Проблемы безопасности
Уместным будет лишний раз предупредить о соблюдении мер предосторожности при работе с незнакомыми сценариями. Сценарий может содержать червя, трояна или даже вирус. Если вы получили сценарий не из источника, которому доверяете, то никогда не запускайте его с привилегиями root и не позволяйте вставлять его в список сценариев начальной инициализации системы в /etc/rc.d, пока не убедитесь в том, что он безвреден для системы.Исследователи из Bell Labs и других организаций, включая M. Douglas McIlroy, Tom Duff, и Fred Cohen исследовали вопрос о возможности создания вирусов на языке сценариев командной оболочки, и пришли к выводу, что это делается очень легко и доступно даже для новичков. [63]
Это еще одна из причин, по которым следует изучать язык командной оболочки. Способность читать и понимать сценарии поможет вам предотвратить возможность взлома и/или разрушения вашей системы.
33.9. Проблемы переносимости
Эта книга делает упор на создании сценариев для командной оболочки Bash, для операционной системы GNU/Linux. Тем не менее, многие рекомендации, приводимые здесь, могут быть вполне применимы и для других командных оболочек, таких как sh и ksh.
Многие версии командных оболочек стремятся следовать стандарту POSIX 1003.2. Вызывая Bash с ключом --posix, или вставляя set -o posix в начало сценария, вы можете заставить Bash очень близко следовать этому стандарту. Но, даже без этого ключа, большинство сценариев, написанных для Bash, будут работать под управлением ksh, и наоборот, т.к. Chet Ramey перенес многие особенности, присущие ksh, в последние версии Bash.
В коммерческих версиях UNIX, сценарии, использующие GNU-версии стандартных утилит и команд, могут оказаться неработоспособными. Однако, с течением времени, таких проблем остается все меньше и меньше, поскольку утилиты GNU, в большинстве своем, заместили свои проприетарные аналоги в UNIX. После того, как Caldera дала разрешение на публикацию исходного кода некоторых версий оригинальных утилит UNIX, этот процесс значительно ускорился.
Bash имеет некоторые особенности, недоступные в традиционном Bourne shell. Среди них:
Некоторые дополнительные ключи вызова
Подстановка команд, с использованием нотации $( )
Некоторые операции над строками
Подстановка процессов
встроенные команды Bash
Более подробный список характерных особенностей Bash, вы найдете в Bash F.A.Q..
33.10. Сценарии командной оболочки под Windows
Даже те пользователи, которые работают в другой, не UNIX-подобной операционной системе, смогут запускать сценарии командной оболочки, а потому -- найти для себя много полезного в этой книге. Пакеты Cygwin от Cygnus, и MKS utilities от Mortice Kern Associates, позволяют дополнить Windows возможностями командной оболочки.
Глава 34. Bash, версия 2
Текущая версия Bash, та, которая скорее всего установлена в вашей системе, фактически -- 2.XX.Y.
bash$ echo $BASH_VERSION
2.05.8(1)-release
В этой версии классического языка сценариев Bash были добавлены переменные-массивы, [64] расширение строк и подстановка параметров, улучшен метод косвенных ссылок на переменные.
Пример 34-1. Расширение строк
#!/bin/bash
# "Расширение" строк (String expansion). # Введено в Bash, начиная с версии 2.
# Строки вида $'xxx' # могут содержать дополнительные экранированные символы.
echo $'Звонок звенит 3 раза \a \a \a' echo $'Три перевода формата \f \f \f' echo $'10 новых строк \n\n\n\n\n\n\n\n\n\n'
exit 0
Пример 34-2. Косвенные ссылки на переменные -- новый метод
#!/bin/bash
# Косвенные ссылки на переменные.
a=letter_of_alphabet letter_of_alphabet=z
echo "a = $a" # Прямая ссылка.
echo "Now a = ${!a}" # Косвенная ссылка. # Форма записи ${!variable} намного удобнее старой "eval var1=\$$var2"
echo
t=table_cell_3 table_cell_3=24 echo "t = ${!t}" # t = 24 table_cell_3=387 echo "Значение переменной t изменилось на ${!t}" # 387
# Теперь их можно использовать для ссылок на элементы массива, # или для эмуляции многомерных массивов. # Было бы здорово, если бы косвенные ссылки допускали индексацию.
exit 0
Пример 34-3. Простая база данных, с применением косвенных ссылок
#!/bin/bash # resistor-inventory.sh # Простая база данных, с применением косвенных ссылок.
# ============================================================== # # Данные
B1723_value=470 # сопротивление (Ом) B1723_powerdissip=.25 # рассеиваемая мощность (Вт) B1723_colorcode="желтый-фиолетовый-коричневый" # цветовая маркировка B1723_loc=173 # где B1723_inventory=78 # количество (шт)
B1724_value=1000 B1724_powerdissip=.25 B1724_colorcode="коричневый-черный-красный" B1724_loc=24N B1724_inventory=243
B1725_value=10000 B1725_powerdissip=.25 B1725_colorcode="коричневый-черный-оранжевый" B1725_loc=24N B1725_inventory=89
# ============================================================== #
echo
PS3='Введите ноиер: '
echo
select catalog_number in "B1723" "B1724" "B1725" do Inv=${catalog_number}_inventory Val=${catalog_number}_value Pdissip=${catalog_number}_powerdissip Loc=${catalog_number}_loc Ccode=${catalog_number}_colorcode
echo echo "Номер по каталогу $catalog_number:" echo "Имеется в наличии ${!Inv} шт. [${!Val} Ом / ${!Pdissip} Вт]." echo "Находятся в лотке # ${!Loc}." echo "Цветовая маркировка: \"${!Ccode}\"."
break done
echo; echo
# Упражнение: # ---------- # Переделайте этот сценарий так, чтобы он использовал массивы вместо косвенных ссылок. # Какой из вариантов более простой и интуитивный?
# Примечание: # ---------- # Язык командной оболочки не очень удобен для написания приложений, #+ работающих с базами данных. # Для этой цели лучше использовать языки программирования, имеющие #+ развитые средства для работы со структурами данных, #+ такие как C++ или Java (может быть Perl).
exit 0
Пример 34-4. Массивы и другие хитрости для раздачи колоды карт в четыре руки
#!/bin/bash # На старых системах может потребоваться вставить #!/bin/bash2.
# Карты: # раздача в четыре руки.
UNPICKED=0 PICKED=1
DUPE_CARD=99
LOWER_LIMIT=0 UPPER_LIMIT=51 CARDS_IN_SUIT=13 CARDS=52
declare -a Deck declare -a Suits declare -a Cards # Проще и понятнее было бы, имей мы дело # с одним 3-мерным массивом. # Будем надеяться, что в будущем, поддержка многомерных массивов будет введена в Bash.
initialize_Deck () { i=$LOWER_LIMIT until [ "$i" -gt $UPPER_LIMIT ] do Deck[i]=$UNPICKED # Пометить все карты в колоде "Deck", как "невыданная".
let "i += 1" done echo }
initialize_Suits () { Suits[0]=Т # Трефы Suits[1]=Б # Бубны Suits[2]=Ч # Червы Suits[3]=П # Пики }
initialize_Cards () { Cards=(2 3 4 5 6 7 8 9 10 В Д K Т) # Альтернативный способ инициализации массива. }
pick_a_card () { card_number=$RANDOM let "card_number %= $CARDS" if [ "${Deck[card_number]}" -eq $UNPICKED ] then Deck[card_number]=$PICKED return $card_number else return $DUPE_CARD fi }
parse_card () { number=$1 let "suit_number = number / CARDS_IN_SUIT" suit=${Suits[suit_number]} echo -n "$suit-" let "card_no = number % CARDS_IN_SUIT" Card=${Cards[card_no]} printf %-4s $Card # Вывод по столбцам. }
seed_random () # Переустановка генератора случайных чисел. { seed=`eval date +%s` let "seed %= 32766" RANDOM=$seed }
deal_cards () { echo
cards_picked=0 while [ "$cards_picked" -le $UPPER_LIMIT ] do pick_a_card t=$?
if [ "$t" -ne $DUPE_CARD ] then parse_card $t
u=$cards_picked+1 # Возврат к индексации с 1 (временно). let "u %= $CARDS_IN_SUIT" if [ "$u" -eq 0 ] # вложенный if/then. then echo echo fi # Смена руки.
let "cards_picked += 1" fi done
echo
return 0 }
# Структурное программирование: # вся логика приложения построена на вызове функций.
#================ seed_random initialize_Deck initialize_Suits initialize_Cards deal_cards
exit 0 #================
# Упражнение 1: # Добавьте комментарии, чтобы до конца задокументировать этот сценарий.
# Упражнение 2: # Исправьте сценарий так, чтобы карты в каждой руке выводились отсортированными по масти. # Вы можете добавить и другие улучшения.
# Упражнение 3: # Упростите логику сценария.
Глава 35. Замечания и дополнения
35.1. От автора
Как я пришел к мысли о написании этой книги? Это необычная история. Случилось это лет несколько тому назад. Мне потребовалось изучить язык командной оболочки -- а что может быть лучше, как не чтение хорошей книги!? Я надеялся купить учебник и справочник, которые охватывали бы в полной мере данную тематику.
Я искал книгу, которая возьмет трудные понятия, вывернет их наизнанку и подробно разжует на хорошо откомментированных примерах. В общем, я искал очень хорошую книгу. К сожалению, в природе таковой не существовало, поэтому я счел необходимым написать ее.
Это напоминает мне сказку о сумасшедшем профессоре. Помешанный, до безумия, при виде книги, любой книги -- в библиотеке, в книжном магазине -- не важно где, им овладевала уверенность в том, что и он мог бы написать эту книгу, причем сделать это гораздо лучше. Он стремительно мчался домой и садился за создание своей собственной книги с тем же названием. Когда он умер, в его доме нашли несколько тысяч, написанных им книг, этого количества хватило бы, чтобы посрамить самого Айзека Азимова. Книги, может быть и не были так хороши -- кто знает, но разве это имеет какое-то значение? Вот -- человек, жил своими грезами, пусть одержимый и движимый ими, но я не могу удержаться от восхищения старым чудаком...
35.2. Об авторе
Автор не стремится ни к званиям, ни к наградам, им движет неодолимое желание писать. [65] Эта книга -- своего рода отдых от основной работы, HOW-2 Meet Women: The Shy Man's Guide to Relationships (Руководство Застенчивого Мужчины о том Как Познакомиться С Женщиной) . Он также написал Software-Building HOWTO.
Пользуется Linux с 1995 года (Slackware 2.2, kernel 1.2.1). Выпустил несколько программ, среди которых cruft -- утилита шифрования, заменявшая стандартную UNIX-овую crypt, mcalc -- финансовый калькулятор, для выполнения расчетов по займам, judge и yawl -- пакет игр со словами. Программировать начинал с языка FORTRAN IV на CDC 3800, но не испытывает ностальгии по тем дням.
Живет в глухой, заброшенной деревушке со своей женой и собакой.
35.3. Инструменты, использовавшиеся при создании книги
35.3.1. Аппаратура
IBM Thinkpad, model 760XL laptop (P166, 104 Mb RAM) под управлением Red Hat 7.1/7.3. Несомненно, это довольно медлительный агрегат, но он имеет отличную клавиатуру, и это много лучше, чем пара карандашей и письменный стол.
