Иллюстрированный самоучитель по Corel 11

         

Деформация Push and Pull


Суть центростремительной деформации состоит в принудительном смещении всех узлов деформируемого объекта к центру деформации. При центробежной деформация все узлы деформируемого объекта смещаются по радиусам от центра деформации. Если считать объект нарисованным на эластичной пленке, то при выполнении этих деформаций края пленки и центр деформации фиксируются, а пленка растягивается или сжимается с захватом за точки, в которых расположены узлы.

Результаты деформации определяются положением центра деформации по отношению к объекту и амплитудой — значением, показывающим в процентах, насколько узлы смещаются к центру из исходного положения. Отрицательные значения амплитуды соответствуют центростремительной деформации, положительные — центробежной.

Примечание

Значение амплитуды -50 % означает, что все узлы объекта в процессе деформации станут в два раза ближе к ее центру, чем в исходном объекте. Значение 0 % соответствует отсутствию деформации, значение 100 % означает, что в процессе деформации узлы отодвинулись от центра деформации на расстояние, равное их расстоянию до центра деформации в исходном объекте.

Центр деформации может устанавливаться произвольно. Если он совпадает с центральным маркером рамки выделения деформируемого объекта, такой частный случай называется центральной деформацией.

При центростремительной и центробежной деформациях смещаются не только узлы объекта, но и их направляющие точки. Причем направляющие точки смещаются в направлении, противоположном направлению смещения узлов (то есть от центра при центростремительной деформации и к центру при центробежной). В результате при малых амплитудах середины сегментов объекта практически не смещаются, а при больших — смещаются из исходных положений значительно медленнее, чем узлы.

Внимание

При деформации все узлы деформируемого объекта преобразуются в точки излома.

Управляющая схема преобразования деформации состоит из двух элементов. Ромб с белой заливкой определяет местоположение центра деформации, а квадрат с белой заливкой — ее амплитуду. Если квадрат расположен слева от ромба, амплитуда считается отрицательной (центростремительная деформация), а если справа — положительной (центробежная деформация). Расстояние между квадратом и ромбом пропорционально амплитуде деформации. На рис. 11.10 представлены результаты центральной центростремительной деформации круга с дополнительными узлами. Чтобы было удобнее сравнивать результаты с исходным объектом, под деформируемый объект белого цвета подложена его копия с серой заливкой. На последнем примере, кроме того, виден указатель инструмента Interactive Distortion (Интерактивная деформация).






Рис. 11.10. Результаты центростремительной деформации круга с амплитудами: -150 % (а), -100 % (б), -50 % (в). -25 % (г) и -10 % (д)



Примечание

Перед применением деформации представленный на рис. 11.10 круг для усиления эффекта был преобразован в кривую, и посередине каждого из ее сегментов был расположен дополнительный узел. Без этого количество лепестков деформированной фигуры равнялось бы не восьми, а четырем.

На рис. 11.11 представлены результаты центральной центробежной деформации того же объекта — круга с дополнительными узлами.







Рис. 11.11. Результаты центробежной деформации круга с амплитудами: 10 % (а). 25 % (б), 50 % (в). 100 % (г). 1 50 % (4). Управляющая схема показана только для одного варианта, последнее изображение уменьшено

При смещении центра деформации форма деформированного объекта становится еще более причудливой (рис. 11.12).





Рис. 11.12. Результаты центробежной и центростремительной деформаций круга с дополнительными узлами при эксцентричном расположении центра деформации

На рис. 11.13 представлены элементы панели атрибутов, использующиеся при работе с центробежной и центростремительной деформациями.





Рис. 11.13. Панель атрибутов инструмента Interactive Distortion при выборе центробежной или центростремительной деформации

На панели атрибутов расположены следующие элементы.

Кнопка Add New (Добавить деформацию) предназначена для добавления новой деформации к объекту с ранее заданным преобразованием деформации.

Счетчик Amplitude (Амплитуда) позволяет точнее, чем с помощью управляющей схемы, задавать значение амплитуды деформации.

Кнопка Center Distortion (Центральная деформация) принудительно совмещает центр деформации с центральным маркером рамки выделения объекта.

Кнопка Convert To Curves (Преобразовать в кривые) преобразует результат деформирования объекта в новый объект с удалением как исходного объекта, так и заданной для него деформации.

Кнопка Copy Distortion Attributes (Копировать деформацию) позволяет заменять текущую деформацию объекта деформацией, ранее заданной для другого объекта (см. выше описание копирования огибающей).



Кнопка Clear Distortion ( Удалить деформацию) удаляет последнюю из деформаций, заданных для объекта.

Раскрывающийся список Preset List (Список заготовок) позволяет добавить к объекту деформацию с заранее заданными параметрами.

Процедуры работы с центробежной и центростремительной деформациями достаточно просты.

Чтобы добавить деформацию к объекту, следует проделать описанные ниже шаги.

1. Выберите в наборе инструментов инструмент Interactive Distortion (Интерактивная деформация).

2. Выберите тип деформации щелчком на соответствующей ему кнопке панели атрибутов.

