При работе с CorelDRAW эллипсы можно считать просто растянутыми вдоль одного из диаметров окружностями. Поскольку теперь мы умеем строить прямоугольники, научиться строить эллипсы будет значительно проще — большинство базовых приемов уже освоены.
Так же как класс объектов «прямоугольник» намного шире геометрического понятия «прямоугольник», класс объектов «эллипс» включает в себя объекты, с геометрической точки зрения эллипсами не являющиеся, а именно секторы и дуги эллипсов, которые получаются из эллипса приемами, аналогичными закруглению углов прямоугольника.
В геометрии размеры эллипса определяются размерами его полуосей, в CorelDRAW — размерами габаритного прямоугольника (совпадающего с рамкой выделения). Эллипс касается рамки выделения в тех местах, где у нее располагаются четыре средних маркера сторон (рис. 2.5). У только что построенного эллипса имеется всего один узел.
Рис. 2.5. Эллипс, рамка выделения, указатель инструмента Ellipse (Эллипс) и сообщение в строке состояния
Познакомимся с приемами построения и модификации эллипсов.
К классу объектов «многоугольник» в CorelDRAW относятся далеко не все геометрические многоугольники — только правильные: выпуклые и звездчатые (которые чаще называют просто звездами). Причем правильность понимается не в строгом геометрическом смысле. Не пытаясь дать точное определение этих фигур, отметим лишь, что в CorelDRAW правильность многоугольника означает, что он состоит из отрезков прямой, соединяющих смежные пары точек, равномерно размещенных по длине границы эллипса (причем «равномерно» в смысле равенства центральных углов секторов, на которые эти точки разбивают эллипс). В выпуклых многоугольниках стороны ограничиваются этими точками, в звездчатых они продолжаются до пересечения с продолжениями других сторон того же многоугольника, При использовании вместо эллипса правильной окружности (как частного случая эллипса) получаются многоугольники, правильные и в строгом геометрическом смысле.
Так же как прямоугольники и эллипсы, многоугольники могут быть модифицированы, меняясь порой до неузнаваемости, но оставаясь при этом объектами того же класса. Примеры многоугольников CorelDRAW приведены на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Объекты, принадлежащие к классу «многоугольники»
Для построения многоугольников, как и для примитивов ранее рассмотренных классов, в CorelDRAW предусмотрен специальный инструмент. Его кнопка располагается на панели инструмента Polygon (Многоугольник) вместе с кнопками еще двух инструментов (рис. 2.9).
Рис. 2.9. Кнопки панели инструмента Polygon (Многоугольник)
Внимание
Рисунок на кнопке набора инструментов, раскрывающей эту панель, определяется тем из трех инструментов, который использовался последним. Поэтому кнопка со значком инструмента Polygon (Многоугольник) может отсутствовать в наборе инструментов. Чтобы выбрать инструмент, достаточно раскрыть панель инструмента, какой бы значок из трех, приведенных на рис. 2.9, ни был изображен на кнопке (для этого достаточно при щелчке мышью задержать кнопку в нажатом состоянии чуть дольше обычного), а уже затем щелкнуть на нужной кнопке.
Начинающему пользователю CorelDRAW следует с самого начала привыкать к тому, что некоторые вещи, казалось бы, вполне знакомые в повседневной жизни, при работе с этой программой раскрываются в необычных аспектах. Практически всегда это обусловлено не стремлением к оригинальности решения, а соображениями удобства работы. В частности, в случае с прямоугольниками оказалось, что в эту категорию удобно включить не только хорошо знакомые всем со школьной поры фигуры из четырех попарно равных отрезков, соединяющихся в конечных точках под прямыми углами, но и производные от них фигуры, у которых один или несколько углов закруглены, то есть представляют собой дугу окружности величиной 90°. Более того, в мире CorelDRAW даже после некоторых преобразований, искажающих форму первоначально прямоугольных объектов, в рамках объектной модели CorelDRAW они по-прежнему считаются прямоугольниками. На рис. 2.1 представлены несколько экземпляров объектов, относящихся к классу прямоугольников.
