Какими бы целями ни руководствовался пользователь CorelDRAW, работая над своим произведением, и каково бы ни было конечное назначение этого произведения, можно с уверенностью сказать, что после окончания работы изображение будет опубликовано для обозрения. В начале XXI века наиболее распространенными способами публикации изображения следует признать его печать на бумаге или ином (более или менее твердом) носителе и вывод на экран электронной трубки (монитора компьютера или телевизора). Технологически эти два способа очень сильно различаются и, к сожалению, эти различия не сводятся к разным значениям разрешения (понятие разрешения уже обсуждалось в уроке 1). Технологические приемы воспроизведения цвета на бумаге и па экране также принципиально различны. Эти отличия привели к тому, что при подготовке изображения с помощью любого программного средства (конечно, CorelDRAW не составляет исключения) художник должен учитывать, каким способом оно будет воспроизводиться. В противном случае его подстерегает жестокое разочарование — цветовая гамма произведения будет искажена. Причем, как ни странно, это может произойти даже с монохромным изображением, где, казалось бы, цвет вовсе отсутствует! Чтобы свести эти неприятные явления к минимуму, в состав средств CorelDRAW пришлось вводить целых восемь моделей воспроизведения цвета и несколько палитр. Палитрой называется совокупность стандартных цветов, точность воспроизведения каждого из которых гарантируется технологией воспроизведения цвета, соответствующей этой палитре.
Моделью цвета называется механизм, с помощью которого можно воспроизвести любой из цветов в пределах цветового охвата модели (совокупности всех предусмотренных в ней цветов). Цветовые охваты различных моделей не совпадают друг с другом, поэтому, строго говоря, точное преобразование цвета из одной модели в другую возможно не всегда.
Пользуясь непосредственно моделью цвета, художник формирует нужный ему цвет из базовых цветов модели, смешивая их в различных пропорциях. Пользуясь палитрой, он выбирает для своей работы один из заранее подготовленных цветов.
В категорию градиентных и сетчатых заливок сведены два класса заливок, обладающих общим признаком: в пределах заливаемого объекта выделяются некие «опорные пункты», для которых фиксируется цвет заливки, а в промежутках между ними цвет «перетекает», плавно меняясь (рис. 6.18). В полиграфин такие заливки называют цветовыми растяжками. В градиентных заливках в роли «опорных пунктов» выступают точки, прямые, квадраты и окружности, расположенные четко определенным образом (зависящим от типа градиентной заливки); в сетчатых заливках эту роль играют точки, расположенные в узлах сетки (что и определило название класса заливки).
Рис. 6.18. Пример градиентной (слева) и сетчатой (справа) заливок одинаковых объектов
На градиентных заливках основано множество приемов, позволяющих добиться различных графических эффектов (например, имитировать светотеневую картину или блики на блестящих предметах, как показано на рис. 6.19).
Рис. 6.19. Типы градиентных заливок: линейная (а), радиальная (б), коническая (в), квадратная (г)
Для создания градиентной заливки чаще всего пользуются либо инструментом Interactive Fill (Интерактивная заливка) вместе с панелью атрибутов, либо диалоговым окном Fountain Fill (Градиентная заливка). Первый вариант более нагляден, второй дает возможность построить схему градиентной заливки с наибольшей точностью. Познакомимся с первым из них в процессе построения заливок для аксонометрического изображения цилиндра.
Познакомимся ближе со средствами для задания градиентных заливок и управления их параметрами. В CorelDRAW практически любое действие с изображением можно выполнить несколькими способами, и каждый пользователь в зависимости от обстоятельств или привычки выбирает тот, который ему кажется наиболее подходящим. Для управления градиентными заливками служат инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка), панель атрибутов и диалоговое окно Fountain Fill (Градиентная заливка). В момент активности инструмента Interactive Fill (Интерактивная заливка) поверх объектов, имеющих градиентную заливку, выводятся управляющие схемы заливок (далее просто схемы) — совокупности элементов, манипулируя которыми мышью можно менять внешний вид заливки. Схемы для построенных в последнем упражнении заливок представлены на рис. 6.22.
Рис. 6.22. Схемы линейной и конической стандартных градиентных заливок и их элементы
Основным элементом схемы любой заливки является се направляющая — пунктирная линия со стрелкой, показывающая направление распространения цветового перехода (его градиент). В линейной, круговой и квадратной градиентных заливках направляющая прямолинейна, в конической она представляет собой половину окружности и радиус. Форму направляющей нельзя изменить без смены типа градиентной заливки. Размер и направление направляющей меняются путем перетаскивания мытью расположенных на ее концах начальной и конечной управляющих точек.
Управляющие точки градиентной заливки представляют собой квадратики, расположенные на направляющей градиентной заливки. Их цвет определяет цвет градиентной заливки в том месте цветового перехода, где расположена управляющая точка. На управляющей схеме любой градиентной заливки имеются минимум две управляющие точки, расположенные на ее краях. В стандартных градиентных заливках имеются только крайние управляющие точки, а на направляющей имеется еще один управляющий элемент — ползунок средней точки цветового перехода. Перетаскивая его вдоль направляющей, можно управлять скоростью изменения цвета. Ползунок отмечает точку, в которой компоненты цвета состоят из равных долей компонентов граничных цветов перехода.
Монохромными называются изображения, при воспроизведении которых используются только два базовых цвета (чаще всего - черный и белый), образующие различные оттенки за счет смешения в разных пропорциях. Их не следует путать со штриховыми изображениями, при воспроизведении которых используется только одна смесь базовых цветов (как правило, в соотношении 100 %:0 %)"а остальные оттенки отсутствуют (рис. 6.3).
В зависимости от технологии печати монохромных изображении в них принято использовать 256 или 100 смесей базовых цветов (если в качестве базовых выбраны черный и белый цвета, принято говорить об оттенках серого цвета). В подавляющем большинстве случаев при монохромной печати используется только одна краска, соответствующая базовому цвету. Второй базовый цвет образует носитель (например, бумага). Оттенки получаются за счет растрирования -'приема, при котором краска накладывается не сплошным слоем, а в виде отдельных пятен стандартной формы (чаще всего - круглых). Поскольку эти пятна малы, в глазу зрителя они сливаются в один тон, интенсивность которого зависит от соотношения размеров пятен и просветов между ними (явление смыкания). Количество пятен растра, приходящихся на единицу длины, называется лшшатурои. Минимальный размер пятна определяется аппаратным разрешением, обеспечиваемым устройством печати. Соотношение этих двух величин определяет количество воспроизводимых оттенков — чем меньше лпнпатура н выше аппаратное разрешение, тем больше можно воспроизвести оттенков базового цвета. Поскольку липпатура при печати практически всегда выбирается равном стандартному значению, при низком разрешении печатающего устройства (<1200 dpi) не удается воспроизвести все 256 оттенков базового цвета.