3. Нажмите кнопку мыши при наведенном на объект, который будет деформироваться, указателе инструмента Interactive Distortion (Интерактивная деформация) и, не отпуская кнопки мыши, переместить указатель влево или вправо. В момент отпускания кнопки мыши на объекте появится управляющая схема деформации.



Внимание

При наведении указателя на объект, входящий в состав группы, форма указателя изменится — к ней добавится миниатюрный знак запрета остановки.

Чтобы сместить центр деформации, перетащите его мышью. По умолчанию центр деформации совмещается с центральным маркером рамки выделения объекта. Чтобы вернуть его в середину объекта, щелкните на кнопке Center Distortion (Центральная деформация) панели атрибутов.

Чтобы увеличить абсолютное значение амплитуды преобразования, перетаскивайте квадрат управляющей схемы от ромба, чтобы уменьшить — к ромбу.



Примечание

Нажатие клавиши Esc в процессе перетаскивания элемента управляющей схемы возвращает деформируемый объект в состояние, предшествовавшее началу перетаскивания, и прерывает операцию редактирования деформации.

Чтобы отменить последнюю деформацию, примененную к объекту, выделите его инструментом Interactive Distortion (Интерактивная деформация) и щелкните на кнопке Clear Distortion (Удалить деформацию) панели атрибутов.


Деформация Twister


Деформация скручивания состоит в повороте изображения на заданный угол при фиксации одного или нескольких углов рамки выделения и центра деформации. При выполнении деформации фиксируются углы рамки выделения объекта, наиболее удаленные от заданного центра деформации.

Примечание

При центральной деформации скручивания фиксируются все четыре угла рамки выделения деформируемого объекта.

Управляющая схема деформации содержит те же элементы, что центробежная и центростремительная деформации: ромб указывает местоположение центра деформации, квадрат используется только для фиксации направления оси управляющей схемы. Перетаскивая квадрат вокруг ромба по часовой стрелке или против нее, можно задавать угол деформации скручивания — ее основной управляющий параметр. Начальное направление оси, соответствующее углу деформации 0°, отмечается голубой штриховой линией.

На рис. 11.17 представлены два варианта центральной деформации сетки с квадратными ячейками. На заднем плане видны недеформированные копии объектов.

Рис. 11.17. Центральная деформация скручивания сетки с квадратными ячейками для углов 90° (слева) и 180° (справа)

Примечание

Поскольку сетка, которая была построена инструментом Graph Paper (Диаграммная сетка), представляет собой группу прямоугольников, перед применением десрормации скручивания ее пришлось разгруппировать и соединить полученные прямоугольники в одну кривую командой Combine (Соединить) — эта деформация, как и предыдущие, не может применяться к группе объектов.

Смещение центра деформации оказывает существенное влияние на ее результат. На рис. 11.18 представлена деформация той же сетки с углом деформации 90° и смещением центра деформации по диагонали на один квадрат сетки.

Рис. 11.18. Влияние смещения центра деформации на ее результат

Чтобы добавить деформацию к объекту, следует выполнить описанную ниже процедуру.

1. Выберите в наборе инструментов инструмент Interactive Distortion (Интерактивная деформация).


2. Выберите тип деформации щелчком на соответствующей ему кнопке панели атрибутов.

3. Нажмите кнопку мыши при наведенном на деформируемый объект указателе инструмента Interactive Distortion (Интерактивная деформация) в точке, где необходимо разместить центр деформации, и, не отпуская кнопку мыши, переместите указатель в произвольном направлении от центра. В момент отпускания кнопки мыши на объекте появится управляющая схема деформации. Угол деформации определяется направлением перетаскивания мыши.

Корректировать управляющие параметры деформации удобнее с помощью элементов панели атрибутов, представленных на рис. 11.19.





Рис. 11.19. Панель атрибутов инструмента Interactive Distortion при выборе деформации скручивания

Полный угол деформации разбит на два управляющих значения — количество полных оборотов по 360° и дополнительный угол скручивания, который добавляется к ним. Направление скручивания определяется не знаком угла скручивания (он всегда положителен), а специальными кнопками. Остальные элементы панели атрибутов нам уже знакомы — они работают так же, как в случае деформаций, описанных выше.


Деформация Zipper


Суть деформации зигзага состоит в создании с обеих сторон от линии исходного объекта на некотором расстоянии от нее двух последовательностей равномерно распределенных по длине линии точек. Линии исходного объекта заменяются в ходе преобразования на зигзаг, соединяющий точки этих последовательностей. Количество точек в последовательностях определяется частотой деформации, а расстояние точек от линии — ее амплитудой. Управляющая схема деформации такая же, как у центробежной и центростремительной деформаций, с одним дополнительным элементом — местоположение прямоугольного белого ползунка на прямой, соединяющей ромб и квадрат, определяет частоту деформации. На рис. 11.14 представлены результаты деформации круга (на последнем примере показана управляющая схема деформации). Чтобы результаты было удобнее сопоставлять с исходным объектом, круг перед деформированием был дублирован.