35.3.2. Программное обеспечение
Мощный текстовый редактор vim (автор: Bram Moolenaar) .
OpenJade -- инструмент, выполняющий, на основе DSSSL, верификацию и преобразование SGML-документов в другие форматы.
Таблицы стилей DSSSL от Norman Walsh.
DocBook, The Definitive Guide (Norman Walsh, Leonard Muellner O'Reilly, ISBN 1-56592-580-7). Полное руководство по созданию документов в формате Docbook SGML.
35.4. Благодарности
Без участия сообщества этот проект был бы невозможен. Автор признает, что без посторонней помощи, написание этой книги стало бы невыполнимой задачей и благодарит всех, кто оказал посильную помощь.
Philippe Martin -- перевел этот документ в формат DocBook/SGML. Работает в маленькой французской компании, в качестве разработчика программного обеспечения. В свободное от работы время -- любит работать над документацией или программным обеспечением для GNU/Linux, читать книги, слушать музыку и веселиться с друзьями. Вы можете столкнуться с ним, где-нибудь во Франции, в провинции Басков, или написать ему письмо на feloy@free.fr.
Philippe Martin также отметил, что возможно использование позиционных параметров за $9, при использовании {фигурных скобок}, см. Пример 4-5.
Stephane Chazelas -- выполнил титаническую работу по корректировке, дополнению и написанию примеров сценариев. Фактически, он взвалил на свои плечи обязанности редактора этого документа. Огромное спасибо!
Особенно я хотел бы поблагодарить Patrick Callahan, Mike Novak и Pal Domokos за исправление ошибок и неточностей, за разъяснения и дополнения. Их живое обсуждение проблем, связанных с созданием сценариев на языке командной оболочки вдохновило меня на попытку сделать этот документ более удобочитаемым.
Я благодарен Jim Van Zandt за выявленные им ошибки и упущения, в версии 0.2 этого документа, и за поучительный пример сценария.
Большое спасибо Jordi Sanfeliu за то, что он дал возможность использовать его прекрасный сценарий в этой книге (Пример A-19).
Выражаю свою благодарность Michel Charpentier за разрешение использовать его dc сценарий разложения на простые множители (Пример 12-37).
Спасибо Noah Friedman, предоставившему право использовать его сценарий (Пример A-20).
Emmanuel Rouat предложил несколько изменений и дополнений в разделах, посвященных подстановке команд и псевдонимам. Он так же предоставил замечательный пример файла .bashrc (Приложение G).
Heiner Steven любезно разрешил опубликовать его сценарий Пример 12-33. Он сделал множество исправлений и внес большое количество предложений. Особое спасибо!
Rick Boivie предоставил отличный сценарий, демонстрирующий рекурсию, pb.sh (Пример 33-7) и внес предложения по повышению производительности сценария monthlypmt.sh (Пример 12-32).
Florian Wisser оказывал содействие при написании разделов, посвященных строкам (см. Пример 7-6).
Oleg Philon передал свои предложения относительно команд cut и pidof.
Michael Zick расширил пример с пустыми массивами, введя туда демонстрацию необычных свойств массивов. Он также предоставил ряд других примеров.
Marc-Jano Knopp выполнил исправления в разделе, посвященном пакетным файлам DOS.
Hyun Jin Cha, в процессе работы над корейским переводом, обнаружил несколько опечаток в документе. Спасибо ему за это!
Andreas Abraham передал большое число типографских ошибок и внес ряд исправлений. Особое спасибо!
Кроме того, я хотел бы выразить свою признательность Gabor Kiss, Leopold Toetsch, Peter Tillier, Marcus Berglof, Tony Richardson, Nick Drage, Rich Bartell, Jess Thrysoee, Adam Lazur, Bram Moolenaar, Baris Cicek, Greg Keraunen, Keith Matthews, Sandro Magi, Albert Reiner, Dim Segebart, Rory Winston, Lee Bigelow, Wayne Pollock, "jipe", Emilio Conti, Dennis Leeuw, Dan Jacobson и David Lawyer (автор 4-х HOWTO).
Мои благодарности Chet Ramey и Brian Fox за создание Bash -- этого элегантного и мощного инструмента!
Особое спасибо добровольцам из Linux Documentation Project. Проект LDP сделал возможным публикацию этой книги в своем архиве.
Больше всего я хотел бы выразить свою благодарность моей супруге, Anita, за ее эмоциональную поддержку.
Литература
Edited by Peter Denning, Computers Under Attack: Intruders, Worms, and Viruses, ACM Press, 1990, 0-201-53067-8.
Содержит несколько статей о вирусах, написаных на языке командной оболочки.
*
Dale Dougherty and Arnold Robbins, Sed and Awk, 2nd edition, O'Reilly and Associates, 1997, 1-156592-225-5.
Чтобы раскрыть всю мощь командной оболочки, вам наверняка потребуется знакомство с sed и awk. Это обычный учебник. Здесь вы найдете превосходное введение в "регулярные выражения". Обязательно прочитайте эту книгу.
*
Aeleen Frisch, Essential System Administration, 3rd edition, O'Reilly and Associates, 2002, 0-596-00343-9.
Это замечательное руководство для системных администраторов. Может служить неплохим введением в программирование сценариев. Содержит подробные пояснения к сценариям загрузки и инициализации системы.
*
Stephen Kochan and Patrick Woods, Unix Shell Programming, Hayden, 1990, 067248448X.
Стандартный справочник, хотя немного устаревший.
*
Neil Matthew and Richard Stones, Beginning Linux Programming, Wrox Press, 1996, 1874416680.
Дает хороший, глубокий охват различных языков программирования, доступных в Linux, включая довольно сильную главу по программированию в командной оболочке.
*
Herbert Mayer, Advanced C Programming on the IBM PC, Windcrest Books, 1989, 0830693637.
Замечательная книга по алгоритмам и практическому программированию.
*
David Medinets, Unix Shell Programming Tools, McGraw-Hill, 1999, 0070397333.
Отличная книга по программированию в командной оболочке, с примерами, и кратким введением в Tcl и Perl.
*
Cameron Newham and Bill Rosenblatt, Learning the Bash Shell, 2nd edition, O'Reilly and Associates, 1998, 1-56592-347-2.
Это отважная попытка создать учебник для начинающих, но он получился несколько несовершенным, к тому же не изобилует примерами сценариев.
*
Anatole Olczak, Bourne Shell Quick Reference Guide, ASP, Inc., 1991, 093573922X.
Очень удобный карманный справочник, несмотря на недостатки, при охвате специфичных свойств Bash.
*
Jerry Peek, Tim O'Reilly, and Mike Loukides, Unix Power Tools, 2nd edition, O'Reilly and Associates, Random House, 1997, 1-56592-260-3.
Содержит ряд очень информативных разделов, посвященных программированию в командной оболочке, но не может рассматриваться как учебное пособие.
*
Clifford Pickover, Computers, Pattern, Chaos, and Beauty, St. Martin's Press, 1990, 0-312-04123-3.
Сокровищница идей и рецептов по машинным вычислениям.
*
George Polya, How To Solve It, Princeton University Press, 1973, 0-691-02356-5.
Классический учебник по методам решения задач.
*
Arnold Robbins, Bash Reference Card, SSC, 1998, 1-58731-010-5.
Замечательный карманный справочник по Bash. Стоит всего $4.95, но также доступен для свободного скачивания on-line в формате PDF.
*
Arnold Robbins, Effective Awk Programming, Free Software Foundation / O'Reilly and Associates, 2000, 1-882114-26-4.
Самое лучшее учебное руководство и справочник по awk. Свободная электронная версия книги включена в состав документации к awk. Печатное издание последней версии доступно на сайте O'Reilly and Associates.
Эта книга служила источником вдохновения для автора этой книги.
*
Bill Rosenblatt, Learning the Korn Shell, O'Reilly and Associates, 1993, 1-56592-054-6.
Эта, хорошо написанная книга, содержит массу указаний по созданию сценариев командной оболочки.
*
Paul Sheer, LINUX: Rute User's Tutorial and Exposition, 1st edition, , 2002, 0-13-033351-4.
Очень хорошее введение в системное администрирование Linux.
Эта книга доступна в on-line.
*
Ellen Siever and the staff of O'Reilly and Associates, Linux in a Nutshell, 2nd edition, O'Reilly and Associates, 1999, 1-56592-585-8.
Один из лучших справочников по командам Linux, имеет раздел, посвященный Bash.
*
The UNIX CD Bookshelf, 3rd edition, O'Reilly and Associates, 2003, 0-596-00392-7.
Сборник из 7-ми книг по UNIX на CD ROM. В состав сборника входят такие книги, как UNIX Power Tools, Sed and Awk и Learning the Korn Shell.
Полный набор необходимых справочных и учебных материалов, который вам только может понадобиться. Стоит примерно $130.
*
Книги издательства O'Reilly, посвященные Perl.
---
Ben Okopnik опубликовал серию отличных статей introductory Bash scripting в выпусках 53, 54, 55, 57 и 59 на сайте Linux Gazette , и статью "The Deep, Dark Secrets of Bash" в выпуске 56.
Chet Ramey bash - The GNU Shell -- серия статей в 3 и 4 выпусках Linux Journal, Июль-Август 1994.
Mike G Bash-Programming-Intro HOWTO.
Richard UNIX Scripting Universe.
Chet Ramey Bash F.A.Q.
Ed Schaefer Shell Corner на Unix Review.
Примеры сценариев: Lucc's Shell Scripts .
Примеры сценариев: SHELLdorado .
Примеры сценариев: Noah Friedman's script site.
Steve Parker Shell Programming Stuff.
Примеры сценариев: SourceForge Snippet Library - shell scripts.
Giles Orr Bash-Prompt HOWTO.
Замечательное руководство по регулярным выражениям, sed и awk The UNIX Grymoire.
Eric Pement sed resources page.
The GNU gawk reference manual
(gawk -- GNU-версия awk для ОС Linux и BSD).
Trent Fisher groff tutorial.
Mark Komarinski Printing-Usage HOWTO.
Хороший материал по перенаправлению ввода/вывода глава 10 на сайте University of Alberta.
Rick Hohensee osimpa -- ассемблер для процессора i386, написан полностью на Bash.
Rocky Bernstein ведет разработку "полнофункционального" отладчика для Bash.
---
Отличное руководство "Bash Reference Manual", авторы Chet Ramey и Brian Fox, распространяется в составе пакета "bash-2-doc" (доступен как rpm). В этом пакете вы найдете особенно поучительные примеры.
Группа новостей comp.os.unix.shell.
Страницы руководства man по bash и bash2, date, expect, expr, find, grep, gzip, ln, patch, tar, tr, bc, xargs. Странички info по bash, dd, m4, gawk и sed.
Приложение A. Дополнительные примеры сценариев
В этом приложении собраны сценарии, которые не попали в основной текст документа. Однако, они определенно стоят того, что бы вы потратили время на их изучение.
Пример A-1. manview: Просмотр страниц руководств man
#!/bin/bash # manview.sh: Просмотр страниц руководств man в форматированном виде.
# Полезен писателям страниц руководств, позволяет просмотреть страницы в исходном коде #+ как они будут выглядеть в конечном виде.