Рис. 6.2. Рабочее пространство с пристыковываемым окном Color Palette Browser (справа показаны три выбранные в пристыковываемом окне палитры: PANTONE Solid Colors. Christmas и стандартная палитра цветовой модели RGB)
Рис. 6.3. Монохромное (слева) и штриховое (справа) изображения
При подготовке рисунков для последующей монохромной печати чаще всего используется стандартная палитра CorelDRAW Grayscale RGB — в ней представлены все 256 оттенков базового цвета.
По умолчанию диалоговое окно Uniform Fill (Однородная заливка) открывается на вкладке Models (Модели), на которой представлены элементы управления, позволяющие задать параметры модели цвета. Сама модель цвета выбирается в раскрывающемся списке Model (Модель). Диалоговое окно, соответствующее модели CMYK, показано на рис. 6.5. Сравните его с рис. 6.10, на котором представлена модель RGB, и вы убедитесь, что все отличия заключаются только в наборе счетчиков, расположенных в правой части вкладки.
Чтобы назначить новый цвет заливки выделенным объектам, следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. С помощью раскрывающегося списка Model (Модель) выберите желаемую модель цвета.
2. В центре вкладки имеется полоса, па которой в спектральном порядке представлены цвета. Перетаскивая мышью указатель цвета на этой полосе и ориентируясь на положение указателя и на нижний образец в зоне Reference (Пример), выберите цвет, близкий к желаемому.
3. Установите более точные значения управляющих параметров модели цвета путем перетаскивания мышью указателя в области точного выбора цвета или с помощью счетчиков группы Components (Базовые цвета).
4. Щелкните на кнопке ОК.
Рис. 6.10. Элементы управления цветом на вкладке Models.
Если цвет однородной заливки следует выбрать из палитры цветов, не отображаемой в настоящее время в рабочем пространстве в виде экранной палитры (см. выше), это можно проделать при помощи вкладки Palettes (Палитры) диалогового окна Uniform Fill (Однородная заливка), представленной на рис. 6.11.
В левой части вкладки расположены раскрывающийся список Palette (Палитра) для выбора требуемой палитры и палитра, в которой приведены образцы и названия цветов. В правой части вкладки показаны образцы старого и вновь выбранного цвета заливки, а под ними — значения управляющих параметров двух моделей цвета. Выбрать, какие именно модели будут отображены, можно в меню, раскрывающемся после щелчка на кнопке Options (Настройка), во вложенных меню Valuel и Value2. С помощью счетчика Tint (Оттенок) можно указать, что вместо цвета из палитры для заливки следует применить его оттенок — значение счетчика определяет интенсивность оттенка.
Рис. 6.11. Вкладка Palettes
Примечание
Возможность воспользоваться оттенками предусмотрена не во всех палитрах, входящих в состав CorelDRAW.
Вкладка Mixers (Смесители), включенная в инструментарий для выбора цвета, ориентирована на пользователей, не слишком уверенных в своих колористических способностях. С помощью расположенных на ней элементов управления (рис. 6.12) можно выбирать цвета из динамически формируемых палитр, находящихся друг с другом в определенных цветовых отношениях.
На этой вкладке предлагаются следующие варианты построения динамических палитр: Primary (Первичный цвет), Compliment (Дополнительные цвета), Triangle 1 (Треугольник 1), Triangle 2 (Треугольник 2), Rectangle (По прямоугольнику), Pentagon (По пятиугольнику). Каждому из вариантов соответствует свое количество базовых цветов, начиная от которых будут построены динамические палитры. Базовому цвету соответствует кружок селектора цвета на цветовом круге. Количество и взаимное расположение селекторов цвета определяется перечисленными выше вариантами построения палитр.
Рис. 6.12. Элементы управления вкладки Mixers
Для варианта Primary (Первичный цвет) строится только одна динамическая палитра. Если перед открытием диалогового окна заливки был выделен объект, уже имеющий однородную заливку, ее цвет используется в качестве базового. Впрочем, его можно изменить, перетаскивая селектор цвета по цветовому кругу мытью или задавая новые значения управляющих параметров выбранной модели цвета счетчиками, расположенными в правой части вкладки.
Для варианта Complement (Дополнительные цвета) строятся две динамические палитры, базовые цвета которых выбираются так, чтобы соответствующие им селекторы цвета располагались на противоположных концах диаметра цветового круга. При перетаскивании любого из селекторов по кругу второй будет перемещаться синхронно в ту же сторону.
Для варианта Triangle 1 (Треугольник 1) строятся три динамические палитры. На цветовом круге появляются три селектора базовых цветов: черный, соответствующий первичному цвету; серый, соответствующий цвету, дополнительному к первичному (см. предыдущий вариант); и белый, свободный. При перетаскивании черного или серого селектора по кругу остальные селекторы перемещаются синхронно в туже сторону, сохраняя свое расположение по отношению друг к другу. При перемещении свободного селектора меняется только его положение относительно черного и серого селекторов.
Однородной заливкой называется заполнение ограниченного замкнутой кривой объекта цветом, который не меняется в пределах объекта. Цвет однородной заливки выбирается из палитры или подбирается с помощью рассмотренных выше цветовых моделей.
В предыдущих уроках, работая с объектами, мы не задавали для них никакой заливки. Следовательно, программа CorelDRAW назначала заливку этих объектов по умолчанию. После установки программы на жесткий диск для вновь создаваемых графических объектов по умолчанию задается режим No Fill (Без заливки), а для текстовых — черный цвет в модели CMYK. Однако из-за специфики метода установки параметров умолчания в CorelDRAW эти значения легко изменить, причем не только намеренно, но и случайно. Дело в том, что при установке параметров заливки вновь выбранный вариант применяется к выделенным объектам; если же перед началом установки параметров не выделено ни одного объекта, установленные параметры становятся новыми значениями умолчаний для заливки. Поэтому знакомство с приемами задания однородной заливки начнем с задания заливки по умолчанию.
При офсетной печати для воспроизведения всех оттенков цветового охвата достаточно четырех печатных форм, соответствующих голубому, пурпурному, желтому и черному цветам. Эти цвета являются базовыми в разностной модели воспроизведения цвета CMYK (Cyan, Magenta, Yellow, black) и называются триадными цветами, или цветами многослойной печати. Краски, соответствующие базовым цветам модели CMYK, полупрозрачные. Свет, проходя сквозь них и отражаясь от листа бумаги, теряет некоторые из своих хроматических составляющих — именно поэтому такая модель цвета называется разностной. Каждая краска накладывается на бумагу отдельным растром, и цветные пятна этих растров, смешиваясь частично на бумаге, частично в глазу зрителя, образуют миллионы всевозможных оттенков различных цветов.
При печати на некоторых недорогих цветных принтерах из числа базовых исключают черный цвет (модель CMY), но в этом случае качество воспроизведения черного цвета оставляет желать лучшего.