Рис. 11.14. Результаты деформации круга со следующими значениями амплитуды и частоты: 100:1 (а), 100:10 (б). 45:5 (в) и 45:10 (г)

При регулярной деформации зигзага последовательности точек создаются на равных расстояниях от линии объекта, при случайной — расстояние каждой точки от линии уменьшается на произвольно выбранный процент. Кроме рандомизации деформация зигзага позволяет использовать еще два модификатора: сглаживание узлов и локализацию деформации. При включенном сглаживании после деформации в кривой вместо точек излома создаются симметричные узлы. Режим локализации деформации позволяет подавлять амплитуду деформации на отдельных участках линии объекта.

При перетаскивании ромба управляющей схемы от центра рамки выделения к линии объекта характер деформации меняется. Если режим локализации выключен, при перемещении ромба управляющей схемы вслед за ним перемещаются и узлы из внешней по отношению к исходному объекту последовательности точек. Результат деформации смещается по отношению к исходному положению объекта, как бы притягиваясь к центру управляющей схемы. Два первых примера на рис. 11.15 демонстрируют этот эффект. В первом случае (рис. 11.15, а) центр управляющей схемы смещен в правый верхний угол рамки выделения объекта, во втором (рис, 11.15, б) — в левый нижний. При включении режима локализации деформации амплитуда деформации при приближении центра управляющей схемы не увеличивается, а при удалении — подавляется. При центральной деформации включение режима локализации приводит к подавлению амплитуды деформации до нуля по всему абрису. Остальные два примера (рис. 11.15, в и г) отличаются от первых только включенным режимом локализации.

Рис. 11.15. Влияние смещения центра управляющей схемы и режима локализации на результат деформации

Большая часть элементов управления панели атрибутов, соответствующей деформации зигзага, нам уже известна, а назначение остальных понятно из их названий (рис. 11.16).

Рис. 11.16. Панель атрибутов инструмента Interactive Distortion при выборе деформации зигзага



Добавление и удаление огибающей


Чтобы воздействовать на форму объекта или группы объектов с помощью огибающей, вначале требуется заключить их в эту огибающую. Заключить в огибающую можно также объект (или группу объектов), ранее уже заключенный в огибающую. После добавления второй огибающей первая становится недоступной для редактирования. Удаляются огибающие также по одной, начиная с добавленной позднее всех остальных.

Чтобы заключить объект или группу в огибающую с помощью интерактивного инструмента, следует выполнить описанную ниже процедуру.

1. Выберите в панели интерактивных инструментов инструмент Interactive Envelope (Интерактивная огибающая).

2. Щелчком выделите объект (или группу), который будет заключен в огибающую. При этом вокруг объекта появляется огибающая прямоугольной формы с восемью узлами, и дальнейшие действия относятся уже к уточнению режимов работы с ней.

3. Выберите один из режимов ограничения редактирования огибающей, щелкнув на соответствующей кнопке панели атрибутов: Straight Line (Прямая), Single Arc (Дуга), Double Arc (Волна), Unconstrained (Кривая). Огибающая добавлена, можно переходить к редактированию ее формы.

Подсказка

Вместо редактирования формы огибающей можно выбрать одну из стандартных форм огибающих в списке Add Preset (Заготовки).

Чтобы добавить огибающую к объекту (или группе), ранее заключенному в огибающую, требуется следующая процедура.

1. Выберите инструмент Interactive Envelope (Интерактивная огибающая).

2. Выделить щелчком мыши объект, которому требуется дополнительная огибающая. Новая огибающая пока не добавляется — по умолчанию выделение объекта в огибающей инструментом Interactive Envelope (Интерактивная огибающая) просто включает режим редактирования этой огибающей.

3. Щелкните на кнопке Add New Envelope (Добавить огибающую) панели атрибутов. Чтобы удалить огибающую, сделайте следующее.

1. С помощью инструмента Pick (Выбор) выделите объект, с которого требуется удалить огибающую.

2. Щелкните на кнопке Clear Envelope (Удалить огибающую) панели атрибутов или выберите команду Effects > Clear Envelope (Эффекты > Удалить огибающую).

Внимание

Перед удалением огибающей необходимо отменить все эффекты, которые применялись к объекту или группе после заключения его в огибающую. В противном случае огибающая оказывается недоступной для удаления и изменений.



Инструмент Interactive Distortion


Деформацией называется обратимое преобразование формы объектов, которое может выполняться при помощи инструмента Interactive Distortion (Интерактивная деформация). Этот интерактивный инструмент, появившийся в CorelDRAW, начиная с версии 8, изменяет внешний вид преобразуемых с его помощью объектов (или групп объектов) значительно радикальнее, чем огибающие. Добавленную к объекту деформацию можно удалить подобно огибающей, и при этом восстановится исходная форма объекта. Из-за весьма специфического характера искажений формы объектов, вызываемых этим инструментом, он используется в практической работе значительно реже, чем огибающие.