E_WRONGARGS=65
if [ -z "$1" ] then echo "Порядок использования: `basename $0` имя_файла" exit $E_WRONGARGS fi
groff -Tascii -man $1 | less
# Если страница руководства включает в себя таблицы и/или выражения, # то этот сценарий "стошнит". # Для таких случаев можно использовать следующую строку. # # gtbl < "$1" | geqn -Tlatin1 | groff -Tlatin1 -mtty-char -man # # Спасибо S.C.
exit 0
Пример A-2. mailformat: Форматирование электронных писем
#!/bin/bash # mail-format.sh: Форматирование электронных писем.
# Удаляет символы "^", табуляции и ограничивает чрезмерно длинные строки.
# ================================================================= # Стандартная проверка аргументов ARGS=1 E_BADARGS=65 E_NOFILE=66
if [ $# -ne $ARGS ] # Проверка числа аргументов then echo "Порядок использования: `basename $0` имя_файла" exit $E_BADARGS fi
if [ -f "$1" ] # Проверка наличия файла. then file_name=$1 else echo "Файл \"$1\" не найден." exit $E_NOFILE fi # =================================================================
MAXWIDTH=70 # Максимальная длина строки.
# Удаление символов "^" начиная с первого символа строки, #+ и ограничить длину строки 70-ю символами. sed ' s/^>// s/^ *>// s/^ *// s/ *// ' $1 | fold -s --width=$MAXWIDTH # ключ -s команды "fold" разрывает, если это возможно, строку по пробельному символу.
# Этот сценарий был написан после прочтения статьи, в котором расхваливалась #+ утилита под Windows, размером в 164K, с подобной функциональностью. # # Хороший набор утилит для обработки текста и эффективный #+ скриптовый язык -- это все, что необходимо, чтобы составить серьезную конкуренцию #+ чрезмерно "раздутым" программам.
exit 0
Пример A-3. rn: Очень простая утилита для переименования файлов
Этот сценарий является модификацией Пример 12-15.
#! /bin/bash # # Очень простая утилита для переименования файлов # # Утилита "ren", автор Vladimir Lanin (lanin@csd2.nyu.edu), #+ выполняет эти же действия много лучше.
ARGS=2 E_BADARGS=65 ONE=1 # Единственное или множественное число (см. ниже).
if [ $# -ne "$ARGS" ] then echo "Порядок использования: `basename $0` старый_шаблон новый_шаблон" # Например: "rn gif jpg", поменяет расширения всех файлов в текущем каталоге с gif на jpg. exit $E_BADARGS fi
number=0 # Количество переименованных файлов.
for filename in *$1* # Проход по списку файлов в текущем каталоге. do if [ -f "$filename" ] then fname=`basename $filename` # Удалить путь к файлу из имени. n=`echo $fname | sed -e "s/$1/$2/"` # Поменять старое имя на новое. mv $fname $n # Переименовать. let "number += 1" fi done
if [ "$number" -eq "$ONE" ] # Соблюдение правил грамматики. then echo "$number файл переименован." else echo "Переименовано файлов: $number." fi
exit 0
# Упражнения: # ---------- # С какими типами файлов этот сценарий не будет работать? # Как это исправить? # # Переделайте сценарий таким образом, чтобы он мог обрабатывать все файлы в каталоге, #+ в именах которых содержатся пробелы, заменяя пробелы символом подчеркивания.
Пример A-4. blank-rename: переименование файлов, чьи имена содержат пробелы
Это даже более простая версия предыдущего примера.
#! /bin/bash # blank-rename.sh # # Заменяет пробелы символом подчеркивания в именах файлов в текущем каталоге.
ONE=1 # единственное или множественное число (см. ниже). number=0 # Количество переименованных файлов. FOUND=0 # Код завершения в случае успеха.
for filename in * # Перебор всех файлов в текущем каталоге. do echo "$filename" | grep -q " " # Проверить -- содержит ли имя файла if [ $? -eq $FOUND ] #+ пробелы.
then fname=$filename # Удалить путь из имени файла. n=`echo $fname | sed -e "s/ /_/g"` # Заменить пробелы символом подчеркивания. mv "$fname" "$n" # Переименование. let "number += 1" fi done
if [ "$number" -eq "$ONE" ] then echo "$number файл переименован." else echo "Переименовано файлов: $number" fi
exit 0
Пример A-5. encryptedpw: Передача файла на ftp-сервер, с использованием пароля
#!/bin/bash
# Модификация примера "ex72.sh", добавлено шифрование пароля.
# Обратите внимание: этот вариант все еще нельзя считать безопасным, #+ поскольку в сеть пароль уходит в незашифрованном виде. # Используйте "ssh", если вас это беспокоит.
E_BADARGS=65
if [ -z "$1" ] then echo "Порядок использования: `basename $0` имя_файла" exit $E_BADARGS fi
Username=bozo # Измените на свой. pword=/home/bozo/secret/password_encrypted.file # Файл, содержащий пароль в зашифрованном виде.
Filename=`basename $1` # Удалить путь из имени файла
Server="XXX" Directory="YYY" # Подставьте фактические имя сервера и каталога.
Password=`cruft <$pword` # Расшифровка. # Используется авторская программа "cruft", #+ основанная на алгоритме "onetime pad", #+ ее можно скачать с : #+ Primary-site: ftp://ibiblio.org/pub/Linux/utils/file #+ cruft-0.2.tar.gz [16k]
ftp -n $Server <<End-Of-Session user $Username $Password binary bell cd $Directory put $Filename bye End-Of-Session # ключ -n, команды "ftp", запрещает автоматический вход. # "bell" -- звонок (звуковой сигнал) после передачи каждого файла.
exit 0
Пример A-6. copy-cd: Копирование компакт-дисков с данными
#!/bin/bash # copy-cd.sh: copying a data CD
CDROM=/dev/cdrom # устройство CD ROM OF=/home/bozo/projects/cdimage.iso # промежуточный файл # /xxxx/xxxxxxx/ измените для своей системы. BLOCKSIZE=2048 SPEED=2 # Можно задать более высокую скорость, если поддерживается.
echo; echo "Вставьте исходный CD, но *НЕ* монтируйте его." echo " Нажмите ENTER, когда будете готовы. " read ready # Ожидание.
echo; echo "Создается промежуточный файл $OF." echo "Это может занять какое-то время. Пожалуйста подождите."
dd if=$CDROM of=$OF bs=$BLOCKSIZE # Копирование.
echo; echo "Выньте исходный CD." echo "Вставьте чистую болванку CDR." echo "Нажмите ENTER, когда будете готовы. " read ready # Ожидание.
echo "Копируется файл $OF на болванку."
cdrecord -v -isosize speed=$SPEED dev=0,0 $OF # Используется пакет Joerg Schilling -- "cdrecord" . # http://www.fokus.gmd.de/nthp/employees/schilling/cdrecord.html
echo; echo "Копирование завершено."
echo "Желаете удалить промежуточный файл (y/n)? " # Наверняка большой файл получился. read answer
case "$answer" in [yY]) rm -f $OF echo "Файл $OF удален." ;; *) echo "Файл $OF не был удален.";; esac
echo
# Упражнение: # Добавьте в оператор "case" возможность обработки, введенных пользователем, "yes" и "Yes".
exit 0
Пример A-7. Последовательности Коллаца (Collatz)
#!/bin/bash # collatz.sh
# Широко известная последовательность Коллаца (Collatz) (гипотеза Коллаца). # ------------------------------------------- # 1) Принимает из командной строки "начальное" целое число. # 2) ЧИСЛО <--- НАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ # 3) Вывести ЧИСЛО. # 4) Если ЧИСЛО четное, разделить на 2, # 5)+ Если не четное -- умножить на 3 и прибавить 1. # 6) ЧИСЛО <--- РЕЗУЛЬТАТ # 7) Повторить, начиная с п. 3, заданное число раз. # # Теоретически, такая последовательность должна сходиться, #+ не зависимо от величины начального значения, #+ к повторению циклов "4,2,1...", #+ даже после значительных флуктуаций в самом начале.
MAX_ITERATIONS=200 # Для больших начальных значений (>32000), это значение придется увеличить.
h=${1:-$$} # Начальное значение # если из командной строки ничего не задано, то берется $PID,
echo echo "C($h) --- $MAX_ITERATIONS итераций" echo
for ((i=1; i<=MAX_ITERATIONS; i++)) do
echo -n "$h " # ^^^^^ # табуляция
let "remainder = h % 2" if [ "$remainder" -eq 0 ] # Четное? then let "h /= 2" # Разделить на 2. else let "h = h*3 + 1" # Умножить на 3 и прибавить 1. fi
COLUMNS=10 # Выводить по 10 значений в строке. let "line_break = i % $COLUMNS" if [ "$line_break" -eq 0 ] then echo fi
done
echo
exit 0
Пример A-8. days-between: Подсчет числа дней между двумя датами
#!/bin/bash # days-between.sh: Подсчет числа дней между двумя датами. # Порядок использования: ./days-between.sh [M]M/[D]D/YYYY [M]M/[D]D/YYYY
ARGS=2 # Ожидается два аргумента из командной строки. E_PARAM_ERR=65 # Ошибка в числе ожидаемых аргументов.
REFYR=1600 # Начальный год. CENTURY=100 DIY=365 ADJ_DIY=367 # Корректировка на високосный год + 1. MIY=12 DIM=31 LEAPCYCLE=4
MAXRETVAL=255 # Максимально возможное возвращаемое значение # для положительных чисел.
diff= # Количество дней между датами. value= # Абсолютное значение. day= # день, месяц, год. month= year=
Param_Error () # Ошибка в пвраметрах командной строки. { echo "Порядок использования: `basename $0` [M]M/[D]D/YYYY [M]M/[D]D/YYYY" echo " (даты должны быть после 1/3/1600)" exit $E_PARAM_ERR }
Parse_Date () # Разбор даты. { month=${1%%/**} dm=${1%/**} # День и месяц. day=${dm#*/} let "year = `basename $1`" # Хотя это и не имя файла, но результат тот же. }
check_date () # Проверка даты. { [ "$day" -gt "$DIM" ] || [ "$month" -gt "$MIY" ] || [ "$year" -lt "$REFYR" ] && Param_Error # Выход из сценария при обнаружении ошибки. # Используется комбинация "ИЛИ-списка / И-списка". # # Упражнение: Реализуйте более строгую проверку даты. }
strip_leading_zero () # Удалить ведущий ноль { val=${1#0} # иначе Bash будет считать числа return $val # восьмеричными (POSIX.2, sect 2.9.2.1). }
day_index () # Формула Гаусса: { # Количество дней от 3 Янв. 1600 до заданной даты.
day=$1 month=$2 year=$3
let "month = $month - 2" if [ "$month" -le 0 ] then let "month += 12" let "year -= 1" fi
let "year -= $REFYR" let "indexyr = $year / $CENTURY"
let "Days = $DIY*$year + $year/$LEAPCYCLE - $indexyr + $indexyr/$LEAPCYCLE + $ADJ_DIY*$month/$MIY + $day - $DIM" # Более подробное объяснение алгоритма вы найдете в # http://home.t-online.de/home/berndt.schwerdtfeger/cal.htm
if [ "$Days" -gt "$MAXRETVAL" ] # Если больше 255, then # то поменять знак let "dindex = 0 - $Days" # чтобы функция смогла вернуть полное значение. else let "dindex = $Days" fi
return $dindex
}
calculate_difference () # Разница между двумя датами. { let "diff = $1 - $2" # Глобальная переменная. }
abs () # Абсолютное значение { # Используется глобальная переменная "value". if [ "$1" -lt 0 ] # Если число отрицательное then # то let "value = 0 - $1" # изменить знак, else # иначе let "value = $1" # оставить как есть. fi }
if [ $# -ne "$ARGS" ] # Требуется два аргумента командной строки. then Param_Error fi
Parse_Date $1 check_date $day $month $year # Проверка даты.
strip_leading_zero $day # Удалить ведущие нули day=$? # в номере дня и/или месяца. strip_leading_zero $month month=$?
day_index $day $month $year date1=$?
abs $date1 # Абсолютное значение date1=$value
Parse_Date $2 check_date $day $month $year
strip_leading_zero $day day=$? strip_leading_zero $month month=$?
day_index $day $month $year date2=$?
abs $date2 # Абсолютное значение date2=$value
calculate_difference $date1 $date2
abs $diff # Абсолютное значение diff=$value
echo $diff
exit 0 # Сравните этот сценарий с реализацией формулы Гаусса на C # http://buschencrew.hypermart.net/software/datedif
Пример A-9. Создание "словаря"
#!/bin/bash # makedict.sh [создание словаря]
# Модификация сценария /usr/sbin/mkdict. # Авторские права на оригинальный сценарий принадлежат Alec Muffett. # # Этот модифицированный вариант включен в документ на основе #+ документа "LICENSE" из пакета "Crack" #+ с которым распространяется оригинальный сценарий.