Поскольку офсетная печать используется практически во всех случаях, требующих тиражирования изображения, модель CMYK в CorelDRAW является основной цветовой моделью. Кроме нее часто используются палитры группы CMYK и палитра PANTONE® Process Color. В группу CMYK входит множество палитр, подобранных по тематическому признаку. В ней, например, имеются палитры с телесными цветами, с цветами осеннего леса, с цветами яблок и многие другие. При подготовке изображений для офсетной печати применение только приведенных на палитре цветов уже не является такой суровой необходимостью, как для шишечной печати. Но каждый раз, выбирая цвет не из палитры, а при помощи модели, следует помнить, что на экране монитора и на отпечатке этот цвет будет выглядеть по-разному. Если это не имеет решающего значения, то можно не ограничиваться стандартными цветами, приведенными в палитре.
На рис. 6.31 представлена панель атрибутов при работе с инструментом Mesh Fill (Сетчатая заливка).
Рис. 6.31. Панель атрибутов при работе с сетчатой заливкой
С помощью расположенных на панели атрибутов элементов управления можно воздействовать на сетку, лежащую в основе сетчатой заливки.
Счетчики числа строк и столбцов ячеек позволяют определять размерность сетки. Максимальное значение, которое можно установить в этих счетчиках, — 50. Но учтите, что чем больше это значение, тем труднее работать с сеткой и тем медленнее перестраивается изображение при внесении в него изменений.
Кнопки добавления и удаления узла позволяют изменять структуру сетки теми же приемами, что при редактировании кривой с помощью инструмента Shape (Форма). Однако имеются некоторые особенности. В частности, при удалении краевого узла удаляются не только примыкающий к нему сегмент сетки, но и вся линия, разделяющая строки или столбцы ячеек сетки (рис. 6.32).
Внимание
При удалении внутреннего узла сетки, в котором пересекаются две ее линии, вместе с ним сразу удаляются обе линии.
Рис. 6.32. Сетка до (слева) и после (справа) удаления краевого узла
Кнопки преобразования в прямолинейный и криволинейный сегменты позволяют выполнять преобразование примыкающих к выделенным узлам сегментов к выбранному типу — точно так же, как при редактировании кривых инструментом Shape (Форма).
Кнопки преобразования типа ума позволяют преобразовывать тип выбранного узла, изменяя поведение связанных с ним направляющих точек при редактировании узла.
Ползунок сглаженности кривой позволяет влиять на степень плавности кривых, проходящих через узлы сетки.
Кнопка копирования атрибутов сетчатой заливки позволяет перенести ранее построенную сетчатую заливку на выделенный объект.
Кнопка отмены сетчатой заливки отменяет сетчатую заливку и восстанавливает рапсе заданную заливку объекта. Еще раз отметим, что все изменения, внесенные в абрис в процессе редактирования сетки, сохраняются в нем и после отмены сетчатой заливки.
Примечание
В одиннадцатой версии CorelDRAW сетчатая заливка может применяться не только к векторным объектам, но и к точечным изображениям. В этом случае цвета управляющих узлов заливки берутся из лежащих непосредственно под ними пикселов. После применения к ним сетчатой заливки точечные изображения удаляются, и даже после отмены заливки восстановить их не удается, поскольку независимо от того, к какому классу относился объект, для которого была назначена сетчатая заливка, он автоматически преобразуется в объект специального класса — Mesh fill (Сетчатая заливка). При отмене заливки исходный объект не восстанавливается, восстанавливается только форма его контура в виде замкнутой кривой.
При плашечной печати каждому использованному в изображении оттенку соответствует отдельная краска. В процессе печати эта краска наносится на бумагу при помощи отдельной формы — сколько цветов, столько полиграфических форм требуется для печати. Непрозрачные краски для плашечной печати обеспечивают высокую точность воспроизведения цвета и выпускаются в соответствии со специальными каталогами. К сожалению, этим преимущества плашечной печати исчерпываются, а недостатков у нее довольно много. Поэтому к цветам плашечной печати рекомендуется прибегать только по согласованию с технологом типографии, в которой будет печататься изображение, и только в двух случаях: когда число использованных в изображении красок очень мало или когда требуется высокая точность воспроизведения цвета.
Разработка изображений для последующей плашечной печати без использования палитры лишена смысла — для нестандартного оттенка в типографии просто не найдется соответствующей цветной краски. Чаще всего при подготовке изображений для нлашечной печати пользуются палитрой PANTONE MATCHING SYSTEM®, в которой представлены все цвета наиболее распространенной системы сопоставления цветов (набора красок) PANTONE®. Образцы цвета этой системы печатаются па полосках картона, которые собираются в веер.
Для анализа представленного на изображении цвета служит инструмент Eyedropper (Пипетка). На панели этого инструмента расположена кнопка еще одного инструмента — Paintbucket (Банка с краской). С помощью этих инструментов можно легко переносить ранее назначенные обводки и заливки на другие объекты (рис. 6.14).
Рис. 6.14. Кнопки инструментов Eyedropper и Paintbucket
Чтобы перенести ранее построенную заливку на другой объект, следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. Выберите инструмент Eyedropper (Пипетка).
2. Щелкните мышью на ранее построенной однородной заливке. Если при этом открыто нристыковывасмое окно Color (Цвет), то расположенные в нем элементы управления (селекторы цвета и счетчики управляющих параметров модели цвета) установятся в соответствии с выбранным пипеткой цветом.
3. Выберите инструмент Paintbucket (Банка с краской). Если перед этим был выбран инструмент Eyedropper (Пипетка), то можно временно переключиться на инструмент Paintbucket (Банка с краской), нажав и удерживая клавишу Shift.
4. Щелкните мышью на объекте, па который требуется перенести заливку. При этом в зависимости от того, какую форму имеет указатель мыши в момент щелчка, цвет переносится па заливку или на обводку объекта (рис. 6.15).
Рис. 6.15. Работа инструментом Paintbucket
Заливка объекта является одним из его атрибутов, следовательно, ее управляющие параметры должны отображаться на панели атрибутов. Для этого следует выделить объект или несколько объектов с одинаковой заливкой, а затем выбрать в панели инструментов инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка). После этого панель атрибутов будет выглядеть примерно так, как показано на рис. 6.16 (па нем панель атрибутов изображена в виде окна, хотя обычно она пристыковывается к верхнему краю рабочего пространства).
Рис. 6.16. Панель атрибутов в режиме отображения параметров однородной заливки по модели CMYK
Кроме изменения параметров однородно!] заливки с помощью панели атрибутов удобно копировать ранее созданную заливку на выделенный объект. Для этого следует щелкнуть на кнопке копирования атрибутов заливки (см. рис. 6.16), а затем щелкнуть острием появившейся на экране толстой горизонтальной стрелки па любой внутренней точке объекта с копируемой заливкой. Впрочем, этот прием копирования заливки годится не только для однородных, но и для специальных заливок, которые рассматриваются в следующем разделе. А сейчас попробуем применить однородные заливки на практике для раскрашивания пейзажа.