Рис. 2.1. Экземпляры класса прямоугольников
Самый левый из представленных объектов — «классический» прямоугольник. Именно так выглядят прямоугольники сразу после создания. Второй объект после создания был повернут на 45°, отчего, конечно, прямоугольником быть не перестал. У третьего объекта после создания были закруглены три из четырех углов, а самый правый из объектов после закругления угла был подвергнут операции скоса. Как видите, по внешнему виду далеко не всегда легко отличить прямоугольник от других объектов. Однако существует надежный способ — выделить подозрительный объект щелчком мыши и посмотреть на строку состояния. Если там появится сообщение Rectangle on Layer 1 (Прямоугольник на слое 1) — можете быть уверены, что имеете дело именно с прямоугольником.
В CorelDRAW все примитивы строятся с помощью соответствующих инструментов. В предыдущем уроке уже рассматривался набор инструментов, в котором, среди прочих, имеется и кнопка Rectangle (Прямоугольник). Попробуем воспользоваться этим инструментом и построить наш первый объект.
Сетки, так же как и спирали, не образуют отдельного класса объектов CorelDRAW. Строящиеся с помощью инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка) фрагменты изображении представляют собой группы упорядоченных одинаковых прямоугольников. Строить такие фрагменты с помощью инструмента Rectangle (Прямоугольник) чересчур утомительно, поэтому в CorelDRAW этот процесс автоматизирован введением инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка).
Кнопка этого инструмента (см. рис. 2.9) расположена на панели инструмента Polygon (Многоугольник). Все, что говорилось выше о выборе инструмента Polygon (Многоугольник), относится и к выбору инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка). Панель атрибутов после выбора этого инструмента представлена на рис. 2.15 — как видите, ее вид практически тот же, что для инструмента Spiral (Спираль), но теперь в панели доступны другие элементы управления.
Рис. 2.15. Панель атрибутов после выбора инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка) и построенная им сетка
Сетка строится в следующем! последовательности: в наборе инструментов выбирается инструмент Graph Paper (Диаграммная сетка), далее на панели атрибутов задаются количества строк и столбцов будущей сетки, а затем указатель инструмента перетаскивается по диагонали прямоугольной области, которую должна занять сетка. Сетка всегда строится со столбцами равной ширины и строками одинаковой высоты.
Постройте сетку, не меняя принятых по умолчанию значений управляющих параметров, и обратите внимание на сообщение в строке состояния: Group of 12 Objects on Layer 1 (Группа из 12 объектов на слое 1). Построенная сетка утратила связь с инструментом Graph Paper (Диаграммная сетка), и воспользоваться им для ее модификации не удастся. О том, как работать с группами объектов и каким образом преобразовывать их в отдельные объекты, рассказывается в уроке 10.
Прямоугольники
Эллипсы
Многоугольники и звезды
Спирали
Сетки
Стандартные фигуры
Как уже отмечалось в предыдущем уроке, основой работы с изображением в CorelDRAW являются объекты. Несколько упрощая, можно констатировать следующее: все графические объекты, с которыми приходится иметь дело пользователю этой программы, можно разбить на две категории — линии и примитивы (на некоторое время забудем о текстах). Линии составят предмет следующего урока, а пока мы лишь отметим, что их форма произвольна и не связана никакими ограничениями, кроме творческого замысла художника. Сказать «построим линию» означает не сказать почти ничего, и никаких четких зрительных образов за понятием «линия» не стоит.
Однако если сказать, что четыре попарно равных отрезка прямых линий, соединяясь в конечных точках, образуют при этом четыре прямых угла, то в сознании всплывает не только четкий зрительный образ, но и термин для обозначения подобных объектов — «прямоугольник». Конечно, нельзя построить просто прямоугольник, без дополнительного уточнения не обойтись, но отличия прямоугольников от других графических объектов достаточно очевидны и позволяют выделить их в отдельный класс объектов. Чтобы выделить конкретный объект этого класса, достаточно задать значения его атрибутов, например высоту и ширину.
В CorelDRAW имеется несколько классов таких четко определяемых графических объектов под обобщающим названием примитивы. В этом уроке мы познакомимся с набором примитивов CorelDRAW 11, их атрибутами и способами построения на рисунке, а также с другими объектами, которые, не являясь в строгом смысле слова примитивами, во многом похожи на них.