# Этот скрипт обрабатывает текстовые файлы и создает отсортированный список #+ слов, найденных в этих файлах. # Он может оказаться полезным для сборки словарей #+ и проведения лексикографического анализа.
E_BADARGS=65
if [ ! -r "$1" ] # Необходим хотя бы один аргумент -- then #+ имя файла. echo "Порядок использования: $0 имена_файлов" exit $E_BADARGS fi
# SORT="sort" # Необходимость задания ключей сортировки отпала. #+ Изменено, по отношению к оригинальному сценарию.
cat $* | # Выдать содержимое файлов на stdout. tr A-Z a-z | # Преобразовать в нижний регистр. tr ' ' '\012' | # Новое: заменить пробелы символами перевода строки. # tr -cd '\012[a-z][0-9]' | # В оригинальном сценарии: удалить все символы, #+ которые не являются буквами или цифрами. tr -c '\012a-z' '\012' | # Вместо удаления #+ неалфавитно-цифровые символы заменяются на перевод строки. sort | uniq | # Удалить повторяющиеся слова. grep -v '^#' | # Удалить строки, начинающиеся с "#". grep -v '^$' # Удалить пустые строки.
exit 0
Пример A-10. Расчет индекса "созвучности"
#!/bin/bash # soundex.sh: Расчет индекса "созвучности"
# ======================================================= # Сценарий Soundex # Автор # Mendel Cooper # thegrendel@theriver.com # 23 Января 2002 г. # # Условия распространения: Public Domain. # # Несколько отличающаяся версия этого сценария была опубликована #+ Эдом Шэфером (Ed Schaefer) в Июле 2002 года в колонке "Shell Corner" #+ "Unix Review" on-line, #+ http://www.unixreview.com/documents/uni1026336632258/ # =======================================================
ARGCOUNT=1 # Требуется аргумент командной строки.
E_WRONGARGS=70
if [ $# -ne "$ARGCOUNT" ] then echo "Порядок использования: `basename $0` имя" exit $E_WRONGARGS fi
assign_value () # Присвоить числовые значения { #+ символам в имени.
val1=bfpv # 'b,f,p,v' = 1 val2=cgjkqsxz # 'c,g,j,k,q,s,x,z' = 2 val3=dt # и т.п. val4=l val5=mn val6=r
# Попробуйте разобраться в том, что здесь происходит.
value=$( echo "$1" \ | tr -d wh \ | tr $val1 1 | tr $val2 2 | tr $val3 3 \ | tr $val4 4 | tr $val5 5 | tr $val6 6 \ | tr -s 123456 \ | tr -d aeiouy )
# Символам в имени присваиваются числовые значения. # Удаляются повторяющиеся числа, если они не разделены гласными. # Гласные игнорируются, если они не являются разделителями, которые удаляются в последнюю очередь. # Символы 'w' и 'h' удаляются в первую очередь. }
input_name="$1" echo echo "Имя = $input_name"
# Перевести все символы в имени в нижний регистр. # ------------------------------------------------ name=$( echo $input_name | tr A-Z a-z ) # ------------------------------------------------
# Начальный символ в индекса "созвучия": первая буква в имени. # --------------------------------------------
char_pos=0 # Начальная позиция в имени. prefix0=${name:$char_pos:1} prefix=`echo $prefix0 | tr a-z A-Z` # Первую букву в имени -- в верхний регистр.
let "char_pos += 1" # Передвинуть "указатель" на один символ. name1=${name:$char_pos}
# ++++++++++++++++++++++++++++ Исключение отдельных ситуаций +++++++++++++++++++++++++++++++ # Теперь мы передвинулись на один символ вправо. # Если второй символ в имени совпадает с первым #+ то его нужно отбросить. # Кроме того, мы должны проверить -- не является ли первый символ #+ гласной, 'w' или 'h'.
char1=`echo $prefix | tr A-Z a-z` # Первый символ -- в нижний регистр.
assign_value $name s1=$value assign_value $name1 s2=$value assign_value $char1 s3=$value s3=9$s3 # Если первый символ в имени -- гласная буква #+ или 'w' или 'h', #+ то ее "значение" нужно отбросить. #+ Поэтому ставим 9, или другое #+ неиспользуемое значение, которое можно будет проверить.
if [[ "$s1" -ne "$s2" || "$s3" -eq 9 ]] then suffix=$s2 else suffix=${s2:$char_pos} fi # ++++++++++++++++++++++++ Конец исключения отдельных ситуаций +++++++++++++++++++++++++++++++
padding=000 # Дополнить тремя нулями.
soun=$prefix$suffix$padding # Нули добавить в конец получившегося индекса.
MAXLEN=4 # Ограничить длину индекса 4-мя символами. soundex=${soun:0:$MAXLEN}
echo "Индекс созвучия = $soundex"
echo
# Индекс "созвучия" - это метод индексации и классификации имен #+ по подобию звучания. # Индекс "созвучия" начинается с первого символа в имени, #+ за которым следуют 3-значный расчетный код. # Имена, которые произносятся примерно одинаково, имеют близкие индексы "созвучия".
# Например: # Smith и Smythe -- оба имеют индекс "созвучия" "S530". # Harrison = H625 # Hargison = H622 # Harriman = H655
# Как правило эта методика дает неплохой результат, но имеются и аномалии. # # # Дополнительную информацию вы найдете на #+ "National Archives and Records Administration home page", #+ http://www.nara.gov/genealogy/soundex/soundex.html
# Упражнение: # ---------- # Упростите блок "Исключение отдельных ситуаций" .
exit 0
Пример A-11. "Игра "Жизнь""
#!/bin/bash # life.sh: Игра "Жизнь"
# ##################################################################### # # Это Bash-версия известной игры Джона Конвея (John Conway) "Жизнь". # # --------------------------------------------------------------------- # # Прямоугольное игровое поле разбито на ячейки, в каждой ячейке может # #+ располагаться живая особь. # # Соответственно, ячейка с живой особью отмечается точкой, # #+ не занятая ячейка -- остается пустой. # # Изначально, ячейки заполняются из файла -- # #+ это первое поколение, или "поколение 0" # # Воспроизводство особей, в каждом последующем поколении, # #+ определяется следующими правилами # # 1) Каждая ячейка имеет "соседей" # #+ слева, справа, сверху, снизу и 4 по диагоналям. # # 123 # # 4*5 # # 678 # # # # 2) Если живая особь имеет 2 или 3 живых соседей, то она остается жить.# # 3) Если пустая ячейка имеет 3 живых соседей -- # #+ в ней "рождается" новая особь # SURVIVE=2 # BIRTH=3 # # 4) В любом другом случае, живая особь "погибает" # # ##################################################################### #
startfile=gen0 # Начальное поколение из файла по-умолчанию -- "gen0". # если не задан другой файл, из командной строки. # if [ -n "$1" ] # Проверить аргумент командной строки -- файл с "поколениемn 0". then if [ -e "$1" ] # Проверка наличия файла. then startfile="$1" fi fi
ALIVE1=. DEAD1=_ # Представление "живых" особей и пустых ячеек в файле с "поколением 0".
# Этот сценарий работает с игровым полем 10 x 10 grid (может быть увеличено, #+ но большое игровое поле будет обрабатываться очень медленно). ROWS=10 COLS=10
GENERATIONS=10 # Максимальное число поколений.
NONE_ALIVE=80 # Код завершения на случай, #+ если не осталось ни одной "живой" особи. TRUE=0 FALSE=1 ALIVE=0 DEAD=1
avar= # Текущее поколение. generation=0 # Инициализация счетчика поколений.
# =================================================================
let "cells = $ROWS * $COLS" # Количество ячеек на игровом поле.
declare -a initial # Массивы ячеек. declare -a current
display () {
alive=0 # Количество "живых" особей. # Изначально -- ноль.
declare -a arr arr=( `echo "$1"` ) # Преобразовать аргумент в массив.
element_count=${#arr[*]}
local i local rowcheck
for ((i=0; i<$element_count; i++)) do
# Символ перевода строки -- в конец каждой строки. let "rowcheck = $i % ROWS" if [ "$rowcheck" -eq 0 ] then echo # Перевод строки. echo -n " " # Выравнивание. fi
cell=${arr[i]}
if [ "$cell" = . ] then let "alive += 1" fi
echo -n "$cell" | sed -e 's/_/ /g' # Вывести массив, по пути заменяя символы подчеркивания на пробелы. done
return
}
IsValid () # Проверка корректности координат ячейки. {
if [ -z "$1" -o -z "$2" ] # Проверка наличия входных аргументов. then return $FALSE fi
local row local lower_limit=0 # Запрет на отрицательные координаты. local upper_limit local left local right
let "upper_limit = $ROWS * $COLS - 1" # Номер последней ячейки на игровом поле.
if [ "$1" -lt "$lower_limit" -o "$1" -gt "$upper_limit" ] then return $FALSE # Выход за границы массива. fi
row=$2 let "left = $row * $ROWS" # Левая граница. let "right = $left + $COLS - 1" # Правая граница.
if [ "$1" -lt "$left" -o "$1" -gt "$right" ] then return $FALSE # Выхол за нижнюю строку. fi
return $TRUE # Координаты корректны.
}
IsAlive () # Проверка наличия "живой" особи в ячейке. # Принимает массив и номер ячейки в качестве входных аргументов. { GetCount "$1" $2 # Подсчитать кол-во "живых" соседей. local nhbd=$?
if [ "$nhbd" -eq "$BIRTH" ] # "Живая". then return $ALIVE fi
if [ "$3" = "." -a "$nhbd" -eq "$SURVIVE" ] then # "Живая" если перед этим была "живая". return $ALIVE fi
return $DEAD # По-умолчанию.