Сетчатая заливка — инструмент, появившийся в CorelDRAW сравнительно недавно (в версии 9), и его возможности совершенствуются от версии к версии. Чтобы построить аналогичную сетчатой заливку другими средствами, потребовалось бы создавать множество отдельных объектов и градиентных заливок, а потом долго и кропотливо подгонять их друг к другу, добиваясь эффекта, с применением сетчатой заливки возникающего автоматически.
Несколько упрощая, можно считать, что при назначении сетчатой заливки объекту произвольной формы на него накладывается сетка, имеющая заранее заданное число «строк» и «столбцов». Сетка состоит из узлов, соединенных линиями. Линии очень похожи на обычные кривые CorelDRAW, но узлы, находящиеся в местах пересечения вертикальных и горизонтальных линий, соединены друг с другом, и их нельзя перемешать по отдельности — только вместе. Поэтому в зависимости оттого, в каком месте сетки расположен узел — посередине, с краю или в углу, — из него могут выходить четыре, три или два сегмента линии и соответственно при выборе узла на экране появляются четыре, три или две направляющие точки.
Перетаскивая узлы сетки и манипулируя направляющими точками, можно придать ячейкам сетки произвольную форму. Для чего это нужно? Для последующего задания согласованной группы цветовых переходов, каждый из которых эквивалентен градиентной заливке. Каждой паре узлов, соединенных сегментом сетки, соответствует такой переход, причем плавная смена цвета происходит вдоль сегмента. А поскольку каждому узлу может быть назначен свой цвет, результат получается весьма впечатляющим. Более того, каждый такой элементарный переход может быть превращен из стандартной градиентной заливки в заказную, поскольку двойным щелчком мыши на сегментах можно размещать дополнительные узлы, играющие роль управляющих точек. На рис. 6.28 представлена простейшая сетчатая заливка, примененная к квадрату. В сетке перемещено четыре узла, а затем для шести узлов, лежащих на границе, был назначен цвет (перетаскиванием с экранной палитры). Остальные узлы приняли цвет однородной заливки, назначенный для объекта до применения сетчатой заливки.
Рис. 6.28. Сетчатая заливка. В середине виден выделенный узел с выходящими из него линиями сетки, обозначенными направляющими точками (размеры узлов и направляющих точек несколько увеличены)
Программа CorelDRAW изначально предназначалась для работы с иллюстративной графикой, то есть для построения изображений условных, упрощенных объектов. Увы, в природе и окружающей человека среде практически не встречаются объекты с идеально однородными цветовыми поверхностями, и попытки разбить их изображения па однородно закрашенные части приводит к неестественности, «мультяшности». Это не всегда плохо и вполне годится для работы с рекламными и упаковочными материалами, плакатами, схематическими изображениями, для дизайна страниц web-узлов и, наконец, для кадров мультфильмов! Но во многих случаях однородной заливки либо просто недостаточно, чтобы реализовать творческий замысел, либо ее применение требует неоправданно больших затрат труда и времени.
В таких случаях целесообразно воспользоваться богатейшим арсеналом специальных заливок CorelDRAW. Именно эти средства, по мере эволюционного развития программы доведенные до высокой степени совершенства, позволяют воплотить в изображении практически любой художественный замысел с минимальными затратами труда.
Назначение объектам специальных заливок выполняется с помощью уже освоенных нами в предыдущих разделах элементов интерфейса: кнопок панели инструмента Fill (Заливка), панели атрибутов, инструмента Interactive Fill (Интерактивная заливка), однако способы их применения значительно отличаются от описанных выше. Мы познакомимся с ними, рассматривая отдельные категории специальных заливок.
Текстурные заливки представляют собой особый вид точечных изображений, которые не формируются из заранее заготовленных и сохраненных раппортов, а подобно заливкам узорами PostScript при каждом использовании создаются заново путем расчета по математической модели. Это не означает, что у текстурных заливок, как и у заливок PostScript, отсутствуют плитки с повторяющимся узором. Такие плитки имеются, но рисунок на них создается динамически, а не хранится на диске. Арсенал текстурных заливок представляет собой обширный (более ста единиц) набор таких математических моделей, у каждой из которых имеется уникальный набор управляющих параметров. Эти модели распределены по нескольким библиотекам, в которых хранятся несколько десятков описаний текстур и у каждой есть имя, описывающее ее внешний вид (например, Leather 3C соответствует описанию текстуры, внешний вид которой напоминает кожу) с достаточной, впрочем, степенью условности.
Основным параметром каждой из моделей, по которым строится изображение, является номер текстуры. Построение изображения по одной модели, но с разными номерами текстур дает сильно различающиеся результаты. И наоборот, если прочие управляющие параметры модели не меняются, то, построив два раза изображение по одной модели с одним номером текстуры, мы получим одинаковые результаты.
Как и остальные заливки, текстурные заливки в CorelDRAW могут назначаться двумя способами: с помощью инструмента Interactive Fill (Интерактивная заливка) в паре с панелью атрибутов и с помощью диалогового окна Texture Fill (Текстурная заливка). Ознакомимся с этими инструментами в ходе выполнения следующего упражнения.
Условные пейзажи, подобные рассмотренному в этом упражнении, часто выступают в качестве фона для самых различных работ, и от них не требуется ни высокая точность, ни реалистичность изображения.
1. Постройте инструментом Rectangle (Прямоугольник) прямоугольную границу будущего пейзажа. Скопируйте построенный прямоугольник с помощью кнопок стандартной панели инструментов и перетащите средний маркер верхней границы рамки выделения копии далеко вниз, за нижнюю границу исходного прямоугольника. Копия перевернется, и в результате получатся два прямоугольника с совмещенными сторонами — в них мы будем изображать части пейзажа, «небо» и «землю».
2. С помощью инструмента Freehand (Произвольная кривая) постройте гряду перекрывающих друг друга холмов. Каждая группа холмов строится как замкнутая кривая, нижняя часть которой расположена ниже липни горизонта. Замкнув кривую, выделите нижний прямоугольник («землю».), а затем — вновь построенную кривую (именно в такой последовательности!) и щелкните на кнопке Trim (Исключение) па панели атрибутов. Это совместит нижний край холмов с линией горизонта.
Подсказка
Начните с самых высоких холмов, а меньшие постройте поверх них — если строить объекты от заднего плана к переднему, отпадает необходимость упорядочивать их в стопке отдельными операциями.
3. С помощью инструмента Ellipse (Эллипс) при нажатой клавише Ctrl постройте круг, который будет изображать солнце (рис. 6.17).
Рис. 6.17. Контуры объектов, составляющих условный пейзаж
4. С помощью экранной палитры раскрасьте пейзаж. Для этого назначьте каждому из его объектов заливку, перетаскивая на них образцы соответствующих цветов: для земли — коричневого, для неба — голубого, для дальней гряды холмов — светло-серого, для средней гряды — темно-серого, для ближней — черного. Солнце сделайте желтым.