Сами по себе спирали достаточно редко используются как составные части изображений, но их применение в качестве направляющих и траекторий позволяет добиваться очень интересных графических эффектов.
В CorelDRAW представлены два вида спиралей: симметричные (которые в математике называются архимедовыми) и логарифмические. Для первых характерно то, что расстояние между двумя смежными витками спирали, измеренное вдоль радиуса, проведенного из ее центра, одинаково для всей спирали. В логарифмической спирали это расстояние равномерно увеличивается пропорционально некоторой константе — коэффициенту расширения спирали.
Примечание
Коэффициент расширения спирали измеряется в процентах. Значение этого коэффициента, равное 0.333. означает, что расстояние между последующей парой смежных витков ровно на одну треть больше, чем в предшествующей паре витков.
На рис. 2.13 представлены три спирали.
Рис. 2.13. Шесгивитковыеспирали. Слева —симметричная, справа —логарифмические, с коэффициентом расширения соответственно 0,5 и 1,0
Строго говоря, спирали не являются примитивами CorelDRAW, и в CorelDRAW нет класса объектов «спираль». Они представляют собой подмножество класса кривых — объектов, которым посвящен отдельный урок. Но для автоматизации построения спиралей в CorelDRAW предусмотрен специальный механизм. Именно поэтому все значения управляющих параметров спирали должны быть заданы с помощью панели атрибутов до построения самой спирали. Изменения значений, с помощью соответствующих элементов управления панели атрибутов при выделенной спирали, не оказывают на нее никакого влияния.
Спирали строятся с помощью инструмента Spiral (Спираль), кнопка которого (см. рис. 2,9) расположена на панели инструмента Polygon (Многоугольник). Все, что говорилось выше о выборе инструмента Polygon (Многоугольник), относится и к выбору инструмента Spiral (Спираль). Панель атрибутов после выбора этого инструмента представлена на рис. 2.14.
Обратите внимание на то, что надпись в строке состояния — Curve on Layer 1 (Кривая на слое 1) — говорит о том, что выделен объект класса «кривая». Именно поэтому никакие дальнейшие модификации построенной спирали с помошью инструмента Spiral (Спираль) невозможны, а редактирование формы спирали выполняется инструментом Shape (Форма) приемами редактирования кривых, с которыми нам еще предстоит познакомиться.
Рис. 2.14. Панель атрибутов после выбора инструмента Spiral (Спираль) и построенная им спираль
В качестве упражнения для освоения навыков работы с инструментом Spiral (Спираль) вставьте в документ CorelDRAW еще одну страницу и постройте на ней спирали, приведенные на рис. 2.13.
В десятой версии пакет CorelDRAW пополнился новым классом примитивов — стандартными фигурами (perfect shapes). Примитивы этого класса предназначены для ускоренного построения часто встречающихся в практической работе графических фрагментов. Класс разделен на пять подклассов: базовые фигуры (basic shapes), стрелки (arrow shapes), элементы блок-схем (flowchart shapes), звезды (star shapes), выноски (callout shapes). На рис. 2.17 представлена панель инструмента Perfect Shapes (Стандартные фигуры) и палитры, соответствующие каждому из пяти перечисленных выше подклассов стандартных фигур. Палитры открываются одноименной инструменту кнопкой панели атрибутов.
Рис. 2.17. Панель инструмента Perfect Shapes (Стандартные фигуры) и палитры подклассов стандартных фигур
Построение стандартных фигур распадается на две операции: собственно построение и настройка формы. Чтобы построить стандартную фигуру, следует выполнить описанную ниже процедуру.
1. Щелкните на кнопке инструмента Perfect Shapes (Стандартные фигуры).
Примечание
Как при работе с инструментами, входящими в панель инструмента Polygon (Многоугольник), на месте инструмента Perfect Shapes (Стандартные фигуры) появляется кнопка со значком одного из подклассов стандартных фигур — того, который был использован в последний раз. При необходимости построить стандартную фигуру другого подкласса следует выбрать соответствующий ему инструмент.
2. Перетащите указатель мыши по диагонали будущей стандартной фигуры.