}
GetCount () # Подсчет "живых" соседей. # Необходимо 2 аргумента: # $1) переменная-массив # $2) cell номер ячейки { local cell_number=$ 2 local array local top local center local bottom local r local row local i local t_top local t_cen local t_bot local count=0 local ROW_NHBD=3
array=( `echo "$1"` )
let "top = $cell_number - $COLS - 1" # Номера соседних ячеек. let "center = $cell_number - 1" let "bottom = $cell_number + $COLS - 1" let "r = $cell_number / $ROWS"
for ((i=0; i<$ROW_NHBD; i++)) # Просмотр слева-направо. do let "t_top = $top + $i" let "t_cen = $center + $i" let "t_bot = $bottom + $i"
let "row = $r" # Пройти по соседям в средней строке. IsValid $t_cen $row # Координаты корректны? if [ $? -eq "$TRUE" ] then if [ ${array[$t_cen]} = "$ALIVE1" ] # "Живая"? then # Да! let "count += 1" # Нарастить счетчик. fi fi
let "row = $r - 1" # По верхней строке. IsValid $t_top $row if [ $? -eq "$TRUE" ] then if [ ${array[$t_top]} = "$ALIVE1" ] then let "count += 1" fi fi
let "row = $r + 1" # По нижней строке. IsValid $t_bot $row if [ $? -eq "$TRUE" ] then if [ ${array[$t_bot]} = "$ALIVE1" ] then let "count += 1" fi fi
done
if [ ${array[$cell_number]} = "$ALIVE1" ] then let "count -= 1" # Убедиться, что сама проверяемая ячейка fi #+ не была подсчитана.
return $count
}
next_gen () # Обновить массив, в котором содержится информация о новом "поколении". {
local array local i=0
array=( `echo "$1"` ) # Преобразовать в массив.
while [ "$i" -lt "$cells" ] do IsAlive "$1" $i ${array[$i]} # "Живая"? if [ $? -eq "$ALIVE" ] then # Если "живая", то array[$i]=. #+ записать точку. else array[$i]="_" # Иначе -- символ подчеркивания fi #+ (который позднее заменится на пробел). let "i += 1" done
# let "generation += 1" # Увеличить счетчик поколений.
# Подготовка переменных, для передачи в функцию "display". avar=`echo ${array[@]}` # Преобразовать массив в строку. display "$avar" # Вывести его. echo; echo echo "Поколение $generation -- живых особей $alive"
if [ "$alive" -eq 0 ] then echo echo "Преждеверменное завершение: не осталось ни одной живой особи!" exit $NONE_ALIVE # Нет смысла продолжать fi #+ если не осталось ни одной живой особи
}
# =========================================================
# main ()
# Загрузить начальное поколение из файла. initial=( `cat "$startfile" | sed -e '/#/d' | tr -d '\n' |\ sed -e 's/\./\. /g' -e 's/_/_ /g'` ) # Удалить строки, начинающиеся с символа '#' -- комментарии. # Удалить строки перевода строки и вставить пробелы между элементами.
clear # Очистка экрана.
echo # Заголовок echo "=======================" echo " $GENERATIONS поколений" echo " в" echo " игре \" ЖИЗНЬ\"" echo "======================="
# -------- Вывести первое поколение. -------- Gen0=`echo ${initial[@]}` display "$Gen0" # Тлько вывод.
echo; echo echo "Поколение $generation -- живых особей $alive" # -------------------------------------------
let "generation += 1" # Нарастить счетчик поколений. echo
# ------- Вывести второе поколение. ------- Cur=`echo ${initial[@]}` next_gen "$Cur" # Обновить и вывести. # ------------------------------------------
let "generation += 1" # Нарастить счетчик поколений.
# ------ Основной цикл игры ------ while [ "$generation" -le "$GENERATIONS" ] do Cur="$avar" next_gen "$Cur" let "generation += 1" done # ==============================================================
echo
exit 0
# -------------------------------------------------------------- # Этот сценарий имеет недоработку. # Граничные ячейки сверху, снизу и сбоков остаются пустыми. # Упражнение: Доработайте сценарий таким образом, чтобы , # + левая и правая стороны как бы "соприкасались", # + так же и верхняя и нижняя стороны.
Пример A-12. Файл с первым поколением для игры "Жизнь"
# Это файл-пример, содержащий "поколение 0", для сценария "life.sh". # -------------------------------------------------------------- # Игровое поле имеет размер 10 x 10, точкой обозначается "живая" особь, #+ символом подчеркивания -- пустая ячейка. Мы не можем использовать пробелы, #+ для обозначения пустых ячеек, из-за особенностей строения массивов в Bash. # [Упражнение для читателей: объясните, почему?.] # # Строки, начинающиеся с символа '#' считаются комментариями, сценарий их игнорирует. __.__..___ ___._.____ ____.___.. _._______. ____._____ ..__...___ ____._____ ___...____ __.._..___ _..___..__
+++
Следующие два сценария предоставил Mark Moraes, из университета в Торонто. См. файл "Moraes-COPYRIGHT", который содержит указание на авторские права.
Пример A-13. behead: Удаление заголовков из электронных писем и новостей
#! /bin/sh # Удаление заголовков из электронных писем и новостей т.е.
до первой # пустой строки # Mark Moraes, Университет в Торонто
# ==> Такие комментарии добавлены автором документа.
if [ $# -eq 0 ]; then # ==> Если входной аргумент не задан (файл), то выводить результат на stdin. sed -e '1,/^$/d' -e '/^[ ]*$/d' # --> Удалить пустые строки и все строки предшествующие им else # ==> Если аргумент командной строки задан, то использовать его как имя файла. for i do sed -e '1,/^$/d' -e '/^[ ]*$/d' $i # --> То же, что и выше. done fi
# ==> Упражнение: Добавьте проверку на наличие ошибок. # ==> # ==> Обратите внимание -- как похожи маленькие сценарии sed, за исключением передачи аргумента. # ==> Можно ли его оформит в виде функции? Почему да или почему нет?
Пример A-14. ftpget: Скачивание файлов по ftp
#! /bin/sh # $Id: ftpget,v 1.2 91/05/07 21:15:43 moraes Exp $ # Сценарий устанавливает анонимное соединение с ftp-сервером. # Простой и быстрый - написан как дополнение к ftplist # -h -- удаленный сервер (по-умолчанию prep.ai.mit.edu) # -d -- каталог на сервере - вы можете указать последовательность из нескольких ключей -d # Если вы используете относительные пути, # будьте внимательны при задании последовательности. # (по-умолчанию -- каталог пользователя ftp) # -v -- "многословный" режим, будет показывать все ответы ftp-сервера # -f -- file[:localfile] скачивает удаленный file и записывает под именем localfile # -m -- шаблон для mget. Не забудьте взять в кавычки! # -c -- локальный каталог # Например, # ftpget -h expo.lcs.mit.edu -d contrib -f xplaces.shar:xplaces.sh \ # -d ../pub/R3/fixes -c ~/fixes -m 'fix*' # Эта команда загрузит файл xplaces.shar из ~ftp/contrib с expo.lcs.mit.edu # и сохранит под именем xplaces.sh в текущем каталоге, затем заберет все исправления (fixes) # из ~ftp/pub/R3/fixes и поместит их в каталог ~/fixes. # Очевидно, что последовательность ключей и аргументов очень важна, поскольку # она определяет последовательность операций, выполняемых с удаленным ftp-сервером # # Mark Moraes (moraes@csri.toronto.edu), Feb 1, 1989 #
# ==> Эти комментарии добавлены автором документа.
# PATH=/local/bin:/usr/ucb:/usr/bin:/bin # export PATH # ==> Первые две строки в оригинальном сценарии вероятно излишни.
TMPFILE=/tmp/ftp.$$ # ==> Создан временный файл
SITE=`domainname`.toronto.edu # ==> 'domainname' подобен 'hostname'
usage="Порядок использования: $0 [-h удаленный_сервер] [-d удаленный_каталог]... [-f удаленный_файл:локальный_файл]... \ [-c локальный_каталог] [-m шаблон_имен_файлов] [-v]" ftpflags="-i -n" verbflag= set -f # разрешить подстановку имен файлов (globbing) для опции -m set x `getopt vh:d:c:m:f: $*` if [ $? != 0 ]; then echo $ usage exit 65 fi shift trap 'rm -f ${TMPFILE} ; exit' 0 1 2 3 15 echo "user anonymous ${USER-gnu}@${SITE} > ${TMPFILE}" # ==> Добавлены кавычки (рекомендуется). echo binary >> ${TMPFILE} for i in $* # ==> Разбор командной строки. do case $i in -v) verbflag=-v; echo hash >> ${TMPFILE}; shift;; -h) remhost=$2; shift 2;; -d) echo cd $2 >> ${TMPFILE}; if [ x${verbflag} != x ]; then echo pwd >> ${TMPFILE}; fi; shift 2;; -c) echo lcd $2 >> ${TMPFILE}; shift 2;; -m) echo mget "$2" >> ${TMPFILE}; shift 2;; -f) f1=`expr "$2" : "\([^:]*\).*"`; f2=`expr "$2" : "[^:]*:\(.*\)"`; echo get ${f1} ${f2} >> ${TMPFILE}; shift 2;; --) shift; break;; esac done if [ $# -ne 0 ]; then echo $usage exit 65 # ==> В оригинале было "exit 2", изменено в соответствии со стандартами. fi if [ x${verbflag} != x ]; then ftpflags="${ftpflags} -v" fi if [ x${remhost} = x ]; then remhost=prep.ai.mit.edu # ==> Здесь можете указать свой ftp-сервер по-умолчанию. fi echo quit >> ${TMPFILE} # ==> Все команды сохранены во временном файле.
ftp ${ftpflags} ${remhost} < ${TMPFILE} # ==> Теперь обработать пакетный файл.
rm -f ${TMPFILE} # ==> В заключение, удалить временный файл (можно скопировать его в системный журнал).
# ==> Упражнения: # ==> ---------- # ==> 1) Добавьте обработку ошибок. # ==> 2) Добавьте уведомление звуковым сигналом.
Пример A-15. Указание на авторские права
Следующее соглащение об авторских правах относится к двум, включенным в книгу, сценариям от Mark Moraes: "behead.sh" и "ftpget.sh"
/* * Copyright University of Toronto 1988, 1989. * Автор: Mark Moraes * * Автор дает право на использование этого программного обеспечения * его изменение и рапространение со следующими ограничениями: * * 1. Автор и Университет Торонто не отвечают * за последствия использования этого программного обеспечения, * какими ужасными бы они ни были, * даже если они вызваны ошибками в нем. * * 2. Указание на происхождение программного обеспечения не должно подвергаться изменениям, * явно или по оплошности. Так как некоторые пользователи обращаются к исходным текстам, * они обязательно должны быть включены в документацию. * * 3. Измененная версия должна содержать явное упоминание об этом и не должна * выдаваться за оригинал. Так как некоторые пользователи обращаются к исходным текстам, * они обязательно должны быть включены в документацию. * * 4. Это соглашение не может удаляться и/или изменяться. */
+
Antek Sawicki предоставил следующий сценарий, который демонстрирует операцию подстановки параметров, обсуждавшуюся в Section 9.3.