5. Чтобы солнце садилось за холмы, а не перед ними, выделите его, а затем выберите команду Arrange > Order > Behind (Монтаж > Порядок > Позади объекта). Появившуюся горизонтальную стрелку переместите на любую точку дальней гряды холмов и щелкните мышью. Теперь все в порядке! Сохраните файл иод именем Sunset — он пригодится нам для следующего упражнения.
В этом упражнении мы построим изображение цилиндра и попробуем придать ему объемность с помощью традиционного приема рисовальщиков — накладывания теней и бликов.
1. Создайте новый документ CorelDRAW и установите пять направляющих: две вертикальные с координатами 50 и 100 мм и три горизонтальные с координатами 250, 240 и 200 мм. Вначале перетащите первую направляющую мышью с вертикальной координатной линейки, а затем откорректируйте ее положение с помощью соответствующего счетчика панели атрибутов. Точно так же поступите со второй вертикальной и тремя горизонтальными направляющими (последние перетащите с горизонтальной координатной линейки). Включите режим Snap To Guidelines (Привязать к направляющим) третьей справа кнопкой на панели атрибутов (рис. 6.20). Выберите инструмент Zoom (Масштаб) и растяните им прямоугольник вокруг зоны пересечения направляющих.
Рис. 6.20. Панель атрибутов направляющей
2. Нарисуйте внутри верхнего из прямоугольников, образованных пересечением направляющих, сильно растянутый в горизонтальном направлении эллипс, воспользовавшись для этого инструментом Ellipse (Эллипс). Начните с левого верхнего угла прямоугольника и перетащите указатель мыши в его правый нижний угол. Режим привязки к направляющим сделает свое дело, и габариты построенного эллипса будут в точности равны 50 и 10 мм. Выберите инструмент Pick (Выбор), выделите им построенный эллипс и при нажатой клавише Ctrl перетащите его вниз так, чтобы он касался снизу нижней горизонтальной направляющей (в момент касания часть направляющей будет выделена цветом). Перед тем как освободить левую кнопку мыши, нажмите ее правую кнопку, тогда эллипс будет не перемещен, а скопирован одновременно с перемещением копии. Инструментом Rectangle (Прямоугольник) постройте прямоугольник, касающийся направляющих всеми своими сторонами, так чтобы он охватывал верхний эллипс и касался нижнего. Установите в счетчике Y панели атрибутов значение 220 и нажмите клавишу Enter — горизонтальные стороны прямоугольника должны совместиться с большими осями эллипсов, а вертикальные — с касательными к эллипсам (рис. 6.21, я).
В этом упражнении мы продолжим работу над пейзажем и постараемся добиться большей выразительности неба и земли с помощью заказных градиентных заливок.
1. Откройте ранее сохраненный файл Sunset.cdr, в котором находится изображение пейзажа.
2. Выберите инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка) и перетащите указатель мыши от нижней части неба до верхней. Это назначит объекту стандартную двухцветную градиентную заливку с установками управляющих параметров по умолчанию. Эти установки предполагают плавный цветовой переход от исходного цвета заливки объекта к сплошному белому. Получается, конечно, не совсем похоже на небо — будем исправлять. Перетащите пурпурный цвет из соответствующего образца палитры и отпустите кнопку мыши, когда указатель будет находиться па пунктирной направляющей несколько выше начальной управляющей точки в схеме линейной градиентной заливки. Как видите, прием перетаскивания цвета годи гея не только для однородных заливок. Теперь перетащите оранжевый цнет и отпустите кнопку прямо над пурпурным. Продолжайте создавать дополнительные управляющие точки, пока не получится цветовой переход от пурпурного через оранжевый, желтый и голубой к конечному черному. Теперь это похоже на закатное небо!
3. Далее надо поместить на небо две-три звезды. Звезду построим отдельно, снизу от основного пейзажа. Роль звезды сыграет квадрат с квадратной градиентной заливкой — четыре луча заливки очень похожи на мерцание звезды. Итак, строим квадрат с помощью инструмента Rectangle (Прямоугольник) при нажатой клавише Ctrl, затем выбираем инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка), а на панели атрибутов задаем градиентную заливку типа Square Fill (Квадратная заливка) крайней правой кнопкой в группе кнопок выбора типа градиентной заливки. Выберите инструмент Pick (Выбор) и уменьшите звезду до желаемого размера, перетаскивая внутрь любой угловой маркер ее рамки выделения. Перетащите звезду на небо, поближе к верхнему краю. Если одной звезды недостаточно, перетащите звезду на новое место, но перед отпусканием левой кнопки мыши не забудьте щелкнуть правой кнопкой — будет создана копия.
Пожалуй, на созданном нами в одном из предыдущих упражнений пейзаже не хватает пары облаков. Изобразим их с помощью сетчатой заливки.
1. Откройте сохраненный ранее файл sunset.cdr. Начнем с изображения абриса облака. В качестве такового сгодится практически любая замкнутая кривая, построенная инструментом Bezier (Кривая Безье). Но, поскольку наш пейзаж изображен на листе альбомной ориентации, постарайтесь сделать ее вытянутой в ширину. Отмените обводку облака, щелкнув правой кнопкой мыши на перечеркнутом образце цвета на экранной палитре. Для заливки облака выберите чистый белый цвет.
Примечание
Совсем не обязательно стараться сразу построить облако желаемого размера на том месте, где оно будет располагаться в конечной композиции, — изменить размер и положение объекта не составит труда.
2. Выберите в панели инструмента Interactive Fill (Интерактивная заливка) инструмент Mesh Fill (Сетчатая заливка). На объекте, изображающем облако, появится сетка (по умолчанию размером 3x3 ячейки, чего вполне хватит для этого упражнения). Попробуйте откорректировать форму облака, перетаскивая мышью узлы, расположенные на абрисе облака. В результате должно получиться что-то похожее на рис. 6.29.
Примечание
Обратите внимание, что при работе инструмент Mesh Fill (Сетчатая заливка) ведет себя в точности как инструмент Shape (Форма) — кстати, при этом действительно изменяется форма кривой, и если впоследствии сетчатую заливку убрать, эти изменения сохранятся.
Рис. 6.29. Сетчатая заливка облака
3. Теперь осталась самая трудоемкая, но и самая творческая часть работы — назначение цветов основным и дополнительным узлам сетки. Чтобы не сковывать вашу творческую фантазию, ограничимся рекомендацией: если раскрасить узлы в верхней части облака через один в легкие оттенки серого цвета, а в нижней части — в нежные оттенки розового, то получится довольно похоже на облако, подсвеченное снизу заходящим солнцем. Чтобы назначить цвет узлу сетчатой заливки, достаточно выделить его щелчком инструментом Mesh Fill (Сетчатая заливка), а затем щелкнуть на образце экранной палитры с нужным цветом.
Чтобы познакомиться с поведением заливки двухцветным узором, а заодно освоить полезный прием имитации аксонометрического изображения параллелепипеда, изобразим штабель кирпичей, показанный на рис. 6.34.