По технике работы инструмент Interactive Distortion (Интерактивная деформация) похож на инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка) — работа с ним состоит в создании с помощью мыши управляющей схемы, определяющей характер деформации, и последующей корректировке этой схемы перетаскиванием ее отдельных элементов. С помощью этого инструмента можно задавать преобразования деформации трех различных типов: Push and Pull (Центростремительная и центробежная), Zipper (Зигзаг) и Twister (Скручивание). У каждого из этих типов деформации — собственная управляющая схема и свои элементы управления на панели атрибутов, поэтому в следующих разделах мы рассмотрим каждый из них отдельно. На рис. 11.9 представлены инструмент Interactive Distortion (Интерактивная деформация) и кнопки панели атрибутов этого инструмента, с помощью которых выбирается нужный тип деформации.

Рис. 11.9. Инструмент Interactive Distortion на панели интерактивных инструментов и кнопки панели атрибутов для выбора типа деформации



Инструмент Roughen brush


Инструмент Roughen brush (Грабли), появившийся в одиннадцатой версии CorelDRAW, позволяет более быстро выполнять локальную деформацию зигзага и точнее настраивать ее управляющие параметры. Для применения деформации достаточно выбрать инструмент, щелкнуть им на кривой, а затем перетащить инструмент вдоль той части кривой, на которую требуется нанести зубцы. Возможность указывать часть кривой, к которой будет применена деформация — основное достоинство инструмента.

В качестве примера подарим парик снеговику (рис. 11.21).

Рис. 11.21. Применение инструмента Roughen brush: изменение амплитуды (а и б): фиксированное направление зубцов по умолчанию (в); наклон зубцов 45° (г); наклон зубцов -45 ° и уменьшенная частота (д)

Элементы управления деформацией расположены в панели атрибутов инструмента и представлены на рис. 11.22.

Рис. 11.22. Панель атрибутов инструмента Roughen brush



Изменение режимов редактирования и заполнения огибающей


Режимы редактирования огибающей переключаются с помощью соответствующих им четырех кнопок панели атрибутов (см. рис. 11.1). Следует помнить, что в режим редактирования Unconstrained (Кривая) переключиться можно всегда, а чтобы переключиться в режимы, предусматривающие более строгие ограничения, текущее состояние узлов и сегментов огибающей должно соответствовать этим ограничениям — например, для переключения в режим Straight Line (Прямая) все сегменты огибающей должны быть прямолинейными, узлов (типа «точка излома») должно быть ровно восемь, стороны должны составлять отрезки прямой.

Подсказка

Старайтесь сразу после создания огибающей задать режим ее редактирования в соответствии с назначением. Чем меньше ограничений предусматривает режим редактирования огибающей, тем более гибкие возможности она предоставляет пользователю, но, одновременно тем больше объем работы требуется для настройки ее формы. Поэтому пользоваться огибающей с режимом редактирования Unconstrained (Кривая) рекомендуется только тогда, когда это действительно оправдано.

Режим заполнения огибающей можно выбирать при помощи раскрывающегося списка Mapping Mode (Режим заполнения) панели атрибутов.

Примечание

Если в огибающую заключена рамка простого текста, режим заполнения изменить не удастся.

Опыт показывает, что полностью освоить возможности огибающих удается только после достаточно большой практической работы с ними. Первый шаг на этом пути — следующее упражнение.



Копирование огибающей


Если требуется заключить в одинаковые огибающие несколько объектов, можно построить только одну огибающую — для первого объекта, а на остальные просто скопировать ее. Чтобы скопировать огибающую, выполните описанную ниже процедуру.

1. С помощью инструмента Pick (Выбор) выделите объект, который следует заключить в копию ранее построенной огибающей.

2. Щелкните на кнопке Copy Envelope Properties (Копировать огибающую) панели атрибутов.

3. Появившемся на экране указателем в виде толстой горизонтальной стрелки щелкните на объекте, заключенном в огибающую, которую следует скопировать.

Внимание

Если после заключения объекта в огибающую к нему применялись преобразования эффектов, огибающую такого объекта скопировать не удастся.



Огибающие


Огибающей называется служебный (то есть не отображаемый при печати) объект, использующийся для деформирования заключенного в него объекта или группы объектов.

Внимание

Несколько объектов, не связанных в группу, заключить в огибающую не удастся — их следует предварительно сгруппировать.

Огибающие похожи на замкнутые кривые и отображаются на экране пунктирными линиями красного цвета. Узлы огибающих отображаются, в отличие от узлов настоящих кривых, не кружками, а квадратиками. Эти узлы можно перемещать, меняя форму огибающей, что влечет за собой изменение внешнего вида заключенного в нее объекта. В CorelDRAW версий до 7 включительно узлов на огибающей было всегда ровно восемь. В последних версиях CorelDRAW огибающая обладает практически всеми свойствами кривой, и узлов на ней может быть сколько угодно.

Кроме перетаскивания узлов огибающей их можно редактировать теми же инструментами, что узлы обычной кривой. Редактировать можно также и сегменты огибающей, выбирая, какие из них будут прямыми, а какие — криволинейными.

Однако в отличие от обычной кривой на форму огибающей при желании можно наложить ограничения, определяющие возможности редактирования ее формы. Перечислим варианты этих ограничений в порядке убывания жесткости.