Пример A-16. password: Генератор случайного 8-ми символьного пароля
#!/bin/bash # Для старых систем может потребоваться указать #!/bin/bash2. # # Генератор случайных паролей для bash 2.x # Автор: Antek Sawicki <tenox@tenox.tc>, # который великодушно позволил использовать его в данном документе. # # ==> Комментарии, добавленные автором документа ==>
MATRIX="0123456789ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz" LENGTH="8" # ==> 'LENGTH' можно увеличить, для генерации более длинных паролей.
while [ "${n:=1}" -le "$LENGTH" ] # ==> Напоминаю, что ":=" -- это оператор "подстановки значения по-умолчанию". # ==> Таким образом, если 'n' не инициализирована, то в нее заносится 1.
do PASS="$PASS${MATRIX:$(($RANDOM%${#MATRIX})):1}" # ==> Хитро, хитро....
# ==> Начнем с самых внутренних скобок... # ==> ${#MATRIX} -- возвращает длину массива MATRIX.
# ==> $RANDOM%${#MATRIX} -- возвращает случайное число # ==> в диапазоне 1 .. ДЛИНА_МАССИВА(MATRIX) - 1.
# ==> ${MATRIX:$(($RANDOM%${#MATRIX})):1} # ==> возвращает символ из MATRIX, из случайной позиции (найденной выше). # ==> См. подстановку параметров {var:pos:len} в Разделе 3.3.1 # ==> и примеры в этом разделе.
# ==> PASS=... -- добавление символа к строке PASS, полученной на предыдущих итерациях.
# ==> Чтобы детальнее проследить ход работы цикла, раскомментируйте следующую строку # ==> echo "$PASS" # ==> Вы увидите, как на каждом проходе цикла, # ==> к строке PASS добавляется по одному символу.
let n+=1 # ==> Увеличить 'n' перед началом следующей итерации. done
echo "$PASS" # ==> Или перенаправьте в файл, если пожелаете.
exit 0
+
James R. Van Zandt предоставил следующий сценарий, который демонстрирует применение именованных каналов, по его словам, "на самом деле -- упражнение на применение кавычек и на экранирование".
Пример A-17. fifo: Создание резервных копий с помощью именованных каналов
#!/bin/bash # ==> Автор:James R. Van Zandt # ==> используется с его разрешения.
# ==> Комментарии, добавленные автором документа.
HERE=`uname -n` # ==> hostname THERE=bilbo echo "начало создания резервной копии на $THERE, за `date +%r`" # ==> `date +%r` возвращает время в 12-ти часовом формате, т.е. "08:08:34 PM".
# убедиться в том, что /pipe -- это действительно канал, а не простой файл rm -rf /pipe mkfifo /pipe # ==> Создание "именованного канала", с именем "/pipe".
# ==> 'su xyz' -- запускает команду от имени порльзователя "xyz". # ==> 'ssh' -- вызов secure shell (вход на удаленную систему). su xyz -c "ssh $THERE \"cat >/home/xyz/backup/${HERE}-daily.tar.gz\" < /pipe"& cd / tar -czf - bin boot dev etc home info lib man root sbin share usr var >/pipe # ==> Именованный канал /pipe, используется для передачи данных между процессами: # ==> 'tar/gzip' пишет в /pipe, а 'ssh' -- читает из /pipe.
# ==> В результате будет получена резервная копия всех основных каталогов.
# ==> В чем состоит преимущество именованного канала, в данной ситуации, # ==> перед неименованным каналом "|" ? # ==> Будет ли работать неименованный канал в данной ситуации?
exit 0
+
Stephane Chazelas предоставил следующий сценарий, который демонстрирует возможность генерации простых чисел без использования массивов.
Пример A-18. Генерация простых чисел, с использованием оператора деления по модулю (остаток от деления)
#!/bin/bash # primes.sh: Генерация простых чисел, без использования массивов. # Автор: Stephane Chazelas.
# Этот сценарий не использует класический алгоритм "Решето Эратосфена", #+ вместо него используется более понятный метод проверки каждого кандидата в простые числа #+ путем поиска делителей, с помощью оператора нахождения остатка от деления "%".
LIMIT=1000 # Простые от 2 до 1000
Primes() { (( n = $1 + 1 )) # Перейти к следующему числу. shift # Следующий параметр в списке. # echo "_n=$n i=$i_"
if (( n == LIMIT )) then echo $* return fi
for i; do # "i" устанавливается в "@", предыдущее значение $n. # echo "-n=$n i=$i-" (( i * i > n )) && break # Оптимизация. (( n % i )) && continue # Отсечь составное число с помощью оператора "%". Primes $n $@ # Рекурсивный вызов внутри цикла. return done
Primes $n $@ $n # Рекурсивный вызов за пределами цикла. # Последовательное накопление позиционных параметров. # в "$@" накапливаются простые числа. }
Primes 1
exit 0
# Раскомментарьте строки 16 и 24, это поможет понять суть происходящего.
# Сравните скоростные характеристики этого сценария и сценария (ex68.sh), # реализующего алгоритм "Решето Эратосфена".
# Упражнение: Попробуйте реализовать этот сценарий без использования рекурсии. # Это даст некоторый выигрыш в скорости.
+
Jordi Sanfeliu дал согласие на публикацию своего сценария tree.
Пример A-19. tree: Вывод дерева каталогов
#!/bin/sh # @(#) tree 1.1 30/11/95 by Jordi Sanfeliu # email: mikaku@fiwix.org # # Начальная версия: 1.0 30/11/95 # Следующая версия: 1.1 24/02/ 97 Now, with symbolic links # Исправления : Ian Kjos, поддержка недоступных каталогов # email: beth13@mail.utexas.edu # # Tree -- средство просмотра дерева каталогов (очевидно :-) ) #
# ==> Используется в данном документе с разрешения автора сценария, Jordi Sanfeliu. # ==> Комментарии, добавленные автором документа. # ==> Добавлено "окавычивание" аргументов.
search () { for dir in `echo *` # ==> `echo *` список всех файлов в текущем каталоге, без символов перевода строки. # ==> Тот же эффект дает for dir in * # ==> но "dir in `echo *`" не обрабатывет файлы, чьи имена содержат пробелы. do if [ -d "$dir" ] ; then # ==> Если это каталог (-d)... zz=0 # ==> Временная переменная, для сохранения уровня вложенности каталога. while [ $zz != $deep ] # Keep track of inner nested loop. do echo -n "| " # ==> Показать символ вертикальной связи, # ==> с 2 пробелами и без перевода строки. zz=`expr $zz + 1` # ==> Нарастить zz. done if [ -L "$dir" ] ; then # ==> Если символическая ссылка на каталог... echo "+---$dir" `ls -l $dir | sed 's/^.*'$dir' //'` # ==> Показать горизонтальный соединитель и имя связянного каталога, но... # ==> без указания даты/времени. else echo "+---$dir" # ==> Вывести горизонтальный соединитель... # ==> и название каталога. if cd "$dir" ; then # ==> Если можно войти в каталог... deep=`expr $deep + 1` # ==> Нарастить уровень вложенности. search # рекурсия ;-) numdirs=`expr $numdirs + 1` # ==> Нарастить счетчик каталогов. fi fi fi done cd .. # ==> Подняться на один уровень вверх. if [ "$deep" ] ; then # ==> Если depth = 0 (возвращает TRUE)... swfi=1 # ==> выставить признак окончания поиска. fi deep=`expr $deep - 1` # ==> Уменьшить уровень вложенности. }
# - Main - if [ $# = 0 ] ; then cd `pwd` # ==> Если аргумент командной строки отсутствует, то используется текущий каталог. else cd $1 # ==> иначе перейти в заданный каталог. fi echo "Начальный каталог = `pwd`" swfi=0 # ==> Признак завершения поиска. deep=0 # ==> Уровень вложенности. numdirs=0 zz=0
while [ "$swfi" != 1 ] # Пока поиск не закончен... do search # ==> Вызвать функцию поиска. done echo "Всего каталогов = $numdirs"
exit 0 # ==> Попробуйте разобраться в том как этот сценарий работает.
Noah Friedman дал разрешение на публикацию своей библиотеки функций для работы со строками, которая, по сути, воспроизводит некоторые библиотечные функции языка C.
Пример A-20. Функции для работы со строками
#!/bin/bash
# string.bash --- эмуляция библиотеки функций string(3) # Автор: Noah Friedman <friedman@prep.ai.mit.edu> # ==> Используется с его разрешения. # Дата создания: 1992-07-01 # Дата последней модификации: 1993-09-29 # Public domain
# Преобразование в синтаксис bash v2 выполнил Chet Ramey
# Комментарий: # Код:
#:docstring strcat: # Порядок использования: strcat s1 s2 # # Strcat добавляет содержимое переменной s2 к переменной s1. # # Пример: # a="foo" # b="bar" # strcat a b # echo $a # => foobar # #:end docstring:
###;;;autoload function strcat () { local s1_val s2_val
s1_val=${!1} # косвенная ссылка s2_val=${!2} eval "$1"=\'"${s1_val}${s2_val}"\' # ==> eval $1='${s1_val}${s2_val}' во избежание проблем, # ==> если одна из переменных содержит одиночную кавычку. }
#:docstring strncat: # Порядок использования: strncat s1 s2 $n # # Аналог strcat, но добавляет не более n символов из # переменной s2. Результат выводится на stdout. # # Пример: # a=foo # b=barbaz # strncat a b 3 # echo $a # => foobar # #:end docstring:
###;;;autoload function strncat () { local s1="$1" local s2="$2" local -i n="$3" local s1_val s2_val
s1_val=${!s1} # ==> косвенная ссылка s2_val=${!s2}
if [ ${#s2_val} -gt ${n} ]; then s2_val=${s2_val:0:$n} # ==> выделение подстроки fi
eval "$s1"=\'"${s1_val}${s2_val}"\' # ==> eval $1='${s1_val}${s2_val}' во избежание проблем, # ==> если одна из переменных содержит одиночную кавычку. }
#:docstring strcmp: # Порядок использования: strcmp $s1 $s2 # # Strcmp сравнивает две строки и возвращает число меньше, равно # или больше нуля, в зависимости от результатов сравнения. #:end docstring:
###;;;autoload function strcmp () { [ "$1" = "$2" ] && return 0
[ "${1}" '<' "${2}" ] > /dev/null && return -1
return 1 }
#:docstring strncmp: # Порядок использования: strncmp $s1 $s2 $n # # Подобна strcmp, но сравнивает не более n символов #:end docstring:
###;;;autoload function strncmp () { if [ -z "${3}" -o "${3}" -le "0" ]; then return 0 fi
if [ ${3} -ge ${#1} -a ${3} -ge ${#2} ]; then strcmp "$1" "$2" return $? else s1=${1:0:$3} s2=${2:0:$3} strcmp $s1 $s2 return $? fi }
#:docstring strlen: # Порядок использования: strlen s # # возвращает количество символов в строке s. #:end docstring:
###;;;autoload function strlen () { eval echo "\${#${1}}" # ==> Возвращает длину переменной, # ==> чье имя передается как аргумент. }
#:docstring strspn: # Порядок использования: strspn $s1 $s2 # # Strspn возвращает максимальную длину сегмента в строке s1, # который полностью состоит из символов строки s2. #:end docstring:
###;;;autoload function strspn () { # Сброс содержимого переменной IFS позволяет обрабатывать пробелы как обычные символы. local IFS= local result="${1%%[!${2}]*}"
echo ${#result} }
#:docstring strcspn: # Порядок использования: strcspn $s1 $s2 # # Strcspn возвращает максимальную длину сегмента в строке s1, # который полностью не содержит символы из строки s2. #:end docstring:
###;;;autoload function strcspn () { # Сброс содержимого переменной IFS позволяет обрабатывать пробелы как обычные символы.