На странице появится выбранная стандартная фигура, окруженная маркерами выделения. Кроме того, у большинства стандартных фигур при выделении появляются дополнительный цветной маркер в форме маленького ромбика —маркер- модификатор (рис. 2.18, справа). Перетаскивая маркер-модификатор мышью, можно менять внешний вид стандартной фигуры в достаточно широких пределах (рис. 2.18, слева и в середине), выполняя настройку.
Рис. 2.18. Стандартная фигура из подкласса элементов блок-схем и результаты изменения ее формы с помощью маркера-модификатора
Построенную стандартную фигуру можно впоследствии перенастраивать с помощью маркера-модификатора и менять ее габариты и ориентацию с помощью элементов управления панели атрибутов. Возможность настройки формы стандартной фигуры с помощью маркера-модификатора сохраняется в продолжение всей работы над изображением и утрачивается только после преобразования стандартной фигуры в кривую линию (о линиях подробно рассказывается в уроках 3 и 5).
Выполняя это упражнение, мы познакомимся с основным способом построения прямоугольников, а заодно и с некоторыми вспомогательными элементами рабочей среды CorelDRAW11.
1. Создайте новый документ. Для этого упражнения можно выбрать лист бумаги с произвольной ориентацией любого размера.
2. Щелкните на кнопке инструмента Rectangle (Прямоугольник) в наборе инструментов. После этого указатель мыши на экране примет форму перекрестья с прямоугольником (рис. 2.2) — это визуальное подтверждение того, что в настоящий момент активен инструмент построения прямоугольников.
Рис. 2.2. Выделенный прямоугольник, элементы рамки выделения и сообщение в строке состояния
Примечание
Сделать активным инструмент Rectangle (Прямоугольник) можно и другими способами, например, щелкнув правой кнопкой мыши на свободном месте страницы и выбрав в контекстном меню команду Create Object > Rectangle (Создать объект > Прямоугольник) или просто нажав клавишу F6. Для CorelDRAW вообще очень характерно, что одного эффекта можно добиться несколькими способами, и каждый пользователь выбирает тот из них, который наиболее соответствует его стилю работы. Здесь и далее мы будем выбирать в качестве основного прием, ориентированный на работу с мышью, обращаясь к альтернативам только в тех случаях, когда они дают какие-либо дополнительные возможности. Исчерпывающее описание приемов работы приведено в официальном руководстве по CorelDRAW 11 и фирменной документации на программу.
3. Чтобы построить прямоугольник, перетащите указатель инструмента Rectangle (Прямоугольник) по диагонали создаваемого объекта. Обратите внимание, что в процессе перетаскивания указателя мыши в строке состояния выводятся текущие значения высоты и ширины прямоугольника, а на экране отображается его постоянно меняющийся абрис. В момент отпускания кнопки мыши при окончании перетаскивания на экране появляется прямоугольник в окружении маркеров рамк)/выделения и с маркером центра (см. рис. 2.2), а в строке состояния - «еобщение о том, что выделен объект, относящийся к классу прямоугольников.
Рамкой выделения называется группа из восьми маркеров (небольших квадратов с черной заливкой), обозначающих на экране габариты выделенного объекта или нескольких объектов. В центре рамки выделения находится маркер центра в виде косого крестика. Элементы рамки выделения используются при преобразованиях объектов, которые обсуждаются в следующих уроках. В настоящий момент для нас важно, что на панели атрибутов и в строке состояния отображаются сведения о выделенном объекте.
Внимание
После создания любого графического объекта CorelDRAW он сразу же становится выделенным и вокруг него появляется рамка выделения.
Выполняя это упражнение, мы научимся пользоваться клавишами-модификаторами, позволяющими упростить построение прямоугольников при наличии дополнительных ограничений.
1. Повторите прием построения прямоугольника, освоенный в предыдущем упражнении, но в процессе перетаскивания указателя мыши но диагонали будущего объекта удерживайте нажатой клавишу Ctrl. Обратите внимание на то, что при этом абрис строящегося объекта независимо от направления перемещения мыши остается строго квадратным. Это — самый простой способ построения квадратов в CorelDRAW.