В режиме редактирования огибающей Straight Line (Прямая) любая из четырех сторон огибающей может представлять собой только отрезок прямой. В режиме Single Arc (Дуга) сторона огибающей может представлять собой кривую, форма которой определяется направляющими точками двух ее конечных узлов, совпадающих с углами огибающей. В режиме Double Arc (Волна) форма стороны огибающей определяется не двумя, а тремя узлами. Эти три режима редактирования формы огибающей имелись практически во всех версиях CorelDRAW. Четвертый режим редактирования — Unconstrained (Кривая). В этом режиме все четыре стороны огибающей представляют собой полнофункциональные кривые, что позволяет более гибко настраивать ее форму.

Основным средством для заключения объектов в огибающие является инструмент, кнопка которого расположена четвертой слева на панели интерактивных инструментов, представленной на рис. 11.1 слева вверху. После щелчка на объекте инструментом Interactive Envelope (Интерактивная огибающая) он оказывается заключенным в огибающую, параметры которой определяются по умолчанию, а в рабочей области появляется панель атрибутов, представленная на рис. 11.1 внизу слева. Имеется также пристыковываемое окно Envelope (Огибающая), элементы управления которого имеют ту же функциональность, что инструменты панели атрибутов (рис. 11.1, справа).






Рис. 11.1. Панель интерактивных инструментов, а также панель атрибутов инструмента Interactive Envelope и соответствующее пристыковываемое окно

Ниже перечислены элементы управления панели атрибутов.

Группа кнопок инструментов, предназначенных для редактирования узлов и сегментов. Функции этих инструментов и особенности работы с ними обсуждались в уроке 5.

Группа кнопок инструментов, предназначенных для введения ограничений на режим редактирования огибающей. С помощью этих инструментов задаются режимы редактирования огибающей. По умолчанию принят режим Unconstrained (Кривая).

Кнопка Add New Envelope (Добавить огибающую) позволяет заключить в огибающую объект, ранее уже заключенный в огибающую.

Кнопка Clear Envelope (Удалить огибающую) позволяет удалить последнюю из огибающих, в которые был заключен объект. О Кнопка Copy Envelope Properties (Копировать огибающую) позволяет заменить последнюю из огибающих, в которые был заключен объект, на огибающую, в которую заключен другой объект.

Кнопка Convert To Curves (Преобразовать в кривые) удаляет огибающую, преобразуя заключенный в нее объект в кривые таким образом, что получившийся объект полностью сохраняет ту форму, которую имел исходный объект в огибающей.

Кнопка Create Envelope From (Создать огибающую из). После щелчка на этой кнопке указатель мыши приобретает форму горизонтальной стрелки, которой можно указать любую замкнутую кривую на печатной странице. Огибающая будет создана из копии указанной кривой.

Кнопка Keep Lines (Сохранять прямые) переключает режим преобразования огибающей таким образом, что в процессе преобразования прямолинейные сегменты объекта остаются прямолинейными и после преобразования.

Раскрывающийся список Mapping Mode (Режим заполнения) определяет способ, которым исходный объект преобразуется в процессе заполнения заданной формы огибающей, не влияя ни на форму самой огибающей, ни на режим ее редактирования. В раскрывающемся списке имеется пять альтернатив. Четыре первые могут выбираться для любых объектов, заключаемых в огибающую:





Horizontal (По горизонтали) — объект масштабируется так, чтобы габариты его рамки выделения совпали с габаритами огибающей, а затем узлы объекта перемещаются по горизонтали для придания объекту формы огибающей;

Vertical (По вертикали) — объект масштабируется так, чтобы габариты его рамки выделения совпали с габаритами огибающей, а затем узлы объекта перемещаются по вертикали для придания объекту формы огибающей;

Putty (По углам) — угловые маркеры рамки выделения объекта совмещаются с угловыми узлами огибающей, а прочие узлы огибающей и узлы объекта в этом режиме заполнения не совмещаются;

Original (По касательным) — угловые маркеры рамки выделения объекта, как и в предыдущем случае, совмещаются с угловыми узлами огибающей, но в этом режиме остальные узлы огибающей также совмещаются с точками соответствующего края рамки выделения, равномерно распределенными по его длине (например, если на верхней стороне огибающей кроме угловых имеется еще три узла, то с ними будут совмещены точки рамки выделения, располагающиеся на расстоянии в одну, две и три четверти от углового маркера рамки выделения, как показано на рис. 11.2);

Text (Текст) — специальный режим заполнения, который принудительно включается при заключении в огибающую рамки простого текста.





Рис. 11.2. Влияние режима заполнения на внешний вид объекта: исходный объект (а): объект заключен в прямоугольную огибающую с дополнительными узлами в режимах Putty (б) и Original (в)

 Раскрывающийся список Add Preset (Заготовки) позволяет заключать объект в огибающую одной из стандартных форм. При раскрытии списка на экране появляются имена заготовок огибающих со схематическим изображением формы выбранной заготовки (рис. 11.3). Формы заготовок огибающих (см. рис. 11.1) приводятся также в пристыковываемом окне Envelope (Огибающая).