1. Начните с построения прямоугольника произвольного размера, а затем с помощью панели атрибутов установите размеры его сторон равными 50 и 25 мм. Затем с помощью диалогового окна Pattern Fill (Заливка узором) назначьте ему заливку двухцветным «кирпичным» узором, задав размер раппорта 5 мм и установив флажок Transform fill with object (Преобразовывать заливку с объектом).
2. Два раза скопируйте прямоугольник, перетащите на свободное место копии и приступайте к сборке развертки «штабеля». Включите режим привязки к объектам командой View > Snap To Objects (Вид > Привязать к объектам). С помощью панели атрибутов уменьшите вдвое ширину одного из прямоугольников (он будет изображать левую грань штабеля) и переместите так, чтобы совместить его правую сторону с левой стороной передней грани. Затем, перетаскивая оставшийся прямоугольник, совместите его нижнюю сторону с верхней стороной передней грани (рис. 6.35).
Рис. 6.34. Штабель кирпичей — пример заливки двухцветным узором
Рис. 6.35. Развертка параллелепипеда
3. Установите вертикальную направляющую, перетащив ее с вертикальной координатной линейки до совмещения с левым краем левой грани. Щелкните два раза мышью на передней грани, чтобы появились стрелки скоса. Удерживая нажатой клавишу Ctrl, перетащите вниз левые стрелки скоса, доведя скос до 15°. Выполните скос левой грани на тот же угол, но теперь следует перетаскивать правые стрелки скоса. Верхние стрелки скоса верхней грани следует перетаскивать влево до совмещения угла верхней грани с вертикальной направляющей (рис. 6.36). Обратите внимание на то, как вместе с формой граней искажается рисунок заливки.
Рис. 6.36. Грани параллелепипеда готовы к окончательному совмещению
4. Остается только снова совместить грани. Выделите левую грань и при нажатой клавише Ctrl перетащите ее вниз до совмещения с передней гранью. Затем два раза щелкните мышью на верхней грани и, перетаскивая левые стрелки скоса, совместите длинную сторону верхней грани с длинной стороной передней грани. Два раза щелкните на левой грани и, перетаскивая левые стрелки скоса, устраните оставшийся «зазор». Готово!
Подсказка
Отметим, что таким образом можно «виртуально склеить» развертку прямоугольной коробки, на гранях которой может быть не только заливка узором, но и любые векторные изображения. Конечно, получится далеко не аксонометрическое изображение, но все же оно даст более наглядное представление о том, как будет выглядеть, например, упаковочная коробка для нового товара, чем развертка той же коробки.
Построим текстурную заливку окружности, поработаем со схемой заливки, а затем изменим параметры заливки с помощью диалогового окна.
1. С помощью инструмента Ellipse (Эллипс) постройте на странице окружность (не забудьте удерживать нажатой клавишу Ctrl, чтобы окружность получилась правильной).
2. Не отменяя выделения только что построенной окружности, выберите в наборе инструментов инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка) и раскройте, список выбора начальной заливки на панели атрибутов (рис. 6.40). Выберите в нем понравившуюся вам текстуру и щелкните на ее образце. Обратите внимание, что поверх текстуры, заполнившей выделенный объект, отображается схема заливки. Попробуйте перетаскивать ее маркеры мышью и убедитесь, что функциональность схемы та же, что у заливок узором. Попробуйте выбрать на панели атрибутов другую текстуру, предварительно выбрав другую библиотеку текстур.
3. На панели инструмента Fill (Заливка) щелкните на кнопке текстурной заливки. На экране появится диалоговое окно Texture Fill (Текстурная заливка), содержащее элементы управления более тонкой настройкой текстурной заливки (рис. 6.41).
Рис. 6.40. Панель атрибутов при работе с текстурными заливками и схема текстурной заливки
Рис. 6.41. Диалоговое окно Texture Fill
4. Ознакомьтесь с элементами управления диалогового окна Texture Fill (Текстурная заливка). В его левой верхней части располагаются раскрывающийся список с названиями библиотек текстур и ниже него — список названий текстур, содержащихся в текущей библиотеке Texture List (Список текстур). В панели атрибутов названия текстур отсутствуют, что затрудняет выбор нужной текстуры. Ниже списка текстур располагается область предварительного просмотра текстуры, изображение в которой обновляется каждый раз после щелчка на кнопке Preview (Предварительный просмотр). Кнопка Options (Дополнительно) открывает диалоговое окно Texture Options (Параметры структуры), о котором, так же как и о диалоговом окне Tiling (Плитки), речь пойдет ниже. Щелкните на кнопке Tiling (Плитки). Раскроется одноименное диалоговое окно (рис. 6.42).
В связи с постоянно расширяющимся спросом на графическую продукцию для размещения и использования на страницах WWW воспроизведение изображений на экране монитора стало очень распространенным способом публикации. Кроме того, в процессе работы над изображением автор также видит его на экране монитора. Основной особенностью этой технологии является аддитивная цветовая модель RGB (Red, Green, Blue). В ней для воспроизведения цвета используются не краски, а цветные источники света, при этом зритель воспринимает не отраженный, а излученный свет. Оттенки цветов формируются за счет сложения трех базовых цветов: красного, зеленого и синего. Интенсивность цвета создается яркостью соответствующего светового луча и меняется для каждого базового цвета в диапазоне от 0 (что соответствует отсутствию света и, следовательно, черному цвету) до 255 (что соответствует чистому хроматическому тону). Суммирование трех лучей базовых цветов максимальной интенсивности соответствует чистому белому цвету.
Основной смысл применения палитры при подготовке экранных изображений состоит в том, что так удобнее обеспечивать цветовое единство различных изображении, избегая появления множества ненужных, практически неотличимых друг от друга оттенков.
При подготовке изображений для воспроизведения на экране монитора наиболее подходят палитры группы RGB (в ней имеются такие же «тематические» палитры, что и в группе палитр CMYK, о которой уже упоминалось выше).
О роли цветовых палитр, содержащих в себе образцы цвета, говорилось выше, так же как и о случаях, когда ими целесообразно пользоваться. Экранной палитрой называется специальное окно, которое может отображаться на экране либо в свободном состоянии (в виде окна), либо пристыкованным к правому краю экрана. Пристыкованные экранные палитры представлены на рис. 6.2, а на рис. 6.6 показаны экранные палитры Default RGB (Палитра по умолчанию) в свернутом виде и Christmas (Рождество) в развернутом. Обе палитры были ранее «оторваны» (то есть перетащены мышью за любую свободную от образцов цвета и кнопок точку в середину рабочего пространства).