local IFS= local result="${1%%[${2}]*}"
echo ${#result} }
#:docstring strstr: # Порядок использования: strstr s1 s2 # # Strstr выводит подстроку первого вхождения строки s2 # в строке s1, или ничего не выводит, если подстрока s2 в строке s1 не найдена. # Если s2 содержит строку нулевой длины, то strstr выводит строку s1. #:end docstring:
###;;;autoload function strstr () { # Если s2 -- строка нулевой длины, то вывести строку s1 [ ${#2} -eq 0 ] && { echo "$1" ; return 0; }
# не выводить ничего, если s2 не найдена в s1 case "$1" in *$2*) ;; *) return 1;; esac
# использовать шаблон, для удаления всех несоответствий после s2 в s1 first=${1/$2*/}
# Затем удалить все несоответствия с начала строки echo "${1##$first}" }
#:docstring strtok: # Порядок использования: strtok s1 s2 # # Strtok рассматривает строку s1, как последовательность из 0, или более, # лексем (токенов), разделенных символами строки s2 # При первом вызове (с непустым аргументом s1) # выводит первую лексему на stdout. # Функция запоминает свое положение в строке s1 от вызова к вызову, # так что последующие вызовы должны производиться с пустым первым аргументом, # чтобы продолжить выделение лексем из строки s1. # После вывода последней лексемы, все последующие вызовы будут выводить на stdout # пустое значение. Строка-разделитель может изменяться от вызова к вызову. #:end docstring:
###;;;autoload function strtok () { : }
#:docstring strtrunc: # Порядок использования: strtrunc $n $s1 {$s2} {$...} # # Используется многими функциями, такими как strncmp, чтобы отсечь "лишние" символы. # Выводит первые n символов в каждой из строк s1 s2 ... на stdout. #:end docstring:
###;;;autoload function strtrunc () { n=$1 ; shift for z; do echo "${z:0:$n}" done }
# provide string
# string.bash конец библиотеки
# ========================================================================== # # ==> Все, что находится ниже, добавлено автором документа.
# ==> Чтобы этот сценарий можно было использовать как "библиотеку", необходимо # ==> удалить все, что находится ниже и "source" этот файл в вашем сценарии.
# strcat string0=one string1=two echo echo "Проверка функции \"strcat\" :" echo "Изначально \"string0\" = $string0" echo "\"string1\" = $string1" strcat string0 string1 echo "Теперь \"string0\" = $string0" echo
# strlen echo echo "Проверка функции \"strlen\" :" str=123456789 echo "\"str\" = $str" echo -n "Длина строки \"str\" = " strlen str echo
# Упражнение: # --------- # Добавьте проверку остальных функций.
exit 0
Michael Zick предоставил очень сложный пример работы с массивами и утилитой md5sum, используемой для кодирования сведений о каталоге.
От переводчика:
К своему стыду вынужден признаться, что перевод комментариев оказался мне не "по зубам", поэтому оставляю этот сценарий без перевода.
Пример A-21. Directory information
#! /bin/bash # directory-info.sh # Parses and lists directory information.
# NOTE: Change lines 273 and 353 per "README" file.
# Michael Zick is the author of this script. # Used here with his permission.
# Controls # If overridden by command arguments, they must be in the order: # Arg1: "Descriptor Directory" # Arg2: "Exclude Paths" # Arg3: "Exclude Directories" # # Environment Settings override Defaults. # Command arguments override Environment Settings.
# Default location for content addressed file descriptors. MD5UCFS=${1:-${MD5UCFS:-'/tmpfs/ucfs'}}
# Directory paths never to list or enter declare -a \ EXCLUDE_PATHS=${2:-${EXCLUDE_PATHS:-'(/proc /dev /devfs /tmpfs)'}}
# Directories never to list or enter declare -a \ EXCLUDE_DIRS=${3:-${EXCLUDE_DIRS:-'(ucfs lost+found tmp wtmp)'}}
# Files never to list or enter declare -a \ EXCLUDE_FILES=${3:-${EXCLUDE_FILES:-'(core "Name with Spaces")'}}
# Here document used as a comment block. : << LSfieldsDoc # # # # # List Filesystem Directory Information # # # # # # # ListDirectory "FileGlob" "Field-Array-Name" # or # ListDirectory -of "FileGlob" "Field-Array-Filename" # '-of' meaning 'output to filename' # # # # #
String format description based on: ls (GNU fileutils) version 4.0.36
Produces a line (or more) formatted: inode permissions hard-links owner group ... 32736 -rw------- 1 mszick mszick
size day month date hh:mm:ss year path 2756608 Sun Apr 20 08:53:06 2003 /home/mszick/core
Unless it is formatted: inode permissions hard-links owner group ... 266705 crw-rw---- 1 root uucp
major minor day month date hh:mm:ss year path 4, 68 Sun Apr 20 09:27:33 2003 /dev/ttyS4 NOTE: that pesky comma after the major number
NOTE: the 'path' may be multiple fields: /home/mszick/core /proc/982/fd/0 -> /dev/null /proc/982/fd/1 -> /home/mszick/.xsession-errors /proc/982/fd/13 -> /tmp/tmpfZVVOCs (deleted) /proc/982/fd/7 -> /tmp/kde-mszick/ksycoca /proc/982/fd/8 -> socket:[11586] /proc/982/fd/9 -> pipe:[11588]
If that isn't enough to keep your parser guessing, either or both of the path components may be relative: ../Built-Shared -> Built-Static ../linux-2.4.20.tar.bz2 -> ../../../SRCS/linux-2.4.20.tar.bz2
The first character of the 11 (10?) character permissions field: 's' Socket 'd' Directory 'b' Block device 'c' Character device 'l' Symbolic link NOTE: Hard links not marked - test for identical inode numbers on identical filesystems. All information about hard linked files are shared, except for the names and the name's location in the directory system. NOTE: A "Hard link" is known as a "File Alias" on some systems. '-' An undistingushed file
Followed by three groups of letters for: User, Group, Others Character 1: '-' Not readable; 'r' Readable Character 2: '-' Not writable; 'w' Writable Character 3, User and Group: Combined execute and special '-' Not Executable, Not Special 'x' Executable, Not Special 's' Executable, Special 'S' Not Executable, Special Character 3, Others: Combined execute and sticky (tacky?) '-' Not Executable, Not Tacky 'x' Executable, Not Tacky 't' Executable, Tacky 'T' Not Executable, Tacky
Followed by an access indicator Haven't tested this one, it may be the eleventh character or it may generate another field ' ' No alternate access '+' Alternate access LSfieldsDoc
ListDirectory() { local -a T local -i of=0 # Default return in variable # OLD_IFS=$IFS # Using BASH default ' \t\n'
case "$#" in 3) case "$1" in -of) of=1 ; shift ;; * ) return 1 ;; esac ;; 2) : ;; # Poor man's "continue" *) return 1 ;; esac
# NOTE: the (ls) command is NOT quoted (") T=( $(ls --inode --ignore-backups --almost-all --directory \ --full-time --color=none --time=status --sort=none \ --format=long $1) )
case $of in # Assign T back to the array whose name was passed as $2 0) eval $2=\( \"\$\{T\[@\]\}\" \) ;; # Write T into filename passed as $2 1) echo "${T[@]}" > "$2" ;; esac return 0 }
# # # # # Is that string a legal number? # # # # # # # IsNumber "Var" # # # # # There has to be a better way, sigh...
IsNumber() { local -i int if [ $# -eq 0 ] then return 1 else (let int=$1) 2>/dev/null return $? # Exit status of the let thread fi }
# # # # # Index Filesystem Directory Information # # # # # # # IndexList "Field-Array-Name" "Index-Array-Name" # or # IndexList -if Field-Array-Filename Index-Array-Name # IndexList -of Field-Array-Name Index-Array-Filename # IndexList -if -of Field-Array-Filename Index-Array-Filename # # # # #
: << IndexListDoc Walk an array of directory fields produced by ListDirectory
Having suppressed the line breaks in an otherwise line oriented report, build an index to the array element which starts each line.
Each line gets two index entries, the first element of each line (inode) and the element that holds the pathname of the file.
The first index entry pair (Line-Number==0) are informational: Index-Array-Name[0] : Number of "Lines" indexed Index-Array-Name[1] : "Current Line" pointer into Index-Array-Name
The following index pairs (if any) hold element indexes into the Field-Array-Name per: Index-Array-Name[Line-Number * 2] : The "inode" field element.
NOTE: This distance may be either +11 or +12 elements. Index-Array-Name[(Line-Number * 2) + 1] : The "pathname" element. NOTE: This distance may be a variable number of elements. Next line index pair for Line-Number+1. IndexListDoc
IndexList() { local -a LIST # Local of listname passed local -a -i INDEX=( 0 0 ) # Local of index to return local -i Lidx Lcnt local -i if=0 of=0 # Default to variable names
case "$#" in # Simplistic option testing 0) return 1 ;; 1) return 1 ;; 2) : ;; # Poor man's continue 3) case "$1" in -if) if=1 ;; -of) of=1 ;; * ) return 1 ;; esac ; shift ;; 4) if=1 ; of=1 ; shift ; shift ;; *) return 1 esac
# Make local copy of list case "$if" in 0) eval LIST=\( \"\$\{$1\[@\]\}\" \) ;; 1) LIST=( $(cat $1) ) ;; esac
# Grok (grope?) the array Lcnt=${#LIST[@]} Lidx=0 until (( Lidx >= Lcnt )) do if IsNumber ${LIST[$Lidx]} then local -i inode name local ft inode=Lidx local m=${LIST[$Lidx+2]} # Hard Links field ft=${LIST[$Lidx+1]:0:1} # Fast-Stat case $ft in b) ((Lidx+=12)) ;; # Block device c) ((Lidx+=12)) ;; # Character device *) ((Lidx+=11)) ;; # Anything else esac name=Lidx case $ft in -) ((Lidx+=1)) ;; # The easy one b) ((Lidx+=1)) ;; # Block device c) ((Lidx+=1)) ;; # Character device d) ((Lidx+=1)) ;; # The other easy one l) ((Lidx+=3)) ;; # At LEAST two more fields # A little more elegance here would handle pipes, #+ sockets, deleted files - later. *) until IsNumber ${LIST[$Lidx]} || ((Lidx >= Lcnt)) do ((Lidx+=1)) done ;; # Not required esac INDEX[${#INDEX[*]}]=$inode INDEX[${#INDEX[*]}]=$name INDEX[0]=${INDEX[0]}+1 # One more "line" found # echo "Line: ${INDEX[0]} Type: $ft Links: $m Inode: \ # ${LIST[$inode]} Name: ${LIST[$name]}"
else ((Lidx+=1)) fi done case "$of" in 0) eval $2=\( \"\$\{INDEX\[@\]\}\" \) ;; 1) echo "${INDEX[@]}" > "$2" ;; esac return 0 # What could go wrong? }
# # # # # Content Identify File # # # # # # # DigestFile Input-Array-Name Digest-Array-Name # or # DigestFile -if Input-FileName Digest-Array-Name # # # # #
# Here document used as a comment block. : <<DigestFilesDoc
The key (no pun intended) to a Unified Content File System (UCFS) is to distinguish the files in the system based on their content. Distinguishing files by their name is just, so, 20th Century.
