартной библиотеке клипар- та в файле Clipart\People\Children\news202.cdr (рис. 13.26, а).
1. Начните с импортирования клипарта. Поскольку на заключительном этапе нам понадобится целое изображение газетчика, продублируйте его и отодвиньте копию в сторонку. Остальное изображение следует преобразовать в единый объект, в котором нас интересует только внешний контур. Для этого изображение нужно разгруппировать, а затем объединить все получившиеся объекты операцией Weld (Объединение). С этим приемом мы уже сталкивались в уроке 10 — результат представлен на рис. 13.26, б.
1. Теперь контур получившегося объекта следует предельно упростить. Для этого выделите все внутренние контуры, превратите их в отдельные объекты командой Arrange > Break Apart (Монтаж > Разъединить) и удалите, а затем приемами редактирования узлов и ластиком (см. урок 5) максимально сгладьте контур объекта, безжалостно удаляя такие детали, как вихры и уши. В заключение выделите инструментом Shape (Форма) все оставшиеся узлы и воспользуйтесь ползунком Curve Smoothness (Степень сглаживания), чтобы еще больше упростить контур. Контур должен сохранить только самое общее сходство с исходным объектом, так что не бойтесь переборщить с упрощениями (рис. 13.26, в).
Рис. 13.26. Последовательность построения «фантомных» линий
3. Постройте вокруг упрощенного контура ореол из пяти-шести подчиненных объектов, затем отделите группу подчиненных объектов командой Arrange > Break Apart (Монтаж > Разъединить) и удалите упрощенный контур. Задайте цвет и толщину контурных линий (рис. 13.26, г).
4. Осталось только отрезать все ненужное и добавить нужное. Для первой операции постройте вспомогательный прямоугольник и отсеките им при помощи операции Trim (Исключение) все части бывшего ореола, которые не нужны для подчеркивания движения. Дело это творческое, поэтому точные рекомендации неуместны. В заключение перетащите на место сохраненную копию исходного изображения и, по желанию, измените индивидуально толщину обводки фантомных линий. Дело сделано (рис. 13.26, д)!
В этом упражнении мы рассмотрели лишь один из множества приемов имитации движения на рисунках CorelDRAW — мы еще вернемся к этой теме в последующих уроках.