Рис. 11.3. Некоторые из стандартных огибающих


Огибающие и деформации


Огибающие

Добавление и удаление огибающей

Копирование огибающей

Редактирование огибающей

Перемещение узлов огибающей

Редактирование узлов и сегментов огибающей

Изменение режимов редактирования и заполнения огибающей

Простой текст и огибающие

Инструмент Interactive Distortion

Деформация Push and Pull

Деформация Zipper

Деформация Twister

Инструмент Roughen brush

В предыдущем уроке рассматривались способы преобразования объектов путем выполнения над ними тех или иных обратимых и необратимых операций. С этого урока мы начинаем знакомиться с приемами модифицирования формы объектов с помощью эффектов CorelDRAW — богатого арсенала преобразований, позволяющих либо изменять внешний вид объекта, добавляя к нему специальные служебные объекты-модификаторы, не влияющие на сам объект, но изменяющие способ его отображения (огибающие, деформации, линзы, прозрачность, фигурная обрезка), либо, используя объект как управляющий, строить на его базе составной объект (пошаговый переход, тень, экструзия).

В этом уроке рассматриваются два из упомянутых эффектов — огибающие и деформации. Оба эффекта объединяет общий подход к способу преобразования объекта (или группы объектов): объект как бы наносится на эластичную пленку, которая впоследствии деформируется.

В случае огибающих деформация сводится к растягиванию или сжатию пленки в соответствии с формой вспомогательного объекта — огибающей. В случае деформации воздействие на эластичную пленку оказывается более замысловатым — например, может закручиваться ее центр при закрепленных краях, или нанесенным на нее линиям может придаваться зигзагообразная форма, или пленка может растягиваться не за края, а за точки, в которых расположены узлы объекта.



Перемещение узлов огибающей


В общем случае узлы огибающей перетаскиваются мышью при выбранном инструменте Interactive Envelope (Интерактивная огибающая). При наведении его на пунктирную линию красного цвета, изображающую огибающую, указатель мыши приобретает форму, характерную для инструмента Shape (Форма), что говорит о переходе в режим редактирования узлов. Простейший прием изменения формы огибающей — перетаскивание ее узлов. На рис. 11.4 представлен пример такого перетаскивания.

Рис. 11.4. Изменение формы огибающей перетаскиванием ее узлов

На рис. 11.4, а представлена группа объектов сразу же после добавления простейшей огибающей в виде прямоугольника с режимом редактирования Straight Line (Прямая). Добавление огибающей само по себе не изменило формы объекта, хотя на экране стали отображаться части контурных линий, перекрытых другими объектами группы. На рис. 11.4, б правый верхний угол огибающей перетащен вниз, а на рис. 11.4, о вправо и вниз перетащены сразу два верхних угловых узла огибающей.

Способы перемещения узлов огибающей зависят от того, какой для нее назначен режим редактирования. Если это режим Unconstrained (Кривая), который назначается CorelDRAW по умолчанию, имеется возможность одновременного перемещения нескольких узлов в одном направлении на одинаковое расстояние. При других режимах редактирования это возможно только для пары противоположных узлов.

Чтобы одновременно переместить несколько узлов, требуется следующая процедура.

1. Выберите инструмент Interactive Envelope (Интерактивная огибающая).

2. Щелкните на объекте, заключенном в огибающую, чтобы выделить ее.

3. При необходимости переведите огибающую в нужный режим редактирования, щелкнув на кнопке Unconstrained (Кривая) панели атрибутов.

4. Выделите перемещаемые узлы последовательными щелчками мыши при нажатой клавише Shift или растянув вокруг них рамку выделения.

5. Перетащите мышью любой из выделенных узлов — по мере его перемещения все выделенные узлы будут перемещаться в том же направлении на то же расстояние.




Примечание

CorelDRAW изменяет форму заключенного в огибающую объекта только после окончания текущей операции редактирования огибающей — в нашем случае, перемещения узлов.



Подсказка

Перемещение узлов можно ограничить смещением по вертикали или горизонтали, если удерживать нажатой клавишу-модификатор Ctrl. Если в процессе перетаскивания узлов огибающей нажать клавишу Esc. огибающая примет форму, которая была у нее до начала перетаскивания — удобный способ исправления случайных ошибок.

Чтобы одновременно переместить два узла, лежащих на противоположных сторонах огибающей, режим редактирования которой отличается от Unconstrained (Кривая), перетаскивайте любой из них при нажатой клавише Ctrl. Если при перетаскивании удерживать нажатой клавишу Shift, узлы огибающей будут смещаться на одинаковое расстояние, но в противоположных направлениях.


Простой текст и огибающие


В уроке 4 мы рассматривали прием придания рамке простого текста вида, отличного от прямоугольника, путем установки атрибута обтекания для перекрывающих ее объектов. В тех случаях, когда по той или иной причине этот прием не годится, можно воспользоваться огибающими.