The content is distinguished by computing a checksum of that content. This version uses the md5sum program to generate a 128 bit checksum representative of the file's contents. There is a chance that two files having different content might generate the same checksum using md5sum (or any checksum). Should that become a problem, then the use of md5sum can be replace by a cyrptographic signature. But until then...
The md5sum program is documented as outputting three fields (and it does), but when read it appears as two fields (array elements). This is caused by the lack of whitespace between the second and third field. So this function gropes the md5sum output and returns: [0] 32 character checksum in hexidecimal (UCFS filename) [1] Single character: ' ' text file, '*' binary file [2] Filesystem (20th Century Style) name Note: That name may be the character '-' indicating STDIN read.
DigestFilesDoc
DigestFile() { local if=0 # Default, variable name local -a T1 T2
case "$#" in 3) case "$1" in -if) if=1 ; shift ;; * ) return 1 ;; esac ;; 2) : ;; # Poor man's "continue" *) return 1 ;; esac
case $if in 0) eval T1=\( \"\$\{$1\[@\]\}\" \) T2=( $(echo ${T1[@]} | md5sum -) ) ;; 1) T2=( $(md5sum $1) ) ;; esac
case ${#T2[@]} in 0) return 1 ;; 1) return 1 ;; 2) case ${T2[1]:0:1} in # SanScrit-2.0.5 \*) T2[${#T2[@]}]=${T2[1]:1} T2[1]=\* ;; *) T2[${#T2[@]}]=${T2[1]} T2[1]=" " ;; esac ;; 3) : ;; # Assume it worked *) return 1 ;; esac
local -i len=${#T2[0]} if [ $len -ne 32 ] ; then return 1 ; fi eval $2=\( \"\$\{T2\[@\]\}\" \) }
# # # # # Locate File # # # # # # # LocateFile [-l] FileName Location-Array-Name # or # LocateFile [-l] -of FileName Location-Array-FileName # # # # #
# A file location is Filesystem-id and inode-number
# Here document used as a comment block. : << StatFieldsDoc Based on stat, version 2.2 stat -t and stat -lt fields [0] name [1] Total size File - number of bytes Symbolic link - string length of pathname [2] Number of (512 byte) blocks allocated [3] File type and Access rights (hex) [4] User ID of owner [5] Group ID of owner [6] Device number [7] Inode number [8] Number of hard links [9] Device type (if inode device) Major [10] Device type (if inode device) Minor [11] Time of last access May be disabled in 'mount' with noatime atime of files changed by exec, read, pipe, utime, mknod (mmap?) atime of directories changed by addition/deletion of files [12] Time of last modification mtime of files changed by write, truncate, utime, mknod mtime of directories changed by addtition/deletion of files [13] Time of last change ctime reflects time of changed inode information (owner, group permissions, link count -*-*- Per: Return code: 0 Size of array: 14 Contents of array Element 0: /home/mszick Element 1: 4096 Element 2: 8 Element 3: 41e8 Element 4: 500 Element 5: 500 Element 6: 303 Element 7: 32385 Element 8: 22 Element 9: 0 Element 10: 0 Element 11: 1051221030 Element 12: 1051214068 Element 13: 1051214068
For a link in the form of linkname -> realname stat -t linkname returns the linkname (link) information stat -lt linkname returns the realname information
stat -tf and stat -ltf fields [0] name [1] ID-0? # Maybe someday, but Linux stat structure [2] ID-0? # does not have either LABEL nor UUID # fields, currently information must come # from file-system specific utilities These will be munged into: [1] UUID if possible [2] Volume Label if possible Note: 'mount -l' does return the label and could return the UUID
[3] Maximum length of filenames [4] Filesystem type [5] Total blocks in the filesystem [6] Free blocks [7] Free blocks for non-root user(s) [8] Block size of the filesystem [9] Total inodes [10] Free inodes
-*-*- Per: Return code: 0 Size of array: 11 Contents of array Element 0: /home/mszick Element 1: 0 Element 2: 0 Element 3: 255 Element 4: ef53 Element 5: 2581445 Element 6: 2277180 Element 7: 2146050 Element 8: 4096 Element 9: 1311552 Element 10: 1276425
StatFieldsDoc
# LocateFile [-l] FileName Location-Array-Name # LocateFile [-l] -of FileName Location-Array-FileName
LocateFile() { local -a LOC LOC1 LOC2 local lk="" of=0
case "$#" in 0) return 1 ;; 1) return 1 ;; 2) : ;; *) while (( "$#" > 2 )) do case "$1" in -l) lk=-1 ;; -of) of=1 ;; *) return 1 ;; esac shift done ;; esac
# More Sanscrit-2.0.5 # LOC1=( $(stat -t $lk $1) ) # LOC2=( $(stat -tf $lk $1) ) # Uncomment above two lines if system has "stat" command installed. LOC=( ${LOC1[@]:0:1} ${LOC1[@]:3:11} ${LOC2[@]:1:2} ${LOC2[@]:4:1} )
case "$of" in 0) eval $2=\( \"\$\{LOC\[@\]\}\" \) ;; 1) echo "${LOC[@]}" > "$2" ;; esac return 0 # Which yields (if you are lucky, and have "stat" installed) # -*-*- Location Discriptor -*-*- # Return code: 0 # Size of array: 15 # Contents of array # Element 0: /home/mszick 20th Century name # Element 1: 41e8 Type and Permissions # Element 2: 500 User # Element 3: 500 Group # Element 4: 303 Device # Element 5: 32385 inode # Element 6: 22 Link count # Element 7: 0 Device Major # Element 8: 0 Device Minor # Element 9: 1051224608 Last Access # Element 10: 1051214068 Last Modify # Element 11: 1051214068 Last Status # Element 12: 0 UUID (to be) # Element 13: 0 Volume Label (to be) # Element 14: ef53 Filesystem type }
# And then there was some test code
ListArray() # ListArray Name { local -a Ta
eval Ta=\( \"\$\{$1\[@\]\}\" \) echo echo "-*-*- List of Array -*-*-" echo "Size of array $1: ${#Ta[*]}" echo "Contents of array $1:" for (( i=0 ; i<${#Ta[*]} ; i++ )) do echo -e "\tElement $i: ${Ta[$i]}" done return 0 }
declare -a CUR_DIR # For small arrays ListDirectory "${PWD}" CUR_DIR ListArray CUR_DIR
declare - a DIR_DIG DigestFile CUR_DIR DIR_DIG echo "The new \"name\" (checksum) for ${CUR_DIR[9]} is ${DIR_DIG[0]}"
declare -a DIR_ENT # BIG_DIR # For really big arrays - use a temporary file in ramdisk # BIG-DIR # ListDirectory -of "${CUR_DIR[11]}/*" "/tmpfs/junk2" ListDirectory "${CUR_DIR[11]}/*" DIR_ENT
declare -a DIR_IDX # BIG-DIR # IndexList -if "/tmpfs/junk2" DIR_IDX IndexList DIR_ENT DIR_IDX
declare -a IDX_DIG # BIG-DIR # DIR_ENT=( $(cat /tmpfs/junk2) ) # BIG-DIR # DigestFile -if /tmpfs/junk2 IDX_DIG DigestFile DIR_ENT IDX_DIG # Small (should) be able to parallize IndexList & DigestFile # Large (should) be able to parallize IndexList & DigestFile & the assignment echo "The \"name\" (checksum) for the contents of ${PWD} is ${IDX_DIG[0]}"
declare -a FILE_LOC LocateFile ${PWD} FILE_LOC ListArray FILE_LOC
exit 0
Stephane Chazelas демонстрирует возможность объектно ориентированного подхода к программированию в Bash-сценариях.
Пример A-22. Объектно ориентированная база данных
#!/bin/bash # obj-oriented.sh: Объектно ориентрованный подход к программированию в сценариях. # Автор: Stephane Chazelas.
person.new() # Очень похоже на объявление класса в C++. { local obj_name=$1 name=$2 firstname=$3 birthdate=$4
eval "$obj_name.set_name() { eval \"$obj_name.get_name() { echo \$1 }\" }"
eval "$obj_name.set_firstname() { eval \"$obj_name.get_firstname() { echo \$1 }\" }"
eval "$obj_name.set_birthdate() { eval \"$obj_name.get_birthdate() { echo \$1 }\" eval \"$obj_name.show_birthdate() { echo \$(date -d \"1/1/1970 0:0:\$1 GMT\") }\" eval \"$obj_name.get_age() { echo \$(( (\$(date +%s) - \$1) / 3600 / 24 / 365 )) }\" }"
$obj_name.set_name $name $obj_name.set_firstname $firstname $obj_name.set_birthdate $birthdate }
echo
person.new self Bozeman Bozo 101272413 # Создается экземпляр класса "person.new" (фактически -- вызов функции с аргументами).
self.get_firstname # Bozo self.get_name # Bozeman self.get_age # 28 self.get_birthdate # 101272413 self.show_birthdate # Sat Mar 17 20:13:33 MST 1973
echo
# typeset -f # чтобы просмотреть перечень созданных функций.
exit 0
Приложение B. Маленький учебник по Sed и Awk
В этом приложении содержится очень краткое описание приемов работы с утилитами обработки текста sed и awk. Здесь будут рассмотрены лишь несколько базовых команд, которых, в принципе, будет достаточно, чтобы научиться понимать простейшие конструкции sed и awk внутри сценариев на языке командной оболочки.
sed: неинтерактивный редактор текстовых файлов
awk: язык обработки шаблонов с C-подобным синтаксисом
При всех своих различиях, эти две утилиты обладают похожим синтаксисом, они обе умеют работать с регулярными выражениями, обе, по-умолчанию, читают данные с устройства stdin и обе выводят результат обработки на устройство stdout. Обе являются утилитами UNIX-систем, и прекрасно могут взаимодействовать между собой. Вывод от одной может быть перенаправлен, по конвейеру, на вход другой. Их комбинирование придает сценариям, на языке командной оболочки, мощь и гибкость языка Perl.
Одно важное отличие состоит в том, что в случае с sed, сценарий легко может передавать дополнительные аргументы этой утилите, в то время, как в случае с awk (см. Пример 33-3 и Пример 9-22), это более сложная задача . |
Sed -- это неинтерактивный строчный редактор. Он принимает текст либо с устройства stdin, либо из текстового файла, выполняет некоторые операции над строками и затем выводит результат на устройство stdout или в файл. Как правило, в сценариях, sed используется в конвейерной обработке данных, совместно с другими командами и утилитами.
Sed определяет, по заданному адресному пространству, над какими строками следует выполнить операции. [66] Адресное пространство строк задается либо их порядковыми номерами, либо шаблоном. Например, команда 3d заставит sed удалить третью строку, а команда /windows/d означает, что все строки, содержащие "windows", должны быть удалены.
Из всего разнообразия операций, мы остановимся на трех, используемых наиболее часто. Это p -- печать (на stdout), d -- удаление и s -- замена.