Рис. 6.6. Экранные палитры в виде окон в рабочем пространстве
Чем больше места в рабочем пространстве занимают инструменты, тем меньше его остается для изображения. Из-за этого многие элементы пользовательского интерфейса CorelDRAW (в частности - экранные палитры) по умолчанию отображаются в свернутом виде, занимая минимум рабочего пространства. В таком виде практически во всех экранных палитрах CorelDRAW отображается только часть образцов с включенными в них цветами. Чтобы добраться до нужного образца, иногда приходится пользоваться кнопками прокрутки (см. рис. 6.6). Чтобы увидеть все образцы включенных в палитру цветов, щелкните па кнопке развертывания палитры. О свертывании пристыкованной палитры заботиться не нужно — она сворачивается автоматически после первого же щелчка мышью вне ее границы. Если вы захотите свернуть палитру в виде окна в рабочем пространстве, измените ее размеры так, чтобы вдоль одной из сторон палитры помещался только один образец цвета.
Выбор палитр цветов, отображаемых в рабочем пространстве, осуществляется с помощью пристыковываемого окна Color Palette Browser (Просмотр палитр цветов). Если это окно отсутствует на экране, его можно сделать доступным, выбрав команду Window > Dockers > Color Palette Browser (Окно > Пристыковьшаемыеокна > Просмотр палитр цветов). То же самое можно сделать, выбрав нужную палитру в меню Window > Color Palettes (Окно > Палитры цветов). Кроме того, палитры доступны и из диалоговых окон заливки, рассматриваемых ниже.
Если вы решили воспользоваться для создания однородной заливки цветом, отсутствующим в палитрах, создав его с помощью Toii или иной модели цвета, вам поможет диалоговое окно Uniform Fill (Однородная заливка). Оно представлено на рис. 6.5. С его помощью можно как создавать новую, так и редактировать назначенную ранее однородную заливку. Вначале выделите объект или несколько объектов, для которых необходимо задать или отредактировать заливку, а затем раскройте диалоговое окно. Проще всего это сделать, щелкнув мышью на крайней левой кнопке панели инструмента Fill (Заливка), представленной на рис. 6.9.
Рис. 6.9. Панель инструмента Fill и кнопки выбора категорий заливок
Вкладки диалогового окна Uniform Fill (Однородная заливка) позволяют выбрать для однородной заливки любой цвет, обеспечивая доступ ко всем моделям цвета и палитрам. Рассмотрим работу с каждой из вкладок отдельно.
Альтернативой диалоговому окну Uniform Fill (Однородная заливка) является прнстыковываемое окно Color (Цвет). В этом окне расположены все элементы управления, необходимые для работы с моделями цвета (рис. 6.13).
Подсказка
Если при работе над изображением приходится часто пользоваться моделями цвета, пристыковываемое окно предпочтительнее — оно, в отличие от диалогового окна, может постоянно находиться в рабочем пространстве.
Рис. 6.13. Пристыковываемоеокно Color
Выбор цвета осуществляется так же, как в диалоговом окне (см. выше). Отличие состоит в том, что после щелчка мышью на кнопке Fill (Заливка) или Outline (Обводка) в нижней части прнстыковываемого окна выбранный цвет назначается либо заливке выделенных объектов, либо их обводке.
Примечание
Пристыковываемым окном Color (Цвет) удобно пользоваться также при переносе цвета заливки ранее созданного объекта на заливку нового объекта с небольшой корректировкой управляющих параметров модели цвета (см. в следующем разделе).
Как уже отмечалось выше, заливка цветным узором почти не отличается от заливки двухцветным узором. Все различия обусловлены отсутствием разделения на основной и фоновый цвета. Средства управления заливками многоцветным узором представлены на рис. 6.37, там же приведены и образцы таких заливок, полученные преобразованием одного из стандартных образцов узора.
Рис. 6.37. Заливки многоцветным узором и средства управления ими
Чтобы назначить выделенному объекту или нескольким объектам заливку двухцветным узором, следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. Выберите инструмент Interactive Fill (Интерактивная заливка).
2. На панели атрибутов (рис. 6.33) установите категорию заливки Pattern Fill (Заливка узором) и выберите в раскрывающемся списке альтернативу Two Color Pattern (Двухцветный узор).
3. В раскрывающемся списке вариантов начальной заливки выберите необходимый узор.
4. С помощью раскрывающихся списков основного и фонового цвета выберите пару цветов, в которых будет воспроизводиться заливка.
5. Кнопками настройки размеров плитки (левая кнопка соответствует маленькой плитке, средняя — средней, а правая — большой) или соответствующими счетчиками установите величину раппорта.
Рис. 6.33. Заливки двухцветным узором и средства управления ими
В результате выделенные объекты получат заказанную заливку (вроде изображенной на левом верхнем образце рис. 6.33). Поверх заливки отображается схема заливки, состоящая из четырех маркеров и пунктирного четырехугольника, размеры которого соответствуют плитке узора (раппорту). Перетаскивая расположенный в центре ромбовидный маркер инструментом Interactive Fill (Интерактивная заливка), можно сместить начальную точку заливки по отношению к объекту. Перетаскивание квадратных черного и белого маркеров позволяет масштабировать и скашивать пунктирную рамку схемы, искажая форму плитки узора. Перетаскивая маркер в форме кружка, можно разворачивать схему заливки, меняя ориентацию узора по отношению к объекту с заливкой.
Подсказка
Работать со схемой заливки узором намного удобнее при увеличенном масштабе изображения.
Кнопка преобразования заливки с объектом управляет поведением заливки при некоторых преобразованиях объекта. Если режим преобразования заливки с объектом выключен, то повороты объекта, его масштабирование и скос не оказывают влияния на ориентацию и рисунок плиток заливки. Как влияет включение этого режима на форму заливки узором, мы увидим при выполнении упражнения 6.5.
Чтобы изменить текущее значение заливки по умолчанию, сделайте следующее.
1. Отмените выделение объектов на рисунке. Проще всего это сделать, нажав клавишу Esc. Нажмите и удерживайте кнопку мыши на кнопке инструмента Fill (Заливка) до тех пор, пока не появится панель этого инструмента. Щелкните в ней на кнопке отмены заливки (она перечеркнута косым крестом).
2. На экране появится диалоговое окно Uniform Fill (Однородная заливка), предназначенное для установки значений, принятых по умолчанию (рис. 6.4). Сообщение в окне говорит о том, что CorelDRAW собирается менять принятые по умолчанию значения параметров заливки вновь создаваемых объектов рисунка. Поскольку мы собираемся задать режим заливки только для графических объектов (для текста мы сделаем это позднее), установите флажок Graphic (Графика) и сбросьте два других флажка. Щелкните на кнопке ОК — режим заливки новых графических объектов по умолчанию установлен.
Рис. 6.4. Диалоговое окно настройки принятых по умолчанию значений для однородной заливки
Теперь выполним ту же операцию для текстовых объектов — вы еще не забыли, что текст, так же как графический объект, может иметь обводку и заливку? И если все вновь создаваемые вами в рисунке тексты вдруг стали зелеными или приобрели еще какой-нибудь экзотический цвет, значит, пора восстановить параметры режима заливки текста по умолчанию. Мы воспользуемся в качестве цвета такой заливки черным (хотя можно взять и любой другой цвет) и моделью цвета CMYK (просто из-за того, что с ней приходится работать чаще, но варианты возможны и здесь). Это даст нам возможность попутно ознакомиться с техникой выбора цвета с помощью этой модели.