Применение огибающих к рамке простого текста имеет одну особенность — в отличие от случая с фигурным текстом, символы простого текста, заключенные в огибающую, никогда не меняют своей формы. Модификация внешнего вида сводится к изменению конфигурации области верстки, то есть могут измениться значения длины строк, на которые разбивается текст, и местоположение начальных и конечных точек строк. На рис. 11.8 представлена рамка текста, заключенная в огибающую, после перемещения и редактирования некоторых узлов последней.

Рис. 11.8. Рамка простого текста, заключенная в огибающую



Редактирование огибающей


Именно в результате редактирования огибающей она приобретает форму и свойства, обеспечивающие желаемое изменение внешнего вида заключенного в нее объекта, поэтому редактирование — важнейший элемент работы с огибающими.



Редактирование узлов и сегментов огибающей


Редактирование узлов и сегментов огибающей, для которой установлен режим редактирования Unconstrained (Кривая), выполняется для настройки ее формы и мало отличается от редактирования узлов и сегментов обычной кривой. Для огибающих с другими режимами редактирования количество и типы узлов фиксированы.

Чтобы изменить тип узла огибающей, выделите его щелчком инструмента Interactive Envelope (Интерактивная огибающая), а затем щелкните мышью на одной из кнопок панели атрибутов: Make Node A Cusp (Точка излома), Make Node Smooth (Сглаженный узел), Make Node Symmetrical (Симметричный узел). Для преобразования сегментов огибающей можно воспользоваться расположенными там же кнопками Convert Curve To Line (Прямолинейный) и Convert Line To Curve (Криволинейный).

Манипулируя направляющими точками узлов огибающей, можно управлять направлением сегментов на входе и выходе из узла.

Для добавления нового узла огибающей достаточно выполнить двойной щелчок в той ее точке, где должен появиться новый узел, или воспользоваться кнопкой панели атрибутов со знаком «плюс». Во втором случае следует предварительно выделить узел, управляющий сегментом, в середине которого должен появиться новый узел. Для удаления узла выделите его и щелкните на кнопке со знаком «минус» панели атрибутов.



Модификация формы объекта при помощи огибающих


В этом упражнении мы испытаем на практике описанные выше приемы работы с огибающими. В ходе упражнения мы попробуем изобразить упругую деформацию воздушного шарика и нанести на его поверхность надпись таким образом, чтобы возникала иллюзия объемности.

1. В библиотеке клипарта CorelDRAW имеется множество превосходных изображений воздушных шариков, поэтому мы не станем возиться с их построением, а воспользуемся готовыми. Импортируйте изображение продолговатого желтого шарика из файла \Spec_occ\Misc\Ball0007.cdr. Еще нам понадобится изображение игрушечного бегемотика — импортируйте его из файла \Animals\Wild\ Hippoc.cdr той же библиотеки клипарта, входящей в комплект поставки CorelDRAW. Постройте вытянутый по горизонтали прямоугольник, который будет играть роль поверхности стола, и поместите шарик так, чтобы веревочка от него свисала (рис. 11.5, слева).

2. Выделите шарик, а затем перетащите вправо левый средний маркер рамки выделения при нажатой клавише Ctrl. Перед тем как отпустить левую кнопку мыши, щелкните ее правой кнопкой, чтобы получилась зеркально отраженная копия шарика. Сдвиньте ее вправо, к краю «стола». Отрегулируйте размеры бегемота и перетащите его поверх копии шарика, несколько ниже верхнего края.

Рис. 11.5. Огибающая с режимом редактирования Single Arc

3. Выберите инструмент Interactive Envelope (Интерактивная огибающая) и щелкните на копии шарика. Поскольку искажение требуется несложное, вполне достаточно задать режим редактирования огибающей Single Arc (Дуга). Все что теперь требуется — перетащить узел, расположенный посередине верхней стороны огибающей, вниз, совместив его с уровнем нижнего края изображения игрушки. Бегемот хоть и маленький, а тяжелый, смотрите, как шарик прогнулся под его тяжестью!

4. Для нанесения надписи импортируйте изображение другого шарика — круглого. Оно находится в файле Spec_Occ\Misc\Ball0002.cdr. Разгруппируйте изображение и удалите группу объектов, составляющих синий шарик. Красный шарик выделите и немного поверните, чтобы веревочка располагалась внизу. Чтобы не испортить такой красивый рисунок в процессе дальнейшей работы, заблокируйте его командой Arrange > Lock Object (Монтаж > Заблокировать объект). Выберите инструмент Text (Текст) и щелкните им примерно посередине шарика. Задайте выравнивание по центру, щелкнув на соответствующей кнопке панели атрибутов, введите с клавиатуры слово Фестиваль и отформатируйте таким кеглем, чтобы ширина получившегося текстового блока была примерно в полтора или два раза больше ширины шарика.


5. Теперь следует ввести надпись в габариты шарика с помощью огибающей. Для этого добавьте к надписи огибающую тем же приемом, что на шаге 3, только на этот раз потребуется более сложная огибающая, поэтому в качестве режима редактирования оставьте назначенный по умолчанию режим Unconstrained (Кривая).