Примечание
Клавиша Ctrl выполняет функции ограничителя не только в этой ситуации — в большинстве случаев при построении новых или преобразовании ранее построенных объектов удержание ее в нажатом состоянии приводит либо к жесткому связыванию значений отдельных атрибутов объекта, либо к замене непрерывного интервала на ряд фиксированных значений. Например, если поворот объекта осуществляется при нажатой клавише Ctrl, то вместо плавного движения объект будет перемещаться «скачками» по 15°.
2. Постройте еще один прямоугольник, но теперь при перетаскивании указателя мыши удерживайте нажатой клавишу Shift. Обратите внимание, что если все ранее построенные прямоугольники располагались так, что в точке начала перетаскивания указателя мыши оказывался угловой маркер, то теперь там оказался маркер середины. Этот прием очень удобен, когда заранее известно, где должен располагаться центр прямоугольника.
Примечание
Оба модификатора можно использовать совместно, то есть если при перетаскивании указателя инструмента Rectangle (Прямоугольник) одновременно удерживать нажатыми клавиши Ctrl и Shift, то будет построен квадрат «от середины».
Теперь познакомимся с тем, как выглядит панель атрибутов для прямоугольников (рис. 2.3) и какие элементы управления на ней расположены.
Рис. 2.3. Панель атрибутов при работе с прямоугольниками (панель перемещена в центр рабочего пространства и представлена в виде окна)
В этом упражнении мы ознакомимся с приемами закругления углов прямоугольника — всех вместе и по отдельности.
1. Построите прямоугольник произвольных размеров.
2. Выберите в наборе инструментов инструмент Shape (Форма), переместите его указатель на любой из расположенных в углах прямоугольника узлов и перетащите его вдоль любой из сторон прямоугольника. Обратите внимание, что по мере удаления указателя мыши от угла прямоугольника все четыре угла начинают закругляться, причем чем дальше перетаскивается указатель, тем больше становится радиус закругления (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Закругление углов прямоугольника инструментом Shape (Форма)
Подсказка
На самом деле выбирать в наборе инструментов инструмент Shape (Форма) не обязательно. При наведении указателя инструмента Rectangle (Прямоугольник) на один из узлов, расположенных в углах прямоугольника, форма указателя меняется, сообщая пользователю о том. что временно активизирован инструмент Shape (Форма). При смещении указателя с узла восстанавливается активность инструмента Rectangle (Прямоугольник). Указатель инструмента меняется и при наведении его на маркеры рамки выделения (об этом см. в уроке 5).
3. Построите еще один прямоугольник рядом с первым. Теперь попробуем закруглить только один из его углов. Для этого наведите указатель инструмента Rectangle (Прямоугольник) на узел, расположенный в правом верхнем углу прямоугольника, и перед началом перетаскивания узла щелкните мышью.
4. После щелчка сбрасывается выделение всех узлов, кроме того, на котором был выполнен щелчок. Теперь перетаскивание узла приводит к закруглению только выделенного угла прямоугольника.
5. Перетаскивайте узел вдоль короткой стороны прямоугольника «до упора». Обратите внимание, что один из пары узлов, образовавшейся из углового узла прямоугольника, перемещается мышью, а второй движется синхронно с ним вдоль смежной стороны. Перемещение прекращается, когда один из узлов (неважно который) достигнет середины стороны прямоугольника.
1. Чтобы не перегружать графикой страницу, на которой мы работали с прямоугольниками, начнем, со вставки в документ CorelDRAW еще одной страницы. Для этого воспользуйтесь командой Layout > Insert Page (Макет > Добавить страницу) н щелкните на кнопке ОК в раскрывшемся диалоговом окне.
2. Выберите в наборе инструментов инструмент Ellipse (Эллипс) и перетащите указатель инструмента по диагонали габаритной рамки будущего эллипса. Обратите внимание на изменение сообщений в строке состояния н значений в панели атрибутов в процессе перетаскивания, После отпускания кнопки мыши на рисунке появляется эллипс в рамке выделения.