1. Повторите описанные выше шаги вплоть до появления на экране напели инструмента Fill (Заливка). На этот раз щелкните на кнопке Fill Color Dialog (Однородная заливка) — левой крайней на панели инструмента. В диалоговом окне установки параметров по умолчанию (см. рис. 6.4) сбросьте флажок Graphic (Графика) и установите флажки Artistic Text (Фигурный текст) и Paragraph Text (Простой текст). После щелчка на кнопке ОК раскроется диалоговое окно Uniform Fill (Однородная заливка), представленное на рис. 6.5.
PostScript© — название языка, разработанного фирмой Adobe™ для описания объектов векторной графики. Существует-большое количество программных средств, ориентированных на работу с графикой, представленной в формате этого языка, но не это главная причина его широчайшего распространения. Дело в том, что очень многие модели высококачественных воспроизводящих устройств (принтеров, фотонаборных автоматов, графопостроителей) имеют в своем составе встроенные средства интерпретации языка PostScript.
В состав PostScript входит около сотни различных узоров для заливки объектов, каждый из которых имеет собственное название. Эти узоры представляют собой монохромные и цветные векторные изображения, строящиеся непосредственно перед выводом на печать по своей математической модели. У каждого из узоров имеется несколько управляющих параметров, меняя которые можно существенно влиять на внешний вид заливки.
Подсказка
В отличие от ранее рассмотренных вариантов заливки узорами, в заливке узором PostScript не выделяются отдельные плитки и нет возможности влиять на размеры и ориентацию раппорта. В этом смысле их изобразительные возможности несколько уже.
На рис. 6.39 представлены средства управления заливками узором PostScript и четыре варианта такой заливки, полученные изменением управляющих параметров заливки иод названием Basketweave (Корзиночное переплетение).
Рис. 6.39. Заливки узором PostScript и средства управления ими
При работе с заливками узором PostScript следует иметь в виду несколько особенностей. Эти заливки формируются на этапе вывода на печать и в обычном режиме отображения на экране выглядят как область, заполненная аббревиатурами PS. Однако если включить режим отображения Enhanced (Улучшенный) и настроить монитор па отображение глубины цвета не менее 24 бит на пиксел (16 миллионов цветов), то в процессе перерисовки изображения будет выполняться расчет по математическим моделям и вывод заливки на экран в графическом виде так, как она будет отображена при печати. Правда, это может занять достаточно много времени.
Заливки точечным узором применяются теми же способами, что и описанные выше заливки двухцветным и многоцветным узорами. Они отличаются от заливок многоцветными узорами тем, что в качестве раппорта применяется не векторное, а точечное изображение, что влечет За собой проблемы при масштабировании и преобразовании объектов. Средства управления заливками точечным- узором представлены на рис. 6.38.
Рис. 6.38. Заливки точечным узором и средства управления ими
Однородные заливки
Заливка по умолчанию
Выбор цвета заливки с помощью экранной палитры
Выбор цвета заливки в диалоговом окне Uniform Fill
Назначение цвета однородной заливки с помощью модели цвета
Назначение цвета однородной заливки с помощью палитр
Назначение цвета однородной заливки с помощью смесителей
Выбор цвета заливки в пристыковываемом окне Color
Применение инструментов Eyedropper и Paintbucket
Применение панели атрибутов для назначения и изменения однородной заливки
Специальные заливки
Градиентные и сетчатые заливки
Градиентные заливки
Инструмент Interactive Fill и диалоговое окно Fountain Fill
Сетчатые заливки
Панель атрибутов при работе с сетчатой заливкой
Заливки узором
Заливка двухцветным узором
Заливка цветным узором
Заливка точечным узором
Заливка растром PostScript
Текстурные заливки
Что нового мы узнали
Для любителей подробностей
Мы уже знаем, что при определении формы объектов, из которых состоит векторное изображение, приходится иметь дело с линиями и узлами. Расположение узлов, тип объекта и форма линии во многом определяют, что мы увидим на итоговом изображении. Во многом, но не во всем. Узлы и линии - это скелет изображения, но восприятие этого изображения определяется не только ими. Рассматривая готовую работу, зритель видит не сами объекты, а их заливки и контуры. Контурам посвящен следующий урок, а сейчас пора поговорить о заливках. Под заливкой в CorelDRAW принято понимать заполнение замкнутого объекта.
Примечание
В одиннадцатой версии программы появилась возможность отображать на экране и при печати изображения заливку, назначенную незамкнутым объектам. В этом режиме (выключенном по умолчанию) автоматически замыкаются все незамкнутые объекты фиктивным сегментом без обводки, после чего становится видна заливка.
В зависимости от средств формирования различают восемь типов запивок (рис. 6.1):
однородные или сплошные заливки;
градиентные заливки;
заливки двухцветным узором;
Заливки узором — это категория декоративных заливок, в которых используются заранее сделанные заготовки. Основой таких заготовок служит раппорт — фрагмент изображения, многократным тиражированием которого и образуется заливка. Раппорт представляет собой квадрат с самосовмещающимся изображением. Это означает, что при составлении двух раппортов в ряд по горизонтали или вертикали обрезанные краем раппорта части изображения совместятся. Разработка раппорта — непростое занятие (см. урок 13), но в комплект поставки CorelDRAW входят достаточно обширные библиотеки, включающие в себя очень много узоров, среди которых почти всегда можно подобрать подходящий. Назначение заливки объекта узором похоже на укладку кафельной плитки с нанесенным на нее рисунком — та же основная проблема: как быть на краях, когда плитка не помещается целиком? И решается она также — выступающие за край объекта фрагменты раппортов попросту обрезаются.
В зависимости от характера изображения, составляющего раппорт, заливки узором (возможно, их было бы правильнее назвать заливками орнаментом) подразделяются на три категории: двухцветные, цветные (или полноцветные) и точечные. Две первые применяются практически одинаковыми способами за одним исключением — в двухцветных заливках выделяют цвет переднего плана и цвет фона, и этим ограничивается вся палитра раппорта. Двухцветные и точечные заливки представляют собой точечные узоры, то есть их преобразование неизбежно влечет за собой некоторую утрату качества изображения. Заливки многоцветным узором строятся на основе векторных изображений, и их преобразования не приводят к искажениям. Сказанное относится только к простейшим преобразованиям (масштабированию, скосу, повороту). Рассматриваемые ниже более радикальные и универсальные преобразования (перспектива, огибающие, линзы), воздействуя на форму объекта с заливкой узором, не оказывают влияния на узор.
В CorelDRAW предусмотрено два механизма задания заливок узором: с помощью инструмента Interactive Fill (Интерактивная заливка) и панели атрибутов (универсальной для всех заливок), а также с помощью специальных диалоговых окон, специфических для каждой категории заливок узором. Ниже эти способы рассматриваются подробнее.