6. Приступаем к редактированию огибающей. Прежде всего немного сожмем огибающую по краям надписи. Для этого выделите два верхних угловых узла и сместите их немного вниз. Затем сместите на такое же расстояние вверх два нижних угловых узла. Теперь совместим угловые узлы огибающей с абрисом шарика. Сначала выделите два левых угловых узла и перетащите их до совмещения с границей шарика (при нажатой клавише Ctrl), а затем проделайте то же самое с правыми угловыми узлами. Совместите с границей шарика средние узлы боковых сторон и откорректируйте положение направляющих точек угловых узлов так, чтобы боковые границы огибающей совместились с контурной линией шарика. Надпись «вписалась» в абрис шарика, но выглядит неестественно и разрушает иллюзию его объема, созданную бликами.

7. Приступаем к созданию иллюзии размещения надписи на сферической поверхности. Для этого нам потребуется изменить назначенный по умолчанию режим заполнения огибающей Putty (По углам) на Original (По касательным). Это делается выбором соответствующей альтернативы в раскрывающемся списке Mapping Mode (Режим заполнения) панели атрибутов. Теперь нужно создать дополнительные узлы огибающей. Они должны располагаться примерно так, как показано на рис. 11.6, слева. Дополнительные узлы можно вставить «на глазок», двойными щелчками мыши в нужных точках огибающей, но в нашем случае удобнее делать это с помощью кнопки «плюс» панели атрибутов, поскольку тогда дополнительные узлы будут вставлены точно посередине между существующими, что и требуется. Когда все дополнительные узлы будут вставлены, должно получиться что-то похожее на рис. 11.6, справа.





Рис. 11.6. Имитация надписи на сферической поверхности с помощью огибающей





Примечание

Самое замечательное в этом способе создания иллюзии — это то. что текст, заключенный в огибающую, остается текстом, а не преобразуется в кривые. Если его выделить инструментом Pick (Выбор), то можно выполнять редактирование и форматирование. На рис. 11.6 слева внизу представлен результат изменения текста в огибающей: изменен не только текст надписи, но и гарнитура, а иллюзия, создаваемая огибающей, при этом полностью сохраняется.

На базе описанного приема можно легко построить последовательность кадров анимации, демонстрирующей вращение шарика с надписью вокруг вертикальной оси. Для получения изображения очередного кадра достаточно удалить один символ надписи в начале текстового блока и добавить один в конце. Последовательность таких кадров приведена на рис. 11.7 — надпись Чествование юбиляра последовательно прокручивается через огибающею. Для полной иллюзии вращения шарика хорошо было бы менять в каждом кадре и положение веревочки — самую малость. Получается практически готовый элемент страницы web- узла — остается только собрать последовательность изображений в анимированный ролик.





Рис. 11.7. Последовательность кадров анимации с вращением шарика с надписью (не меняющийся фон с изображением шарика не показан)


Выполнение интерактивных деформаций


Так же как в случае с огибающими, приемы работы с деформациями невозможно освоить без практики. Поэтому вначале рекомендуется самостоятельно построить все рисунки, приведенные в этой главе, а затем построить изображения, показанные на рис. 11.20.

Рис. 11.20. Задание к упражнению

Поскольку вы уже располагаете достаточно большим опытом работы в CorelDRAW (вы ведь выполнили все упражнения из предыдущих уроков?), вместо подробных инструкций ограничимся несколькими советами. Расположенный слева букет астр — это три копии одного изображения (белой астры, расположенной посередине). Центральная астра (образец) построена из нескольких ярусов, представляющих собой уменьшенные и повернутые копии внешнего яруса. Последний, в свою очередь, является результатом центростремительной деформации кривой с заливкой белого цвета, полученной из окружности, на которой расположено 32 узла.

Подсказка

Чтобы не размешать эти узлы вручную, выделите все узлы кривой. полученной из окружности, щелчком на кнопке Con vert To Curves (Преобразовать в кривые), и три раза подряд щелкните на кнопке добавления узлов (со знаком «плюс») панели атрибутов.

После того как будет достигнута желаемая форма яруса, преобразуйте деформацию в кривую, а затем постройте несколько уменьшенных копий с помощью пристыковываемого окна Transformation (Преобразование). Разворачивать уменьшенные копии удобнее буксировкой стрелок поворота в рамке выделения. Когда астра будет готова, сгруппируйте все ее составляющие. Постройте две копии полученной группы и задайте цветные заливки. Разместите копии справа и слева от оригинала и слегка деформируйте их с помощью прямолинейной огибающей для имитации перспективы, сдвинув одну из боковых сторон вниз (в следующем уроке обсуждаются более совершенные приемы имитации перспективы).

Для имитации водоворота (см. рис. 11.20, справа) постройте высокий и узкий равнобедренный треугольник с цветной заливкой, переместите в нем центр поворота в вершину угла и постройте несколько копий с поворотом каждой из них — это также удобнее делать с помощью пристыковываемого окна Transformation (Преобразование). Когда треугольники образуют полный круг, выделите их все и соедините в одну кривую. К ней-то и следует применить деформацию скручивания.