Подсказка
Клавиши-модификаторы работают с инструментом Ellipse (Эллипс) точно так же, как с инструментом Rectangle (Прямоугольник). Удерживая нажатой клавишу Ctrl, можно построить не эллипс, а правильный круг, а клавиша Shift позволяет строить эллипс, растягивая его не от угла, а от середины габаритного прямоугольника. При удержании одновременно обеих клавиш-модификаторов будет строиться круг от центра. Освобождать клавиши-модификаторы следует только после отпускания кнопки мыши.
3. Найдите узел вновь построенного эллипса и наведите на него указатель мыши. Указатель инструмента Ellipse (Эллипс) должен смениться указателем инструмента Shape (Форма). Нажмите кнопку мыши и сместите узел по направлению к центру габаритного прямоугольника, а затем, не выходя за границу эллипса, — по часовой стрелке (рис. 2.6). После отпускания кнопки мыши эллипс будет преобразован в сектор. При этом в строке состояния и в панели атрибутов будут отображаться центральный угол сектора и направления ограничивающих его радиусов.
Рис. 2.6. Преобразование эллипса в сектор перетаскиванием узла внутри эллипса
4. Постройте еще один эллипс и повторите описанную на предыдущем шаге последовательность действий, только на этот раз перемещайте узел эллипса не внутри него, а снаружи. В результате будет построена дуга эллипса, а не сектор.
Подсказка
Если в процессе перетаскивания узла эллипса удерживать нажатой клавишу Ctrl, то центральный угол дуги или сектора будет меняться не плавно, а скачками по 15°. Это бывает удобно при построении секторов и дуг заранее заданной величины.
Выполняя это упражнение, мы освоим приемы построения многоугольников и их модификации с помощью инструмента Polygon (Многоугольник).
1. Вставьте в открытый документ CorelDRAW новую страницу. На этот раз проделаем это с помощью контекстного меню. Щелкните на ярлычке последней страницы документа (на которой выполнялось упражнение 2.4) правой кнопкой мыши и выберите в контекстном меню команду Insert Page After (Вставить страницу после). На этот раз диалогового окна с запросом параметров страницы не появится — новая страница будет создана с теми же значениями атрибутов, что и предыдущая. Вызовите контекстное меню новой страницы щелчком правой кнопки мыши на ее ярлычке и воспользуйтесь командой Rename Page (Переименовать страницу), чтобы назначить ей имя Многоугольники.
2. Выберите инструмент Polygon (Многоугольник), щелкнув в наборе инструментов на соответствующей кнопке (см. выше). На панели атрибутов установите число узлов базового многоугольника равным 10. Теперь по умолчанию будут строиться десятиугольники.
3. Постройте многоугольник, перетащив по диагонали его габаритного прямоугольника указатель инструмента Polygon (Многоугольник). Рядом постройте еще один многоугольник, но в ходе перетаскивания указателя инструмента удерживайте нажатой клавишу Ctrl. Второй многоугольник должен получиться равносторонним.
4. Обратите внимание на узлы построенного многоугольника. Наведите указатель инструмента Polygon (Многоугольник) на любой из узлов, расположенных в серединах сторон многоугольника, — при этом форма указателя должна измениться, что говорит о временной активизации инструмента Shape (Форма). Удерживая нажатой клавишу Ctrl, перетащите этот узел по радиусу примерно на ноловипу.расстояния до центра. Вместе с «захваченным» узлом будут перемещаться и все остальные дополнительные узлы, размещенные в серединах сторон многоугольника. В результате получится фигура, похожая на метательное оружие ниндзя — сюрикен (рис. 2.11, в середине).
Рис. 2.11. Исходный многоугольник и его модификаций, полученные перетаскиванием узлов инструментом Polygon (Многоугольник)
В качестве упражнения вставьте в документ еще одну страницу альбомной ориентации, назовите ее Плакат и постройте плакат в виде таблицы, строки которой соответствуют освоенным нами инструментам, а в ячейках располагаются образцы объектов, которые можно с их помощью построить (рпс. 2.16).
Сетку для самой таблицы постройте с помощью инструмента Graph Paper (Диаграммная сетка) во всю ширину страницы, оставив некоторое место наверху под заголовок. По окончании работы сохраните документ CorelDRAW, создаваемый на протяжении этого урока, на диске, в файле с именем, например, LESSON2.CDR.
Рис. 2.16. Плакат с образцами